Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………………………….......5
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в онтогенезе…………………………………………………………………...7
3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………19
4.Особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….23
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….31

Файлы: 1 файл

курс. р-та-черновик12.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

Низкий  уровень. Ребенок не может свободно вести беседу, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает. Ответы его состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Ребенок владеет минимальным лексическим запасом, затрудняется коммуникативно приемлемо использовать его в ответе.

Анализируя  контингент детей дошкольного возраста, страдающих недоразвитием речи, Б.М. Гриншпун [2] отмечает, что в отличие от нормально развивающихся детей, у которых в процессе речевого общения формируется речевая деятельность, опосредованная системой языковых знаков, у детей с недоразвитием речи в ходе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, что препятствует формированию языковой системы. Речь как средство общения у данного контингента спонтанно не формируется. Их элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения.

Низкий  социальный статус, проявляющийся в  непринятии сверстников группы, нарушение  образа "Я", выраженное в неадекватной самооценке и индивидуальные черты характера.

В свою очередь, А. В. Запорожец отмечал зависимость уровня развития речи от частоты и содержательности коммуникаций, говоря о том, что при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в речевом общении, развитие речи отстает в своих темпах. Практика общения, по мнению ученого, впредь должна оставаться основным источником развития речи детей дошкольного возраста [7]

Ограниченные  возможности речевой коммуникации, характерные для дошкольников с  общим недоразвитием речи, нередко  проявляются в недостаточной активности речевого общения, снижении мотивационно-потребностной сферы общения, трудностях реализации речевых средств, медленным усвоением языковых понятий, неадекватной самооценке. Речевые и коммуникативные нарушения препятствует организации коммуникативного поведения ребенка с общим недоразвитием речи, затрудняют речевой контакт с детьми и взрослым, способствует изоляции от коллектива сверстников.

Речь  как средство общения возникает  и развивается в процессе общения  и основная задача дошкольных учреждений состоит в правильной организации  и интенсификации речевого общения детей. В процессе речевого развития формируются как все основные психические процессы, так и личность ребенка в целом. Одним из условий формирования полноценной личности ребёнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овладение правильной речью и активное пользование ею в общении.

Ввиду вышеперечисленных нарушений нами были определены следующие направления коррекционной работы, способствующие активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий:

1)создание ситуаций, повышающих  мотивацию к речевому общению;

2)работа по преодолению трудностей реализации речевых средств;

3)стимуляция речевой активности;

4)организация коммуникативного  поведения в различных ситуациях;

5)формирование речекоммуникативных  умений и навыков;

6)формирование речевого этикета.

  коммуникация логопедический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного в рамках данного исследования теоретического анализа научной и методической литературы нами были сделаны следующие выводы:

Большая часть специальных исследований, посвященных изучению коммуникации и коммуникационных систем, рассматривает процесс коммуникации как способ взаимодействия между людьми посредством речи и языка. Содержание понятия «коммуникация» в сфере гуманитарных дисциплин отождествляется с понятием «общение». Речь является  способом коммуникации или речевой деятельностью, которая подчиняется законам коммуникации, а язык - средством коммуникации, которое реализуется в процессе речевой деятельности. Речь возникает из потребности в общении и выполняет коммуникативную функцию, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Именно поэтому речь может выступать самостоятельной универсальной коммуникационной системой и протекать как речевая деятельность.

Наиболее  значимые этапы онтогенеза речи как средства общения приходятся на период дошкольного детства. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения на протяжении первых 7 лет жизни.   Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.

Уровень сформированности речевой коммуникации ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи. Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

 Взаимообусловленность речевых  и коммуникативных умений у  данной категории детей приводит  к тому, что такие особенности  речевого развития, как бедность  и недифференцированность словарного  запаса, явная недостаточность глагольного  словаря, своеобразие связного  высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и культуры общения, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм [38].Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Полученные данные убеждают нас  в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, создания педагогических условий логопедического воздействия с учетом особенностей речевой коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей этой категории и ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

Так как основной организационной  формой логопедического воздействия  на детей с общим недоразвитием  речи в условиях дошкольного образовательного учреждения являются логопедические занятия, актуальной становится проблемой поиска путей решения этих задач на логопедических занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников(черновик)

1   Левина Р.Е. Опыт  изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951

2 Гриншпун Б.М. Недоразвитие  речи у дошкольников // Дошкольное  воспитание. - 1968. - №8. - С.63 - 67.

3   Шаховская С.Н.  Развитие словаря в системе  работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия  - М., 1997. - С.240-250.

4 Филичева Т.Б. Особенности  формирования речи у детей  дошкольного возраста. - М, 1999.

5  Выготский, Л. С. Собрание соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии /Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой – М. : Педагогика, 1983. – 368. с.

6  Гальперин, П. Я., Запорожец, А. В., Карпова, С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / Б. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова – М., «Педагогика», 1978. – 424 с.

7  Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

8   Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев – М. : Смысл, 1999. – 365 с.

9    Лурия А.Р. Язык  и сознание. - Изд.2-е. - Ростов на / Д., 2003.

10  Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 : Перевод с франц. / Ж Годфруа - М. : Мир, 1992. – с.370

11  Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога / Е С Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

12 Крижанская, Ю. С. Гpамматика общения / Ю. С. Кpижанская, В. П. Тpетьяков. – 2-е изд. – М. : Смысл; Академический проект, 1999. – 279 с.

13 Юрчук, В В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук – Мн.: «Современное слово», 1998. – 768 с.

14   Большой психологический  словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : прайм ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

15  Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А .Б.  Добрович – М. : «Просвещение», 1987. – 205 с.

16   М. М. Бахтин как философ / Аверинцев, С. С.; Давыдов, Ю. Н.; Турбин, В. Н. и др. — М.: Наука, 1992. — 256 с.

17  Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перев. А. М. Пятигорского. СПб., 2003. — 192

18      Хомский  Н.Н. Коммуникативная функция  и онтогенез речи [ Электронный ресурс] / автор Н.Н. Хомский. –Режим доступа: http // ref.ewreka.ru/r269 90

 

19       Логопедия  / Под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 480 с.

20    Лисина М.И.  Общение со взрослым и психологическая  подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Копчеля. - Кишинев:  Штиинца, 1987. - 135 с.

21   Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д  Эльконин — М. : Тривола, 1994. – 168 с.

22   Бюллер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: 1935. - С. 3,   

23 Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Москва "Просвещение", 2008

24   Мастюкова Е.М.  Лечебная педагогика / ранний и  дошкольный возраст: Совет педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

25   Глухов В.П. "Формирование  связной детей дошкольного возраста  с общим речевым недоразвитием". Москва, АРКТИ, 2004 г.

26   Левина Р.Е. Опыт  изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951.

27  Филичева Т.Б. Особенности  формирования речи у детей  дошкольного возраста. - М, 1999.

28    Шаховская С.Н.  Развитие словаря в системе  работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240

29     Жинкин Н.И.  Речь как проводник информации. - М., 1982.

30  Обучение и воспитание  дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Мироновой С.А. - М., 1987

31  Грибова О.Е. К  проблеме анализа коммуникаций  у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7 - 16.

32 Ожогов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А. Н.; Российский фонд культуры; - 3-е Изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1995 г.282с.

33 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. (Развитие и воспитание)

34  Галигузова Л.Н. К  вопросу о происхождении и  специфике потребности в общении  со сверстником / Л.Н. Галигузова // Новые исследования в психологии. - 1980. - №2. - С.31 - 36.

35   Ветрова В.В. Ладушки.  Игры для детей и родителей  / В.В. Ветрова. - М.: Знание, 1994. - 111 с.

36 Ветрова В.В. Ребенок учится говорить /В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 1988. - 94 с.

37  Лемяскина Н.А. Коммуникативное  поведение младшего школьника  (психолингвистическое исследование): дис. … канд. филол. наук / Н.А. Лемяскина. Воронеж, 1999. - 231 с.

38 Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1996. - №1. - С.62-67.

 

 


Информация о работе Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи