Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………………………….......5
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в онтогенезе…………………………………………………………………...7
3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………19
4.Особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….23
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….31
Низкий уровень. Ребенок не может свободно вести беседу, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает. Ответы его состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Ребенок владеет минимальным лексическим запасом, затрудняется коммуникативно приемлемо использовать его в ответе.
Анализируя контингент детей дошкольного возраста, страдающих недоразвитием речи, Б.М. Гриншпун [2] отмечает, что в отличие от нормально развивающихся детей, у которых в процессе речевого общения формируется речевая деятельность, опосредованная системой языковых знаков, у детей с недоразвитием речи в ходе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, что препятствует формированию языковой системы. Речь как средство общения у данного контингента спонтанно не формируется. Их элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения.
Низкий социальный статус, проявляющийся в непринятии сверстников группы, нарушение образа "Я", выраженное в неадекватной самооценке и индивидуальные черты характера.
В свою очередь, А. В. Запорожец отмечал зависимость уровня развития речи от частоты и содержательности коммуникаций, говоря о том, что при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в речевом общении, развитие речи отстает в своих темпах. Практика общения, по мнению ученого, впредь должна оставаться основным источником развития речи детей дошкольного возраста [7]
Ограниченные
возможности речевой
Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения и основная задача дошкольных учреждений состоит в правильной организации и интенсификации речевого общения детей. В процессе речевого развития формируются как все основные психические процессы, так и личность ребенка в целом. Одним из условий формирования полноценной личности ребёнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овладение правильной речью и активное пользование ею в общении.
Ввиду вышеперечисленных нарушений нами были определены следующие направления коррекционной работы, способствующие активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий:
1)создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению;
2)работа по преодолению трудностей реализации речевых средств;
3)стимуляция речевой
4)организация
5)формирование
6)формирование речевого
коммуникация логопедический
Заключение
В результате проведенного в рамках данного исследования теоретического анализа научной и методической литературы нами были сделаны следующие выводы:
Большая часть специальных исследований, посвященных изучению коммуникации и коммуникационных систем, рассматривает процесс коммуникации как способ взаимодействия между людьми посредством речи и языка. Содержание понятия «коммуникация» в сфере гуманитарных дисциплин отождествляется с понятием «общение». Речь является способом коммуникации или речевой деятельностью, которая подчиняется законам коммуникации, а язык - средством коммуникации, которое реализуется в процессе речевой деятельности. Речь возникает из потребности в общении и выполняет коммуникативную функцию, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Именно поэтому речь может выступать самостоятельной универсальной коммуникационной системой и протекать как речевая деятельность.
Наиболее значимые этапы онтогенеза речи как средства общения приходятся на период дошкольного детства. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения на протяжении первых 7 лет жизни. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.
Уровень сформированности речевой коммуникации ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи. Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность
Полученные данные убеждают нас в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, создания педагогических условий логопедического воздействия с учетом особенностей речевой коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей этой категории и ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.
Так как основной организационной формой логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения являются логопедические занятия, актуальной становится проблемой поиска путей решения этих задач на логопедических занятиях.
Список использованных источников(черновик)
1 Левина Р.Е. Опыт
изучения неговорящих детей-
2 Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1968. - №8. - С.63 - 67.
3 Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия - М., 1997. - С.240-250.
4 Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М, 1999.
5 Выготский, Л. С. Собрание соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии /Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой – М. : Педагогика, 1983. – 368. с.
6 Гальперин, П. Я., Запорожец, А. В., Карпова, С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / Б. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова – М., «Педагогика», 1978. – 424 с.
7 Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
8 Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев – М. : Смысл, 1999. – 365 с.
9 Лурия А.Р. Язык и сознание. - Изд.2-е. - Ростов на / Д., 2003.
10 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 : Перевод с франц. / Ж Годфруа - М. : Мир, 1992. – с.370
11 Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога / Е С Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
12 Крижанская, Ю. С. Гpамматика общения / Ю. С. Кpижанская, В. П. Тpетьяков. – 2-е изд. – М. : Смысл; Академический проект, 1999. – 279 с.
13 Юрчук, В В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук – Мн.: «Современное слово», 1998. – 768 с.
14 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : прайм ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
15 Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А .Б. Добрович – М. : «Просвещение», 1987. – 205 с.
16 М. М. Бахтин как философ / Аверинцев, С. С.; Давыдов, Ю. Н.; Турбин, В. Н. и др. — М.: Наука, 1992. — 256 с.
17 Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перев. А. М. Пятигорского. СПб., 2003. — 192
18 Хомский Н.Н. Коммуникативная функция и онтогенез речи [ Электронный ресурс] / автор Н.Н. Хомский. –Режим доступа: http // ref.ewreka.ru/r269 90
19 Логопедия / Под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 480 с.
20 Лисина М.И.
Общение со взрослым и
21 Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д Эльконин — М. : Тривола, 1994. – 168 с.
22 Бюллер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: 1935. - С. 3,
23 Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Москва "Просвещение", 2008
24 Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика / ранний и дошкольный возраст: Совет педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
25 Глухов В.П. "Формирование
связной детей дошкольного
26 Левина Р.Е. Опыт
изучения неговорящих детей-
27 Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М, 1999.
28 Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
29 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
30 Обучение и воспитание
дошкольников с нарушениями
31 Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7 - 16.
32 Ожогов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А. Н.; Российский фонд культуры; - 3-е Изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1995 г.282с.
33 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. (Развитие и воспитание)
34 Галигузова Л.Н. К
вопросу о происхождении и
специфике потребности в
35 Ветрова В.В. Ладушки. Игры для детей и родителей / В.В. Ветрова. - М.: Знание, 1994. - 111 с.
36 Ветрова В.В. Ребенок учится говорить /В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 1988. - 94 с.
37 Лемяскина Н.А.
38 Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1996. - №1. - С.62-67.