Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………………………….......5
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в онтогенезе…………………………………………………………………...7
3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………19
4.Особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….23
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….31
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Курсовая работа
Исполнитель
слушатель группы
«Интегрированное обучение и
воспитание в школьном
образовании»
МАСЮК Н.А.
Научный руководитель
ст.преподаватель
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в
онтогенезе……………………………………………………
3.Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР…………
4.Особенности
речевой коммуникации у детей с общим
недоразвитием
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….31
Введение
Речь
выполняет многообразные
Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике.
Особого
внимания заслуживают
Преодоление нарушений речи традиционно направлено на усвоение ребенком языковых закономерностей и накопление фонетических, лексико-грамматических, синтаксических средств языка на специально организованных логопедических занятиях. Работа проводится с постепенным усложнением речевого и языкового материала. Ребенок, включенный в систему коррекционной работы, усваивает языковые средства и на занятиях осуществляет контроль над собственной речью.
Вопросы изучения коммуникации и речи поднимались в исследованиях не только психологов и педагогов, но и социологов, лингвистов, биологов и представлены в работах как мировых, так и отечественных ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии[5,6,7,8,9] и других.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития. Диагностика коммуникативной компетенции у детей как методологически, так и на практическом уровне почти не разработана.
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие и активизацию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В связи с этим очевидна актуальность исследования особенностей общения детей с общим недоразвитием речи и изучение приемов и методов активизации речевой коммуникации этих детей на логопедических занятиях.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
Объектом исследования является речевая коммуникация детей с ОНР.
Предметом исследования являются особенности речевой коммуникации дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы,…
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных исследованиях
В настоящем параграфе нами исследуется важный аспект процесса общения – речевые коммуникации. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения.
Известный канадский психолог Ж.Годфруа[10], характеризуя феномен речи, отмечает, что она представляет собой средство общения, «необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий» [10, с. 370]. Это позволяет нам рассматривать речевую коммуникацию как специфическое явление. Рассмотрим это понятие через призму содержания понятия «коммуникация».
Существуют
различные подходы к
Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
Привычное понимание коммуникации мы находим в «Золотой книге педагога» (2010 г.): «Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но шире по объему. Это – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе». Коммуникация человека является составной частью его деятельности, она позволяет ему познавать мир и общаться с людьми [11, с. 236]. Коммуникация определяется также как «смысловой аспект социального взаимодействия» [11, с. 237].
Американский ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования.
Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков пишут, что общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями [12, с. 237]. В.В. Юрчук в «Современном словаре по психологии» отмечает, что в психологии нет надобности дифференцировать понятие «общение» с понятием «коммуникация» [13, с. 411].
«Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение включено в практическое взаимодействие людей» [14, c.391].
Большой
психологический словарь
А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации: побуждение к действию; уточнение ситуации действия; само действие; свертывание действия [15].
В последнее время в науке распространяются идеи философии диалогизма. Ее связывают с русским ученым, литературоведом и лингвистом М. М. Бахтиным. Две основные идеи Бахтина весьма существенны для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте. Идеи М. М. Бахтина получили весьма широкое распространение в мировой лингвистике, литературоведении, теории коммуникации, и философии в последние двадцать лет [16].
Таким образом,
большая часть специальных
2.Теоретические аспекты
Современная наука отводит коммуникации роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В культурно-исторической теории психического развития Л. С. Выготский подчеркивал, что создание социальной ситуации взаимодействия ребёнка с взрослыми или более развитыми сверстниками определяет зону его ближайшего развития и вызывает к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые вначале появляются только в сфере сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а затем становятся внутренним состоянием личности ребёнка. С другой стороны, эти новообразования в структуре личности оказывают влияние на социальное взаимодействие с окружающими, изменяя характер и направленность данного взаимодействия, окрашивая его новыми личностными смыслами и выводя его на новый, более высокий, уровень продуктивной содеятельности и взаимно обогащаемого сотрудничества[5] М. М. Бахтин также отмечал, что общение является одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры, средством ее трансформирования между поколениями и внутри одного социума. Наряду с этим, общение само является культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку человеческое бытие представляет собой «глубочайшее общение». Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового взаимодействии происходит постижение индивидуумом духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями. В нем каждый из нас, выступая в роли активного субъекта взаимодействия, непременно обнаруживает индивидуальный уровень сформированности внутренней культуры. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру[16].
Исследование проблемы влияния коммуникации на развитие ребенка невозможно без изучения закономерностей развития коммуникации и речи в онтогенезе. Существует ряд теорий, объясняющих развитие речи и дающих представления о развитии коммуникации. Прежде всего, они расходятся в вопросе о том, является ли речь наследственным образованием или же она носит приобретенный характер. Исследование данного вопроса находит отражение в работах П. Скиннера, в генетической теории Ж. Пиаже[17], в психосоциологической теории Л. С. Выготского[5], в теории деятельности А. Н. Леонтьева[8], в преформистской теории Н. Хомского[18].
Согласно
бихевиористской концепции П.