Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………………………….......5
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в онтогенезе…………………………………………………………………...7
3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………19
4.Особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….23
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….31

Файлы: 1 файл

курс. р-та-черновик12.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

 

         Министерство образования Республики Беларусь

                        Учреждение образования

          «Гомельский государственный университет

                     имени Франциска Скорины»

 

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

 

                   Факультет по переподготовке кадров

 

           Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

                    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

           С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

 

                                          Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

слушатель группы

«Интегрированное обучение и 

воспитание в школьном образовании»                        МАСЮК Н.А.                                                                   

 

Научный руководитель                                                  

ст.преподаватель                                                            БОБРОВА Е.П.

 

 

                                                  Гомель 2012

 

 

 

 

Содержание……………………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………………….3

1.Сущность  процесса речевой коммуникации  в научных

 исследованиях…………………………………………………………….......5

2.Теоретические  аспекты развития речевой коммуникации

 в  онтогенезе…………………………………………………………………...7

3.Психолого-педагогическая  характеристика детей с ОНР………………19

4.Особенности  речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием                                 речи………………………………………………………………………………….23

5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26

Заключение…………………………………………………………………...30

Список  использованных источников……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь  выполняет многообразные функции  в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. При общем недоразвитии речи нарушается не только формирование речевых средств, но и коммуникация в целом.

Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике.

 Особого  внимания заслуживают особенности  формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б.Филичевой[1,2,3,4], наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Преодоление нарушений речи традиционно направлено на усвоение ребенком языковых закономерностей и накопление фонетических, лексико-грамматических, синтаксических средств языка на специально организованных логопедических занятиях. Работа проводится с постепенным усложнением речевого и языкового материала. Ребенок, включенный в систему коррекционной работы, усваивает языковые средства и на занятиях осуществляет контроль над собственной речью.

Вопросы изучения коммуникации и речи поднимались  в исследованиях не только психологов и педагогов, но и социологов, лингвистов, биологов и представлены в работах  как мировых, так и отечественных  ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии[5,6,7,8,9]  и других.

Несмотря  на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития. Диагностика коммуникативной компетенции у детей как методологически, так и на практическом уровне почти не разработана.

Наряду  с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие и активизацию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В связи  с этим очевидна актуальность исследования особенностей общения детей с общим недоразвитием речи и изучение приемов и методов активизации речевой коммуникации этих детей на логопедических занятиях.

Цель  данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.

Объектом  исследования является речевая коммуникация детей с ОНР.

Предметом исследования являются особенности речевой коммуникации дошкольников с ОНР.

В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:

1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.

2)Раскрыть  генезис речевой коммуникации.

3)Охарактеризовать  категорию детей с ОНР.

4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.

5)Определить направление логопедической коррекции.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы,…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность процесса  речевой коммуникации в научных исследованиях

В настоящем  параграфе нами исследуется важный аспект процесса общения – речевые коммуникации. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения.

Известный канадский психолог Ж.Годфруа[10], характеризуя феномен речи, отмечает, что она представляет собой средство общения, «необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий» [10, с. 370]. Это позволяет нам рассматривать речевую коммуникацию как специфическое явление. Рассмотрим это понятие через призму содержания понятия «коммуникация».

Существуют  различные подходы к определению  понятия «коммуникация». Термин "коммуникация" происходит от латинского слова communicate, что означает – «делаю общим, связываю, общаюсь».

Коммуникацией традиционно принято называть обмен  значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.

Привычное понимание коммуникации мы находим  в «Золотой книге педагога» (2010 г.): «Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но шире по объему. Это – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе». Коммуникация человека является составной частью его деятельности, она позволяет ему познавать мир и общаться с людьми [11, с. 236]. Коммуникация определяется также как «смысловой аспект социального взаимодействия» [11, с. 237].

Американский  ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и  многие другие. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования.

Многие  авторы не делают различия между коммуникацией  и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков пишут, что общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями [12, с. 237]. В.В. Юрчук в «Современном словаре по психологии» отмечает, что в психологии нет надобности дифференцировать понятие «общение» с понятием «коммуникация» [13, с. 411].

«Общение  – взаимодействие двух и более  людей, состоящее в обмене между  ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного характера. Общение включено в практическое взаимодействие людей» [14, c.391].

Большой психологический словарь выделяет вербальную и невербальную разновидности  коммуникации. Вербальная коммуникация – целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Невербальная коммуникация, с одной стороны  может дублировать и поддерживать вербальную, с другой – обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренне вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного) [14, с. 229].

А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации: побуждение к действию; уточнение ситуации действия; само действие; свертывание действия [15].

В последнее  время в науке распространяются идеи философии диалогизма. Ее связывают с русским ученым, литературоведом и лингвистом М. М. Бахтиным. Две основные идеи Бахтина весьма существенны для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте. Идеи М. М. Бахтина получили весьма широкое распространение в мировой лингвистике, литературоведении, теории коммуникации, и философии в последние двадцать лет [16].

Таким образом, большая часть специальных исследований, посвященных изучению коммуникации и коммуникационных систем, рассматривает  процесс коммуникации как способ взаимодействия между людьми посредством  речи и языка. Содержание понятия  «коммуникация» в сфере гуманитарных дисциплин отождествляется с  понятием «общение». Мы в своем исследовании придерживаемся этой точки зрения по данному вопросу и склонны рассматривать коммуникацию как акт общения, его составную часть. Речь в нашем понимании является  способом коммуникации или речевой деятельностью, которая подчиняется законам коммуникации, а язык - средством коммуникации, которое реализуется в процессе речевой деятельности. Речь возникает из потребности в общении и выполняет коммуникативную функцию, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Именно поэтому речь может выступать самостоятельной универсальной коммуникационной системой и протекать как речевая деятельность

2.Теоретические аспекты развития  речевой коммуникации в онтогенезе и дизонтогенезе

Современная наука отводит коммуникации роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В культурно-исторической теории психического развития Л. С. Выготский подчеркивал, что создание социальной ситуации взаимодействия ребёнка с взрослыми или более развитыми сверстниками определяет зону его ближайшего развития и вызывает к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые вначале появляются только в сфере сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а затем становятся внутренним состоянием личности ребёнка. С другой стороны, эти новообразования в структуре личности оказывают влияние на социальное взаимодействие с окружающими, изменяя характер и направленность данного взаимодействия, окрашивая его новыми личностными смыслами и выводя его на новый, более высокий, уровень продуктивной содеятельности и взаимно обогащаемого сотрудничества[5] М. М. Бахтин также отмечал, что общение является одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры, средством ее трансформирования между поколениями и внутри одного социума. Наряду с этим, общение само является культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку человеческое бытие представляет собой «глубочайшее общение». Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового взаимодействии происходит постижение индивидуумом духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями. В нем каждый из нас, выступая в роли активного субъекта взаимодействия, непременно обнаруживает индивидуальный уровень сформированности внутренней культуры. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру[16].

Исследование  проблемы влияния коммуникации на развитие ребенка невозможно без изучения закономерностей развития коммуникации и речи в онтогенезе. Существует ряд теорий, объясняющих развитие речи и дающих представления о развитии коммуникации. Прежде всего, они расходятся в вопросе о том, является ли речь наследственным образованием или же она носит приобретенный характер. Исследование данного вопроса находит отражение в работах П. Скиннера, в генетической теории Ж. Пиаже[17], в психосоциологической теории Л. С. Выготского[5], в теории деятельности А. Н. Леонтьева[8], в преформистской теории Н. Хомского[18].

Согласно  бихевиористской концепции П. Скиннера ребенок стремится к имитированию произнесенных взрослым слов[17, 126 ]. Иными словами, ребенок в процессе наблюдения за речевой деятельностью взрослых усваивает вероятность сочетаемости звуков и слов, и таким образом овладевает языком. Имитативный подход не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных, и, уж тем более, объяснить явление словотворчества, наблюдаемое у детей в период дошкольного детства. При данном научном подходе процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое – к действию по аналогии с этими готовыми фразами. Имитация, хотя и способствует формированию правильного грамматического строя речи, однако не может являться источником качественного прогресса в ее освоении. Кроме того, подражание никогда не станет основой для полноценного речевого общения, требующего от субъекта сугубо индивидуального видения той, или иной проблемы и способа ее толкования и донесения до собеседника. В связи с этим нарушается развитие речевой коммуникации, которое происходит не на основе подражания, а на основе самостоятельного моделирования речевых конструкций в процессе общения.

Информация о работе Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи