Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении направлений её развития.
В соответствии с целью данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1)Уточнить сущностные характеристики коммуникации и общения как видов деятельности.
2)Раскрыть генезис речевой коммуникации.
3)Охарактеризовать категорию детей с ОНР.
4)Выявить нарушения развития коммуникации у детей с ОНР.
5)Определить направление логопедической коррекции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность процесса речевой коммуникации в научных
исследованиях…………………………………………………………….......5
2.Теоретические аспекты развития речевой коммуникации
в онтогенезе…………………………………………………………………...7
3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………19
4.Особенности речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….23
5.Теоретические основы диагностики и коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….31

Файлы: 1 файл

курс. р-та-черновик12.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

Второй  уровень речевого развития определяется в литературе как "Начатки общеупотребительной речи". Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. В.П. Глухов [25] отмечает, что общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Третий  уровень речевого развития характеризуется  развернутой фразовой речью с  элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Наиболее отчетливо они  проявляются в разных видах монологической речи. Типичным для данного уровня является использование детьми простых  распространенных, а также некоторых  видов сложных предложений. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении  грамматическим строем речи, переход  от диалогической формы речи к контекстной [25]. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная "немотивированная" ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Таким образом, уровень сформированности речевой коммуникации ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Особенности развития коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении его личности.

По мнению многих авторов [2, 26, 27, 28] у детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В исследованиях С.Н. Шаховской [28] экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей с тяжелой патологией речи. По мнению автора, "общее недоразвитие речи - многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи" [28, с.241]. Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются.

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты  произношения и формообразования, трудности  развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Н.И. Жинкин [29] считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий).

С.А. Миронова [38] в своих работах подчеркивает, что у детей с недоразвитием речи наряду с основными (речевыми) трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. У детей с тяжелой речевой патологией часто имеются затруднения в понимании обращенной речи, вследствие чего процесс их ознакомления с окружающим предметным миром оказывается обедненным, поверхностным.

О наличии серьезных трудностей в организации речевого общения детей с ОНР говорится в работах О.С.Павловой, Г.В.Чиркиной, Е.Г.Федосеевой, О.Е.Грибовой [31] и других. Исследователи показали, что у таких детей наблюдаются снижение мотивационно-потребностной сферы, трудности реализации речевых средств, недостаточное усвоение языковых понятий. Достаточно большое количество детей в этот период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждаются в специальной педагогической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное.

Исследователями были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

-употребление слов в неточном значении;

-использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм;

-многочисленные повторения, возвращения к ранее сказанному;

-шаблонность, т.е. использование заученных формулировок;

-изобилие необоснованных пауз в речи;

-единичность случаев активной вербальной коммуникации;

-отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации;

-неспособность оценивать высказывания других детей;

-замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

-специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов.

Кроме того, выявлено, что коммуникативные речевые  нарушения носят нерегулярный характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.

Дефект  речевого развития детей оказывает  существенное влияние на формирование и становление деятельности общения  и речевой деятельности вообще. Специфика употребления детьми 5-7 лет с ОНР 2-3 уровня как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием языкового компонента.

Итак, нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Теоретические основы диагностики  и коррекционной работы по  развитию речевой  коммуникации  у детей с общим недоразвитием

Чтобы ребенок  своевременно и качественно овладевал  устной речью, для этого необходимо пользоваться ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Под понятием активизация подразумевают побудить к активности, усиливая деятельность, оживить [32].

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова [33] отмечают, что развитие речи делает возможным общение ребенка со взрослым, содержание которого не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения могут стать такие явление и события, которые нельзя увидеть в данный момент. Это становится возможным благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В общей психологии речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта - формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Речь  в человеческом обществе могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого-либо результата.

В качестве критерия коммуникативной потребности ряд авторов [20, 34] выделяют четыре признака:

1) внимание и интерес ребенка ко взрослому;

2) эмоциональные проявления в поведении младенца;

3) его инициативность в отношениях со взрослыми;

4) реагирование на отношение взрослого.

По ходу развития ребенок все более обособляется, эмансипируется от окружающих его близких взрослых, обретает большую самостоятельность, независимость. Приблизительно к трем годам у него складываются содержательные субъект-субъектные связи со сверстниками, значение которых со временем возрастает [20, 34]. С четырехлетнего возраста ровесники становятся более предпочитаемыми партнерами по общению, чем взрослые. Помимо этого вербальные контакты между детьми отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, повышенной экспрессивностью, выразительностью, раскованностью, нестандартностью детских высказываний, отсутствием жестких норм и правил [35, 36].

Важным  аспектом диалогического взаимодействия дошкольников является способность к управлению, проверке и оценке собственного процесса понимания. В пяти, шестилетнем возрасте наблюдаются определенные недостатки в этом плане, обработка высказываний партнера производится поверхностно, возникают иллюзии понимания, что, безусловно, влияет на успешность коммуникации.

О совершенствующейся способности учитывать и ориентироваться  на партнера по общению свидетельствует  и тот факт, что шестилетние  дети в состоянии оценить дефицит информации у партнера, понять, в какой именно

информации  он нуждается, и передать ему недостающие данные [37].

Потребность понравиться сверстнику, добиться его  признания выражается в выборе стратегии общения, в частности дети используют стратегии самопрезентации, дискредитации, подчинения. Шести, семилетние дошкольники владеют дифференцированными средствами поддержания внимания к теме разговора, что свидетельствует о формирующейся структуре диалога [37].

Умение  общаться определяется тем, насколько  поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, насколько он учитывает интересы и высказывания своего партнера. Уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в этой области. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность общаться на разные темы в зависимости от ситуации и партнера.

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Выделяют несколько уровней коммуникативно-речевой активности [23].

Высокий уровень. У ребенка почти нет  проблем в понимании вопросов, он может поддерживать разговор на заданную тему, выражая свои мысли  легко и свободно, использует широкий  диапазон лексики при выражении  своих мыслей, сложные предложения. Речевое поведение коммуникативно и когнитивно оправданно. Дошкольник может самостоятельно начать и закончить разговор, расспросить, дать информацию, побудить к действию, помочь собеседнику выразить свое мнение, спорить по различным вопросам и делать выводы; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения партнера. Ребенок использует разнообразную лексику, демонстрирует хороший уровень понимания заданий, однако иногда приходится стимулировать речевую активность - повторять вопроc,повышать громкость голоса, замедлять темп речи.

Средний уровень. Характерно общее понимание  вопросов и желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях, но при этом использует чрезвычайно упрощенные лексико-грамматические структуры для выражения своих мыслей. Он может определить необходимость той или иной информации и выразить свое мнение, используя простейшие языковые формы. У ребенка очень ограниченный лексический запас, который достаточен для обсуждения хорошо знакомой ситуации или темы. Требуются объяснения и пояснения некоторых вопросов. Ребенок часто делает неоправданные паузы и меняет тему беседы. Иногда нелогичен в своих высказываниях, часто сбивается на заученный текст, речевые шаблоны.

Информация о работе Особенности развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи