Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46
Больше всего у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта преобладают такие эмоциональные качества как агрессивность, отсутствие стремления к домашней защите, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность, интравертированность.
При соотнесении результатов по трем проведенным методикам, мы можем наблюдать, что в эмоциональной сфере у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта больше всего преобладают негативные эмоции, такие как: агрессивность, возбуждаемость, капризность, злобность, жестокость, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность.
Исходя из полученных данных можно говорит о необходимости специальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, направленной на снижение агрессивного проявления в поведении детей, обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и выражения правильного, доброго общения со взрослыми и сверстниками.
По данным диагностического исследования выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей мере преобладают негативные проявления эмоциональной сферы, что пагубно влияют на дальнейшее общение таких детей со сверстниками.
Так как в эмоциональной сфере дошкольников с нарушением интеллекта преобладает агрессивное поведение, то содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы будет направлена именно на устранение или снижение агрессивности.
Актуальность данной коррекционной работы обусловлена тем, что среди многочисленных эмоциональных проявлений особое место занимает агрессивность, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.
Различные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Цель: снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
Пояснительная записка.
Коррекционная работа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Занятия осуществляются в группах по 4-5 человек. Длительность занятия – 30-35 минут.
Данная работа разработана на 12 занятий по 1 в неделю.
Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, рисования. Занятия тематические. Структура занятия включает следующие элементы: приветствие, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексию (в рисунках), прощание. Занятия строятся на материале близком и понятном детям.
Таблица 4
Тематическое планирование
коррекционных занятий
№ |
Темы занятия |
Цель занятия |
Упражнения |
1 |
«Знакомство» |
|
«Интервью» «Дракон кусает свой хвост» «Баржа» «Связующая нить» |
2 |
«Настроение» |
|
«Изучение тарабарского языка» Сказка «Репка» (инсценировка) «Рисование своего настроения» «Колокол» |
3 |
«Мы тебя любим» |
|
«Связующая нить» «Подари улыбку» «Презентация рисунка» Игра-танец «Представь се6я...» «Ласковое имя» «Мы те6я любим» |
4 |
«Все мы чем-то похожи» |
|
«Связующая нить» Танец «Цветок» «Зеркало» «Сочинение сказки» |
5 |
«Хорошо нам вместе» |
|
«Закончи предложение» «Разведчики» «Жужа» «Аэробус» «Доброе животное» |
6 |
«Тух-тиби-дух» |
|
«Рубка дров» «Чтение стихов на тарабарском языке» «Ворвись в круг» «Тух- тиби-дух!» «Глаза в глаза» |
7 |
«Технология успеха» |
|
«День рождения» «Якательный перевод» «Зайчики» «Доброе животное» |
8 |
«Курс начинающего волшебника» |
|
«Связующая нить» «Бумажные мячики» «Два барана» «Попроси игрушку» Сказка «Баржа» «Колокол» |
9 |
«Душевная погода» |
|
«Связующая нить» «Слепой танец» «Кораблик» «Мы те6я любим» «Колокол» |
10 |
«Несуществующее животное» |
|
«Несуществующее животное» «Найди свою пару» «Маленькое привидение» Сказка «Зверь, птица, небылица» Презентация («Игра без правил») «Колокол» |
11 |
«Наша дружная группа» |
|
«Связующая нить» «Комплимент» Танец «Распускающийся бутон» «Дружная семья» Тема рисования «Наша дружная группа» «Колокол» |
12 |
«Маскарад» |
|
«Связующая нить» «Подари улыбку» «Презентация рисунка» "Игра-сценка «Представь себя...» «Колокол» |
Выводы по 3 главе
Анализ результатов исследования показал особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: больше всего преобладают негативные эмоции, такие как: агрессивность, возбуждаемость, капризность, злобность, жестокость, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность, что оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Особенно важным данные проявления, являются в дошкольном возрасте, когда эти черты находятся в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы с данным контингентом детей имеющими нарушение интеллекта, направленной на снижение агрессивного проявления в поведении детей, обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и выражения правильного, доброго общения со взрослыми и сверстниками.
Заключение
Теоретический анализ эмоциональной сферы, проведённый нами в первой главе, показал, что в понимании «эмоций» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации. Это порождает целый ряд противоречий. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения В.К. Вилюнас, согласно которой «эмоции один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии».
Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, олигофренопедагогике и олигофренопсихологии) существует весьма ограниченное количество диагностических методик посвящённых изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В данной третьей главе, были проведены диагностические методики по выявлению особенностей развития эмоциональной сферы, в которых принимали участие дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Исследования показали, что данный контингент детей в большей мере проявляет негативные эмоции (агрессивность), после чего была разработана коррекционно-развивающая работа по снижению или устранению агрессивности.
В общем, и в целом цель работы была достигнута, а задачи выполнены.
Список используемой литературы