Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

 

Больше всего у детей  старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта преобладают  такие эмоциональные качества как  агрессивность, отсутствие стремления к домашней защите, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность, интравертированность.

При соотнесении результатов  по трем проведенным методикам, мы можем  наблюдать, что в эмоциональной сфере у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта больше всего преобладают негативные эмоции, такие как: агрессивность, возбуждаемость, капризность, злобность, жестокость, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность.

Исходя из полученных данных можно говорит о необходимости специальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, направленной на снижение агрессивного проявления в поведении детей, обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и выражения правильного, доброго общения со взрослыми и сверстниками.

 

 

    1. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта

 

 

По данным диагностического исследования выявлено, что у детей  старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей мере преобладают негативные проявления эмоциональной сферы, что пагубно влияют на дальнейшее общение таких детей со сверстниками.

Так как в эмоциональной  сфере дошкольников с нарушением интеллекта преобладает агрессивное поведение, то содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы будет направлена именно на устранение или снижение агрессивности.

Актуальность данной коррекционной работы обусловлена тем, что среди многочисленных эмоциональных проявлений особое место занимает агрессивность, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Различные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Цель: снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи:

    1. снизить эмоциональное напряжение;
    2. создать положительную эмоциональную атмосферу;
    3. развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое;
    4. помочь в преодоление агрессивности;
    5. корректировать поведение с помощью игр; формировать адекватные формы поведения.

Пояснительная записка.

Коррекционная работа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Занятия осуществляются в группах по 4-5 человек. Длительность занятия – 30-35 минут.

Данная работа разработана на 12 занятий по 1 в неделю.

Занятия проводятся в  комнате, где достаточно места для  передвижения, рисования. Занятия тематические. Структура занятия включает следующие  элементы: приветствие, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексию (в рисунках), прощание. Занятия строятся на материале близком и понятном детям.

 

 

Таблица 4

Тематическое  планирование

коррекционных занятий

Темы занятия

Цель занятия

Упражнения

1

«Знакомство»

  • создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии;
  • снятие невротических состояний, страхов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие познавательных процессов; преодоление неуверенности в себе.

«Интервью»

«Дракон кусает свой хвост»

«Баржа»

«Связующая нить»

2

«Настроение»

  • создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению;
  • снятие накопившегося внутреннего напряжения;
  • упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги;
  • эмоциональное и мышечное расслабление;
  • создание атмосферы единства.

«Изучение тарабарского языка»

Сказка «Репка» (инсценировка)

«Рисование своего настроения»

«Колокол»

3

«Мы тебя любим»

  • создание атмосферы единства; повышение позитивного настроя; развитие умения выражать свое эмоциональное состояние;
  • развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние;
  • повышение самооценки.

«Связующая нить»

«Подари улыбку»

«Презентация рисунка»

Игра-танец «Представь се6я...»

«Ласковое имя»

«Мы те6я любим»

4

«Все мы чем-то похожи»

  • эмоциональное осознание своего поведения;
  • снижение напряжения; формирование умения подчиняться требованиям другого;
  • произвольный контроль; преодоление неуверенности;
  • развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.

«Связующая нить»

Танец «Цветок»

«Зеркало»

«Сочинение сказки»

5

«Хорошо нам вместе»

  • повышение уверенности в себе, в своих силах;
  • развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей; формирование чувства доверия и ответственности;
  • научить детей понимать чувства других;
  • оказывать поддержку и сопереживать.

«Закончи предложение»

«Разведчики»

«Жужа»

«Аэробус»

«Доброе животное»

6

«Тух-тиби-дух»

  • снятие эмоционального напряжения;
  • снять негативные настроения и восстановить силы;
  • развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Рубка дров»

«Чтение стихов на тарабарском языке»

«Ворвись в круг»

«Тух- тиби-дух!»

«Глаза в глаза»

7

«Технология успеха»

  • учить детей справляться с негативными эмоциями;
  • научить задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях, различать и сравнивать их.

«День рождения»

«Якательный перевод»

«Зайчики»

«Доброе животное»

8

«Курс начинающего волшебника»

  • снять невербальную агрессию;
  • предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;
  • снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение;
  • направить энергию детей в нужное русло;
  • обучение детей эффективным способам общения.

«Связующая нить»

«Бумажные мячики»

«Два барана»

«Попроси игрушку»

Сказка «Баржа»

«Колокол»

9

«Душевная погода»

  • развитие навыков самоконтроля;
  • укрепление доверия к другим людям, снятие страхов;
  • повышение уверенности в себе.

«Связующая нить»

«Слепой танец»

«Кораблик»

«Мы те6я любим»

«Колокол»

10

«Несуществующее животное»

  • развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие выразительного поведения (мимика, пантомимика);
  • учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Несуществующее животное»

«Найди свою пару»

«Маленькое привидение»

Сказка «Зверь, птица, небылица»

Презентация («Игра без правил»)

«Колокол»

11

«Наша дружная группа»

  • создание позитивного настроения, умение замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии;
  • развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

«Связующая нить»

«Комплимент»

Танец «Распускающийся бутон»

«Дружная семья»

Тема рисования «Наша дружная группа»

«Колокол»

12

«Маскарад» 

  • снижение эмоционального напряжения;
  • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

«Связующая нить»

«Подари улыбку»

«Презентация рисунка»

"Игра-сценка «Представь себя...»

«Колокол»


 

 

 

 

Выводы  по 3 главе

 

 

Анализ результатов исследования показал особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: больше всего преобладают негативные эмоции, такие как: агрессивность, возбуждаемость, капризность, злобность, жестокость, импульсивность, эгоцентризм, демонстративность, скрытность, тревожность, что оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Особенно важным данные проявления, являются в дошкольном возрасте, когда эти черты находятся в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы с данным контингентом детей имеющими нарушение интеллекта, направленной на снижение агрессивного проявления в поведении детей, обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и выражения правильного, доброго общения со взрослыми и сверстниками.

 

 

Заключение

 

 

Теоретический анализ эмоциональной  сферы, проведённый нами в первой главе, показал, что в понимании  «эмоций» в науке ещё нет единого  подхода, так же, как и нет единой классификации. Это порождает целый ряд противоречий. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения  В.К. Вилюнас, согласно которой «эмоции один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии».

Теоретический анализ, проведенный  нами в рамках второй главы, говорит  о том, что в науке (в частности, олигофренопедагогике и олигофренопсихологии) существует весьма ограниченное количество диагностических методик посвящённых изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной третьей главе, были проведены  диагностические методики по выявлению  особенностей развития эмоциональной  сферы, в которых принимали участие дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Исследования показали, что данный контингент детей в большей мере проявляет негативные эмоции (агрессивность), после чего была разработана коррекционно-развивающая работа по снижению или устранению агрессивности.

В общем, и в целом  цель работы была достигнута, а задачи выполнены.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159с.;
  2. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л.С. Выготский,  Собр. соч., т. 5. - М., 1983.;
  3. Гаврилушкина, О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] / О. Гаврилушкина, журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67.;
  4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 160с;
  5. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева— М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»);
  6. Забранная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забранная— М., 1993.;
  7. Заостровцева, М.Н. Перешеина, Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения [Текст] / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина– М. : ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.;
  8. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология [Текст] / Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с. (Серия «Психологи отечества»);
  9. Изотова, Е.И. Никифорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова– М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.;
  10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии");
  11. Карелина, Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Карелина, Ярославль: Изд-во «Академия развития». 1996.;
  12. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец.образования [Текст] / И.В.  Ковалец, М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136с.;
  13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /  А.Д. Кошелева, М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 176с.;
  14. Кузнецовой,  Л.В. Основы специальной психологии [Текст]  / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М. : Академия, 2007.- 480 с.;
  15. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст]  / Питер Лафренье – СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 256с.;
  16. Леонтьев, А.И. Потребности, мотивы, эмоции / Психология эмоций [Тексты] / А.И.  Леонтьев, М., 1984.;
  17. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.;
  18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, М. : 1992г. 2-е издание. 890с.;
  19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, М. : 1998г. 890с.;
  20. Петрова, В.Г. Белякова, И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г.  Петрова - М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.;
  21. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г.  Петрова - М.: Академия, 2004.- 160 с.;
  22. Петровского, А.В. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : 1985.-431с.;
  23. Поваляева, М.А. Рутер, О.А. Невербальные средства общения [Текст]  / М.А.Поваляева, О.А. Рутер, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 346с.;
  24. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология [Текст] / Л.Пожар - М. : Институт практической психологии, 1996.-126 с.;
  25. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Прохоров А.М., М.-1986г. 4-е издание. 1600с.;
  26. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн — М., 1986.;
  27. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн - М. : ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.;
  28. Сидоров, П.И. Парняков, А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парняков,  М. : Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.;
  29. Слободчикова, И.М. Статья «Эмоциональное развитие ребенка» [Текст] / И.М. Слободчикова;
  30. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 312с.;
  31. Ульенковой, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии [Текст] / Под ред. Проф. У.В. Ульенковой.- СПб. : Питер, 2007. - 304 с.;
  32. Циркина, С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999.

 




Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта