Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46
Цель: выявить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта.
База исследования: МДОУ детский сад № 448 компенсирующего вида г. Челябинска.
В исследование принимали участие 7 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Таблица 1
Контингент испытуемых
№ |
Имя ребенка |
Возраст |
Диагноз |
1 |
Андрей |
6 лет |
F70, ОНР |
2 |
Анатолий |
6 лет |
F70, Системное недоразвитие речи |
3 |
Ваня |
6 лет |
F70, Системное недоразвитие речи |
4 |
Вика |
7 лет |
F70 |
5 |
Ирина |
6 лет |
F70 |
6 |
Полина |
6 лет |
F70 |
7 |
Света |
6 лет |
F70 |
В эксперименте нами были использованы следующие методики:
1. Методика изучения понимания эмоциональных состояний лиц, изображенных на картинке, разработанная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Цель: определить у ребенка уровень понимания эмоциональных состояний лиц, изображенных на картинках.
Материалы: 6 картинок с эмоциональными состояниями (злость, страх, грусть, удивление, радость, спокойствие) (Приложение 1).
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция: перед тобой представлены 6 картинок с типичными эмоциональными состояниями человека. Рассмотри их. Подумай, какие ты из них испытывал сам. Покажи и назови эти картинки.
Анализ диагностического материала: определяет уровень понимания эмоциональных состояний лиц, изображенных на картинках.
2. Оценочная шкала
эмоциональных проявлений
Для диагностики эмоциональной сферы чаще всего используют метод наблюдения и самонаблюдения. В психологической литературе предлагаются некоторые стандартизированные анкеты и шкалы, облегчающие данный процесс. Данная оценочная шкала составлена на основе эмоциональных проявлений детей, на которые как особо значимые указывал чешский психолог Й. Шванцара. По вертикали перечисляются эмоциональные проявления, по горизонтали отмечаются степень выраженности каждого из них. В итоге создается профиль чувственных проявлений конкретного ребенка.
3. Графическая методика «Кактус», модификация М.А. Панфиловой.
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция: «На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Анализ диагностического материала: при обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
· пространственное положение;
· размер рисунка;
· характеристики линий;
· сила нажима на карандаш.
В рисунке могут проявляться следующие качества ребенка:
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта
По данной методике был
проведен опрос детей старшего дошкольного
возраста с нарушением интеллекта,
откуда можно увидеть уровень понимани
На рисунке 1, мы можем наблюдать, какой процент детей с нарушением интеллекта смогли узнать эмоциональные состояния. Больше всего им известны:
Рис. 1
Результаты понимание эмоциональных состояний лиц, изображенных на картинке
2) Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.
После проведенного наблюдение и внесения полученных данных в таблицу, мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Результаты диагностических эмоциональных проявлений детей
Чувственное проявление |
Количество детей в % |
Обстоятельство |
Сверхчувствительность |
14,2 |
Данное чувство проявлялось в объятиях с воспитателем. |
Возбуждаемость |
85,7 |
Проявлялось в играх со сверстниками. |
Капризность |
85,7 |
В нежелании, что-то делать. |
Боязливость |
57,1 |
При встрече с новыми людьми. |
Плаксивость |
28,5 |
При обиде. |
Злобность |
85,7 |
В играх, хватании и отбирании игрушек. |
Веселость |
100 |
При общении с воспитателем. |
Завистливость |
14,2 |
При виде новой игрушки у ребенка. |
Ревность |
14,2 |
Проявляется к сверстникам. |
Обидчивость |
42,8 |
В играх. |
Упрямство |
57,1 |
В играх. |
Жестокость |
71,4 |
В играх. |
Ласковость |
42,8 |
При общении с воспитателем. |
Сочувствие |
28,5 |
При разговоре о животных. |
Самомнение |
14,2 |
При общении с новыми людьми. |
Агрессивность |
85,7 |
В играх. |
Нетерпеливость |
100 |
В выполнении заданий. |
Где:
- очень редко; | |
|
- немного; |
- средне; | |
- очень много; | |
- крайне много. |
Из данной нами таблицы 2, мы видим, что при наблюдении за чувственными проявлениями детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта преобладают такие чувственные проявления как: боязливость, упрямство – немного; жестокость – средне; возбуждаемость, капризность, злобность, агрессивность – очень много; веселость и нетерпеливость – проявлялось крайне много.
3) Графическая методика «Кактус», модификация М.А. Панфиловой.
По данной методики был проведен рисуночный тест, где каждый ребенок старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта рисовал кактус (Приложение 2).
Перед тем как начать рисовать кактус, Андрей долго думал какой ему нарисовать. Затем приступил к работе. Кактус изображен дикорастущим (отсутствие стремления к домашней защите), имеются сильно торчащие иголки (агрессивность), рисунок крупный и расположен в центре листа (эгоцентризм). Данный рисунок нарисован с выступающими отростками, вычурных форм (демонстративность). Также отмечается штриховка в виде иголок в кактусе (тревожность).
Анатолий нарисовал кактус примерно за 1 минуту, в самом центре один (интравертированность) дикорастущий (отсутствие стремления к домашней защите) крупный кактус (эгоцентризм). В нем присутствуют отрывистые линии, сильный нажим (импульсивность), выступающие отростки, вычурность линий (демонстративность).
Ваня выслушав инструкцию сразу же приступил к рисунку. Кактус изображен один (интравертированность), дикорастущий (отсутствие стремления к домашней защите), в центре листа (эгоцентризм), имеющий иголки (агрессивность), и с преобладание штриховки (тревожность).
Вика нарисовала один кактус (интравертированность) в центре листа (эгоцентризм), присутствуют отрывистые линии (импульсивность), зигзаги по контуру рисунка (скрытность), с внутренней штриховкой (тревожность), с наличием цветочного горшка (стремление к домашней защите).
Ирина, когда рисовала кактус, не смотрела на листок бумаги, а смотрела на меня, но что-то пыталась рисовать. В конце того, как она сказала, что нарисовала кактус, я попросила рассказать ей, что где находится. Она мне с удовольствием все показала и рассказала. Откуда было выяснено, что присутствуют такие эмоциональные качества как: агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе, демонстративность, скрытность, тревожность, интровертированность, отсутствие стремления к домашней защите.
Полина нарисовала очень красивый кактус с цветочками (женственность), в центре листа (эгоцентризм), в цветочном горшке (стремление к домашней защите), имеются внутренняя штриховка (тревожность), наличие выступающий отростков (демонстративность) и отрывистость линий (импульсивность).
Света нарисовала кактус более чем оригинально: в цветочном горшке (стремление к домашней защите), с цветочками (женственность), с преобладанием внутренней штриховки (тревожность). Данный рисунок маленький (неуверенность в себе, зависимость), с отрывистостью линий (импульсивность).
На данной таблице 3, мы видим, в каком процентном соотношении данные качества преобладают у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Таблица 3
Результаты диагностических качеств
детей по методике «Кактус»
№ п/п |
Качества ребенка |
Количество детей в % |
Значение |
1 |
Агрессивность |
57,1 |
Выше среднего |
2 |
Импульсивность |
71,4 |
Высокое |
3 |
Эгоцентризм |
71,4 |
Высокое |
4 |
Неуверенность в себе, зависимость |
28,6 |
Выше среднего |
5 |
Демонстративность |
71,4 |
Высокое |
6 |
Скрытность |
85,7 |
Крайне высокое |
7 |
Оптимизм |
28,6 |
Выше среднего |
8 |
Тревожность |
85,7 |
Крайне высокое |
9 |
Женственность |
42,8 |
Среднее |
10 |
Экстравертированность |
14,2 |
Низкое |
11 |
Интравертированность |
85,7 |
Крайне высокое |
12 |
Стремление к домашней защите |
42,8 |
Среднее |
13 |
Отсутствие стремления к домашней защите |
57,1 |
Выше среднего |