Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения эмоциональной сферы……………………………
1.1. Понятие эмоциональной сферы
в современной литературе………………
1.2. Особенности развития эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Особенности развития
дошкольников с нарушением
2.1. Клинико-психолого-
2.2. Особенности эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения
эмоциональной сферы
3.2. Состояние эмоциональной
сферы дошкольников с нарушение
3.3. Содержание коррекционной
работы по развитию
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Период от рождения до поступления в школу
является, по признанию специалистов всего
мира, возрастом наиболее стремительного
физического и психического развития
ребенка, первоначального формирования
физических и психических качеств, необходимых
человеку в течение всей последующей жизни,
качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей
его от других, последующих этапов развития,
является то, что он обеспечивает именно
общее развитие, служащее фундаментом
для приобретения в дальнейшем любых специальных
знаний и навыков и усвоения различных
видов деятельности. Формируются не только
качества и свойства психики детей, которые
определяют собой общий характер поведения
ребенка, его отношение ко всему окружающему,
но и те, которые представляют собой «заделы»
на будущее и выражаются в психологических
новообразованиях, достигаемых к концу
данного возрастного периода. Воспитание
и обучение необходимо адресуются ко всему
спектру психических качеств ребенка,
но адресуются по-разному. Основное значение
имеют поддержка и всемерное развитие
качеств, специфических для возраста,
так как создаваемые им уникальные условия
больше не повторятся и то, что будет «недобрано»
здесь, наверстать в дальнейшем окажется
трудно или вовсе невозможно.
Сочетание возрастного и индивидуального
подходов в воспитании и обучении детей
может обеспечить их эмоциональное благополучие
и полноценное психическое развитие.
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность, устанавливают каждый раз «диктатору поведения».
Исследованиями роли эмоций в жизни ребенка занимались У. Джемс, К. Изард, К. Ланге и многие другие. Так, ученые считают, что эмоции, отражают в своем качестве характер протекания различных жизненных процессов и также они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости.
Особым образом идет и развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.
Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы Л.В. Занкова, В.К. Кузьминой, В.И. Лубовского, С.С. Ляпидевского, М.С. Певзнер, Б.И. Шостака [17]. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности - значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
В связи с этим выбрана тема исследования «Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
Методы:
Методики диагностики:
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 448 (компенсирующего вида) для детей с нарушением интеллекта г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе
Эмоциональная сфера имеет огромное значение для общего психического и личностного развития ребенка.
По мнению Е.П. Ильина, эмоциональная сфера - это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) [10].
По мнению В.В. Звеньковского, эмоциональная сфера – это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считают ученый, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души [13].
Как специфические субъективные состояния (или переживания) эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (В.К. Вилюнас), в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [13].
В словаре русского языка эмоции характеризуются как особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение [25]. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно.
К числу основных эмоций у человека К. Изард выделяет 10 основных (базовых) эмоций:
К такой классификации эмоций присоединяются А.П.Леонтьев и П.Фресс, последний выделяет помимо этих эмоций еще и чрезмерную радость, а А.П.Леонтьев различает еще и три вида эмоциональных процессов: аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;
собственно эмоции представляю
чувства - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения [16].
Более полный список эмоций включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние.
Поваляева М.А. и Рутер О.А. выделяют средства выражения эмоций, которыми являются речь, мимика, пантомимика и жесты. Рассмотрим поподробнее о каждом [23].
Особенности речи позволяют судить, а многих других индивидуальных свойствах. Громкость речи, ее интонация, темп и ритм, особенности употребления некоторых слов. Голос и манера говорить несут в себе подлинную, почти незамаскированную информацию о его эмоциональном состоянии.
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом сознание опирается не столько не черты лица, сколько на выразительные движения – мимику. В психологическом словаре отмечается, что мимика без слов говорит об определенных эмоциях человека. Эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка человека сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердитый. О многом говорит и взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный. Общее выражения лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.