Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7

1.1. Понятие эмоциональной сферы  в современной литературе…………………………………………………………………………7

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16

 Глава 2. Особенности развития  дошкольников с нарушением интеллекта  …………………………………………………………………………………….17

2.1.  Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17

2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27

Глава 3. Коррекционная  помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28

3.1. Методики изучения  эмоциональной сферы дошкольников  с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28

3.2. Состояние эмоциональной  сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32

3.3. Содержание коррекционной  работы по развитию эмоциональной  сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39

Заключение…………………………………………………………………….…45

Список литературы………………………………………………………………46

Приложения………………………………………………………………….......50

 

 

 

 

Введение

 

 

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. 
 Сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность, устанавливают каждый раз «диктатору поведения».

Исследованиями роли эмоций в жизни ребенка занимались У. Джемс, К. Изард, К. Ланге и многие другие. Так, ученые считают, что эмоции, отражают в своем качестве характер протекания различных жизненных процессов и также они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости.

Особым образом идет и развитие эмоциональной сферы  умственно отсталого ребенка.

Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы Л.В. Занкова, В.К. Кузьминой, В.И. Лубовского, С.С. Ляпидевского, М.С. Певзнер, Б.И. Шостака [17]. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности - значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.

В связи с этим выбрана тема исследования «Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
  3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Методы:

    • наблюдение;
    • беседа;
    • опрос;
    • количественный и качественный анализ.

Методики диагностики:

  1. Методика изучения понимания эмоциональных состояний лиц, изображенных на картинке, разработанная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
  2. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка;
  3. Графическая методика «Кактус», модификация М.А. Панфиловой.

Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 448 (компенсирующего вида) для детей с нарушением интеллекта г. Челябинска. В эксперименте приняли  участие 7 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

 

1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе

 

 

Эмоциональная сфера имеет огромное значение для общего психического и личностного развития ребенка.

По мнению Е.П. Ильина, эмоциональная сфера - это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) [10].

По мнению В.В. Звеньковского, эмоциональная сфера – это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считают ученый, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души [13].

Как специфические субъективные состояния (или переживания) эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (В.К. Вилюнас), в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [13].

В словаре русского языка эмоции характеризуются как особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение [25]. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно.

К числу основных эмоций у человека К. Изард выделяет 10 основных (базовых) эмоций:

    1. Радость – мотивирует созидание, творчество, это постоянно желаемая эмоция;
    2. Удивление – эмоция, способствующая освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляющая внимание на объект, вызвавший удивление, мотивирует познавательные процессы;
    3. Печаль - одна из основных эмоций (отрицательная, направлена в прошлое или настоящее), возникает при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо, бедности, недостатке;
    4. Гнев – эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувства храбрости или уверенности в себе;
    5. Отвращение – эмоция, которая часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивационными признаками и субъективно переживающаяся иначе;
    6. Презрение – сопутствует гневу или отвращению, или проявляется вместе с ними;
    7. Страх – эмоция, которая вызывается за счет непрерывной стимуляции, сигнализирующей о реальной или воображаемой опасности, за исключением случаев, когда страх «парализует»;
    8. Интерес – волнение – наиболее частая положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления;
    9. Стыд – мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; часто способствует сохранению самоуважения;
    10. Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда субъект чувствует личную ответственность.

К такой классификации  эмоций присоединяются А.П.Леонтьев и  П.Фресс, последний выделяет помимо этих эмоций еще и чрезмерную радость, а А.П.Леонтьев различает еще и три вида эмоциональных процессов: аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;

 собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях;

чувства - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения [16].

Более полный список эмоций включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние.

Поваляева М.А. и Рутер  О.А. выделяют средства выражения эмоций, которыми являются речь, мимика, пантомимика  и жесты. Рассмотрим поподробнее о каждом [23].

Особенности речи позволяют судить, а многих других индивидуальных свойствах. Громкость речи, ее интонация, темп и ритм, особенности употребления некоторых слов. Голос и манера говорить несут в себе подлинную, почти незамаскированную информацию о его эмоциональном состоянии.

Пытаясь понять и оценить  человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом сознание опирается не столько не черты лица, сколько на выразительные движения – мимику. В психологическом словаре отмечается, что мимика без слов говорит об определенных эмоциях человека. Эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка человека сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердитый. О многом говорит и взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный. Общее выражения лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта