Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3. разработать коррекционную работу по коррекции выявленных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы………………………………………………………………………………7
1.1. Понятие эмоциональной сферы в современной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………………………………………………….17
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта………………………....................................................17
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27
Глава 3. Коррекционная помощь дошкольникам с нарушением интеллекта..28
3.1. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..28
3.2. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..32
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………...…39
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………46
Многие определения, которые мы используем для обозначения эмоций, созвучны тем, которыми обозначаются физические движения и положение тела. Раздел психологии, изучающий моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку), называется пантомимикой.
Изучение жестов (выразительных движений рук) – жестика – составляет основную часть науки о бессловесном выражении эмоций.
Как указывает Г. Лессинг: «Никто не придает столько выражения в жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое живое лицо маловыразительно…».
В свою очередь, жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.
Невербальные средства (мимика, пантомимика, речь и жесты) дают возможность проникать во внутренний мир человека.
Таким образом, анализ научной литературы
выявил, что эмоции как выражении
внутреннего состояния
1.2. Особенности развития
эмоциональной сферы детей
С момента рождения ребенка мы можем наблюдать плач и недомогание, наравне с интересом и улыбкой. Конечно же, ребенок жил в течение девяти месяцев, и, конечно же, развитие имело место. На самом деле, сейчас возможно наблюдать лицевую экспрессию и другое поведение еще до рождения. В недалеком прошлом некоторые психологи считали, что новорожденные — это tabula rasa, чистая доска, на которой разнообразные влияния окружающей среды в конечном итоге напишут судьбу ребенка. Уильям Джеймс (James, 1890) считал, что младенчество — это состояние «отчаянного, суматошного смятения», и это отчасти — правда. Однако ученые, которые изучают период младенчества, в настоящий момент поистине единодушны в своей оценке того, насколько в действительности организован и компетентен младенец в течение первого года жизни [15].
Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями.
Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.
Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.
При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности:
С точки зрения таких ученых, как Э.Гельгорн и Дж.Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.
Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения» [9].
Проявления эмоций можно наблюдать уже с момента рождения ребенка. Новорожденный раньше всего переживает отрицательные эмоции, которые проявляются плачем и криком в ответ на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды: холод, спазмы пустого желудка, вздутие кишечника. Выражение лица, похожее на улыбку, можно заметить у ребенка с первых дней жизни, но эта улыбка рефлекторная. Лишь через несколько недель улыбка начинает возникать на различные события внешнего мира, но она еще не дифференцирована и возникает на самые различные стимулы. Затем, примерно в 2,5 месяца, появляется социальная улыбка, т.е. — улыбка, обращенная к другому человеческому лицу. С этого времени ребенок уже требует социальных контактов. В возрасте 3-4 месяцев при встрече с взрослыми улыбка сопровождается общей двигательной реакцией — "комплексом оживления" представляет собой первое новообразование эмоционального развития, которое рассматривается практически во всех отечественных исследованиях эмоциональной сферы ребенка. Эта эмоция, по мнению А. В. Запорожца, является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших чувств [9].
Следует отметить, что
у маленьких детей любая эмоция
очень широко распространяется, так
как центральная нервная
По мнению Сидорова П.И. и Парнякова А.В., к концу первого года отношения ребенка с окружающим миром становятся более избирательными. На новое, яркое и необычное явление ребенок начинает показывать эмоциональную реакцию удивления. Он уверенно узнает знакомые лица, появляется страх и неудовольствие при приближении незнакомца или отделении от матери. Последние два типа поведения обычно прекращаются к двухлетнему возрасту.
Возраст около двух лет считается важным переломным этапом интеллектуального развития ребенка. Неудовольствие при отделении от матери кончается именно потому, что наступает новый этап в развитии познания — устанавливается то, что в психологии называется постоянством объекта. Ребенок начинает понимать, что предметы и люди продолжают существовать и тогда, когда он не может их увидеть, услышать или потрогать.
Эмоциональная реакция удивления, которая возникает еще у годовалого ребенка, постепенно сменяется любознательностью. На основе врожденного страха младенца (например, при громких звуках или потере опоры) к 3-5 годам формируется стыд, который "надстраивается" над ним, являясь социальной формой этой эмоции — страхом осуждения. Гнев в младенчестве возникает лишь при ограничении свободы движений, но в 2-3 года у ребенка уже развивается ревность и зависть — социальные формы гнева. Удовольствие вначале пробуждается контактно — убаюкиванием, поглаживанием, а в дальнейшем на его основе развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности [28].
Дошкольник в 4-5 лет - это
человек с богатым и
Дети, прежде всего, обращают
внимание на выражение лица, не придавая
значения пантомимике - позе и жестам.
Источником переживаний ребенка оказывается
все, к чему он прикасается, все, что имеет
для него интерес и значение. Во взаимоотношениях
с другими людьми - взрослыми (сначала
близкими) и детьми - ребенок остро чувствует
и ласку, и несправедливость, добром отвечает
на добро и гневом - на обиду. В сказки он
вживается как в реально происходящее.
Герои, попавшие в беду, принимаются ребенком
близко к сердцу, и сочувствие им заставляет
его порой вмешиваться в то, что он видит,
например, на сцене театра. Мир природы
ребенок не склонен до поры отделять четкой
границей от мира людей: он жалеет сломанный
цветок и сердится на дождь, из-за которого
не пускают гулять, отмечает в своей статье
М.И. Слободчикова [29].
Таким образом, эти и все другие сложные эмоции развиваются всегда на основе простых эмоций.
Выводы по 1 главе
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Эмоции как особая форма психического отражения, имеет огромное значение для общего и личностного развития ребенка.
Развитие эмоций
детей дошкольного возраста
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Клинико-психолого-
Нарушение интеллекта — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер [32].
Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. У таких лиц не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выраженное нарушение в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Достаточно часто в
настоящее время можно
Состав детей с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам. Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69), умеренную (IQ — 35 — 49), тяжелую (IQ — 20 — 34) и глубокую (IQ ниже 20) [32].
В.И. Лубовский считает, что нарушение интеллекта влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.
Так, в дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров.
Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах [17].
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей.
Внимание таких детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью. Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте, который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно используются яркие предметы и их изображения, краткие эмоционально-выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п. Продолжительность занятий весьма ограничена.
Также В.И. Лубовский, указывает на то, что дошкольники с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности [17].
Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций.
Для детей с нарушением интеллекта характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы. Так, воспитанники детских садов нередко не видят различия между кошкой и белкой, компасом и часами, объединяют в одну группу такие геометрические фигуры, как квадрат и прямоугольник.