Особенности преподавания светской этики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:55, методичка

Краткое описание

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

10.    Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

11.    Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец  богатыря».

 

Вариант

Тема урока: Нравственный образ богатыря

(фрагмент урока, демонстрирующий возможности интегративного подхода, использование на уроке разных видов искусств)

 

Вводная беседа

 

(Звучит фрагмент из оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила". На доске - картина В.М. Васнецова "Богатыри").

 

Учитель:

-  Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

-  Кто же такие богатыри?

-  В какие времена они жили?

-  А есть ли они сейчас?

 

(Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской,  отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек боль­шого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)

 

-  Каких русских богатырей вы знаете?

-  Чем они занимались?

-  Что вы знаете о них еще? Обратите внимание на картину В.Васне­цова. (Доспехи, боевые кони, одежда...)

- Хочется ли больше узнать о богатырях?

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

 

Если позволяет время, учитель может прочитать другие отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».Например, отрывок из песни шестой – если ребята уже готовы к его восприятию:

Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Там, устремив на нивы взор,
Народ, уныньем пораженный,
Стоит на башнях и стенах
И в страхе ждет небесной казни;
Стенанья робкие в домах,
На стогнах тишина боязни;
Один, близ дочери своей,
Владимир в горестной молитве;
И храбрый сонм богатырей
С дружиной верною князей
Готовится к кровавой битве.

И день настал. Толпы врагов
С зарею двинулись с холмов;
Неукротимые дружины,
Волнуясь, хлынули с равнины
И потекли к стене градской;
Во граде трубы загремели,
Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись - и заварился бой.
Почуя смерть, взыграли кони,
Пошли стучать мечи о брони;
Со свистом туча стрел взвилась,
Равнина кровью залилась;
Стремглав наездники помчались,
Дружины конные смешались;
Сомкнутой, дружною стеной
Там рубится со строем строй;
Со всадником там пеший бьется;
Там конь испуганный несется;
Там русский пал, там печенег;
Там клики битвы, там побег;
Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конем...
И длился бой до темной ночи;
Ни враг, ни наш не одолел!
За грудами кровавых тел
Бойцы сомкнули томны очи,
И крепок был их бранный сон;
Лишь изредка на поле битвы
Был слышен падших скорбный стон
И русских витязей молитвы.

Бледнела утренняя тень,
Волна сребрилася в потоке,
Сомнительный рождался день
На отуманенном востоке.
Яснели холмы и леса,
И просыпались небеса.
Еще в бездейственном покое
Дремало поле боевое;
Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул,
Внезапный крик сражений грянул;
Смутилось сердце киевлян;
Бегут нестройными толпами
И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
И с воплем строй на строй валится;
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых,
Громадой копий, стрел, кольчуг.
На трубный звук, на голос боя
Дружины конные славян
Помчались по следам героя,
Сразились... гибни, басурман!
Объемлет ужас печенегов;
Питомцы бурные набегов
Зовут рассеянных коней,
Противиться не смеют боле
И с диким воплем в пыльном поле
Бегут от киевских мечей,
Обречены на жертву аду;
Их сонмы русский меч казнит;
Ликует Киев...

 

(Задача такого чтения учителя – создание в представлении ребят образа богатыря, эмоциональное вхождение в новый раздел, поэтому не следует сопровождать чтение словарной работой, беседой и пр.)

 

Заключительная беседа

Учитель:

 

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Своя земля и в горсти мила.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

 

(Вариант этого задания. Дать ребятам готовый список пословиц. Они выбирают любую и объясняют, как понимают ее смысл.)

 

Учитель:  Общий смысл этих пословиц  точно выразил русский поэт Иван Никитин:

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

                                          (И. Никитин. Русь)

 

-   А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?

 

 

Урок 25. Джентльмен и леди

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: джентльмен, леди

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: что нового они узнали, над чем задумались.

3.       Работа с понятиями джентльмен, леди. Запись определений в тетрадь.

4.       Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами добро и зло.

5.       Обсуждение результатов самостоятельной работы.

6.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

7.       Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

8.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

9.       Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

10.    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: Что расскажете, на что обратите особое внимание

12.    Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Задание на дом: Подготовьте рассказ на тему «Джентльмен и леди» Что нового узнали? Чем дополнили? Над чем задумались? Приведите примеры ( из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни и т.д.) джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Обоснуй свою точку зрения.

 

 

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Средства наглядности: фрагменты видеофильмов

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: что нового они узнали, над чем задумались. Рассказы учащихся ( по желанию), их обсуждение и дополнение.

3.       Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков.

4.       Работа с понятиями культура и нравственность:

Продолжите предложения:

Культура – это…

Нравственность – это…

Сопоставьте получившийся результат с записями в тетрадях, сделанными ранее.

5.       Беседа: что общего в понятиях этика и нравственность, чем они отличаются.

6.       Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами патриотизм, коллективист.

7.       Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

9.       Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

10.    Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

11.    Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

12.    Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь определения патриотизма, воина, коллективиста..

13.    Работа с фрагментами видеофильмов ( фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне и .д.).

Задание на дом: Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?

 

Урок 27 Этикет

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Рассказы учащихся ( по желанию) и их обсуждение.

3. Работа с понятием  этикет. Выпишите из толкового словаря определение этого понятия.

4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

5.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

6.Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.

7. Работа с иллюстрациями в пособии для учащихся. Задание: рассмотрите иллюстрации. Какие ситуации на них изображены?

8.Задание на дом: Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

 

Урок 28. Семейные праздники

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

 

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Обсуждение в группах перечней правил этикета, составленных учащимися дома. Составление общего перечня.

3.Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

4.Беседа с учащимися по вопросам:

       Какие семейные праздники вы могли бы назвать? (индивидуальное задание).

       Сравните свои ответы. Какие названия праздников совпадают? Как вы думаете, почему?

       Как вы понимаете понятие историческая память?

       Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?

       Как вы думаете, у жителей других стран такие же семейные праздники, как у нас? Чем вы могли бы это объяснить?

5.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

8.Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, в которых говорится о семейных праздниках.

9.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

10. работа с иллюстративным материалом. Возможные вопросы: Как вы думаете, какие семейные праздник здесь изображены? Почему вы так думаете? Если бы вы получили задание нарисовать семейный праздник, что бы вы изобразили?

10.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями на тему «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти».

11.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

 

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания : что нового они узнали, над чем задумались.

3. Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: как вы понимаете тему урока? Согласны ли вы с тем утверждением, которое вынесено в название темы?

4. Беседа с учащимися по вопросам:

       Какие нравственные ценности вы могли бы назвать?

       Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны?

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

8.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы хотели бы рассказать своим близким о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

9.Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Информация о работе Особенности преподавания светской этики в начальной школе