Особенности преподавания светской этики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:55, методичка

Краткое описание

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

12.    Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

13.    Задание на дом: Ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.

 

Вариант

Тема урока: Этика и ее значение в жизни человека

(фрагмент урока, демонстрирующий включение в урок работу с литературным и фольклорным текстами)

 

 ЧИТАЕМ

 ОБСУЖДАЕМ

С. Баруздин

 

О человеке и его делах

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        Как твои дела?

                                                        - Дела ничего у меня.

                                                        Я спал неплохо,

                                                        Да ночь мала,

                                                        И я прихватил полдня.

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        А что же успел

                                                        Сегодня ты совершить?

                                                        - Да много успел:

                                                        Хорошо поел

                                                        И чаю успел попить.

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        Ну, а как потом,

                                                        Было ли что-нибудь?

                                                        - А что потом?

                                                        Поиграл с котом

                                                        И вновь прилег отдохнуть.

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        А когда поспал,

                                                        Вышел ли ты за порог?

                                                        - Конечно, вышел,

                                                        Да очень устал,

                                                        Вернулся, не чуя ног.

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        А что за окном

                                                        Увидеть тебе довелось?

                                                        - Да что там увидишь,

                                                        Когда темно

                                                        И лютый стоит мороз.

 

                                                        - Скажи, человек,

                                                        А кроме кота,

                                                        Есть друзья у тебя?

                                                        - Да что ты!

                                                        С друзьями одна маета!

 

                                                        …. Больше не спрашивал я.

(Идет обсуждение)

 

 РАЗМЫШЛЯЕМ

 

Учитель:                А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.               

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок -  пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

(Идет обсуждение)

 

Учитель:  Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том,  как он  поступил  в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности  и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию. 

Этика  – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

 

Урок 3. Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

       Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?

       Что их заинтересовало в твоем рассказе?

       Чем они дополнили твой рассказ?

       Какие вопросы у тебя возникли после пересказа статьи?

Как ты понял, что изучает наука этика? Что такое философия?

3.       Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

       Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

       Как вы думаете, как она возникла?

       Всегда ли она существовала?

4.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как по-вашему, что обозначает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль?

5.       Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали. 

Примерный план выступления:

       Понятия культуры и морали.

       Что означает слово «культура».

       Как возникла мораль.

       Чем отличается природа от культуры.

6.       Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

7.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

8.       Индивидуальное задание: подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся.

9.       Работа в парах. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.

10.    Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

11.    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

       Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

       Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

12.    Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. 

13.    Задание на дом: Прочитай членам семьи и друзьям  статью из пособия и попроси ответить на вопросы. Составь план статьи из пособия для учащихся.

 

Урок 4. Особенности морали

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:

Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?

Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Работа в группах. Знакомство с планами статьи из пособия, составленными учащимися (внутри группы). Сопоставление планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составление единого плана для группы.

3.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры.  Обратитесь к записям в тетради.  

4.       Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.

5.       Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.       Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

8.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.

9.       Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы учащимся: Какие особенности вы выписали? Сравните результаты, работая в парах. Что бы вы исправили в своих записях?

10.    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

       Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

       Как вы объясните разницу между этими понятиями?

       Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

       Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

       Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

11.    Задание на дом: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры ( опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.

 

Урок 5. Добро и зло

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных учащимися (Как вы думаете, соответствуют ли приведенные примеры тексту пособия для учащихся?)

2.       Беседа с учащимися по вопросам:

       Понятны ли вам слова добро и зло?

       Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

       Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему? 

       Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

3.       Чтение статьи из пособия для учащихся.

4.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

5.       Ответы на вопросы:

Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

6.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

7.       Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

 

Урок 6. Добро и зло

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  

Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

Информация о работе Особенности преподавания светской этики в начальной школе