Особенности преподавания светской этики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:55, методичка

Краткое описание

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

       Как вы поняли, как менялись представления человека о добре и зле?

       Какие примеры вы можете привести?

3.       Запись в тетрадь темы урока.

4.       Беседа с учащимися по вопросам:

       Как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло?

       Назови поступки, которые ты считаешь морально добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?

       Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?

5.       Работа со статьей из пособия для учащихся. Задание: выписать из пособия , что такое добро, что такое зло, что такое гуманность.

6.       Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

o         Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в пособии для учащихся?

o         Что входит в современное понятие добра?

       Согласны ли вы с утверждением: «Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла». Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

12.    Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).  и/или Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.

 

Вариант

Тема урока: Добро и зло

(фрагмент урока, демонстрирующий использование игровых приемов обучения, включение в урок элементов дискуссии)

 

 РАЗМЫШЛЯЕМ

 

Учитель:              В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

 

Ответы детей.

 

Учитель: А как понять слова из знакомой нам всем песенки:

 

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

 

Ответы детей.

 

 

 ОБСУЖДАЕМ

 

Учитель:

- Какие поступки легче совершать: добрые или злые?

 

Ответы детей.

 

- Это только кажется, что стихи А. Барто про кого-то незнакомого:

                                          Я свою сестренку Лиду

                                          Никому не дам в обиду.

                                          Я живу с ней очень дружно,

                                          Очень я ее люблю.

                                          А когда мне будет нужно,

                                          Я и сам ее побью!

О ком же стихи? Ваше мнение?

 

Ответы детей.

 

- В жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

 

Ответы детей.

 ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

 

Нарисуй условное изображение лица человека, а рядом  по очереди с друзьями, родителями запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку.

Подумай, что  в лице человека говорит о его доброте.

           Например: заботливый, внимательный….

 

Рассмотри рисунок. Кого из этих литературных героев пригласит на день рождения кот Леопольд, а кого – Кощей Бессмертный?

 

 

 

 

(на рисунке – доктор Айболит, Баба Яга, Змей Горыныч, крокодил Гена, старуха Шапокляк, Страшила и др.)

 

  • ИГРАЕМ

Игра «Угадай героя».

Водящий задумывает известного литературного героя, которого можно назвать добрым или злым. Рассказывает о нем, не называя имени, по плану:

                                          - Где живет

                                          - Как выглядит

                                          - Какие дела совершает

По окончании рассказа все должны угадать задуманного сказочного героя.

 

Игра «Угадай героя» (другой вариант).

 

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся все вместе загадывают одного героя и придумывают 5 вопросов, по которым водящий должен догадаться, кто он такой.

 

Например, вы задумали Герду из «Снежной королевы» Андерсена. Возможные вопросы:

1)      Ты очень скучала по дому?

2)      Действительно ли так холодно в Лапландии?

3)      На чём лучше ездить: в золочёной карете или на северном олене?

4)      Какого цвета розы вы выращивали с братом?

5)      Сколько горячих слезинок потребовалось, чтобы растопить сердце брата?

 

 СОВЕТ от взрослого

 Хочешь сам стать добрым? Это непросто.

- В понедельник надо три раза повторить  стихотворение А. Барто (чтобы выработать противоядие на зло)

- Во вторник прочитать рассказ В. Драгунского «Друг детства».

- В среду никого не обижать ни словом, ни поступком.

- В четверг совершить добрый поступок.

 

 Если ты злишься, то начать делать уборку или пускать мыльные пузыри, (абсолютно серьезно!)

 

 

Урок 7. Добродетель и порок

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

       Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся с примерами добрых и злых поступков.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

4.       Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).

5.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

6.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия два определения добродетели, подчеркнуть их.

7.       Беседа с учащимися по вопросам:

       Всё ли тебе понятно в определении добродетели?

       Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?

       Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

8.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

 

Урок 8. Добродетель и порок

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

o         Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

o         Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

o         Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

3.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: прочитайте в пособии, что вам предстоит сегодня узнать.

4.       Беседа с учащимися по вопросам:

       Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.

       Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?

5.       Чтение статьи из пособия для учащихся.

6.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. 

8.       Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

9.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.

 

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

3.       Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

4.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

5.       Чтение статьи из пособия для учащихся.

6.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что предполагает свободный выбор.

8.       Обсуждение результатов самостоятельной работы.

9.       Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

 

Урок 10. Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

3.       Беседа с учащимися по вопросам:

       Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?

       За что может и должен отвечать человек?

       Как понятие ответственности связано с темой предыдущего урока?

4.       Чтение статьи из пособия для учащихся.

5.       Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

6.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.

7.       Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8.       Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

 

Урок 11. Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

1.       Организация деятельности учащихся.

2.       Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

3.       Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

4.       Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг. (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг)

Информация о работе Особенности преподавания светской этики в начальной школе