Организация коррекционной помощи детям с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Целью работы дефектолога с детьми с задержкой психического развития является: повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Основные задачи:
1) создание ребёнку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
2) обеспечение охраны и укрепления здоровья;
3) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
4) стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
5) профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Файлы: 1 файл

4ДЕФЕКТОЛОГИЯ.docx

— 15.03 Кб (Скачать)

4.Организация  коррекцц.помощи детей с ЗПР

Целью работы дефектолога  с детьми с задержкой психического развития является: повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального.

Основные задачи:

1) создание ребёнку возможности  для осуществления содержательной  деятельности в условиях, оптимальных  для его всестороннего и своевременного  психического развития;

2) обеспечение охраны  и укрепления здоровья;

3) коррекция (исправление  или ослабление) негативных тенденций  развития;

4) стимулирование и обогащение  развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

5) профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии  и трудностей в обучении на  начальном этапе.

Технология организации  специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей в  дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида предусматривает  соблюдение следующих условий:

наличие в учреждении диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;

- построение образовательно-воспитательного  процесса (с учетом индивидуальных  возрастных, психофизиологических, личностных  особенностей и возможностей  детей), обеспечивающего коррекцию  нарушений умственного, речевого  и эмоционального развития и  стимулирование, обогащение развития  во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

- использование адекватных  технологий, характеризующихся эмоциональной  окрашенностью, прикладной направленностью  и ценностной значимостью для  ребёнка того, что он делает, познаёт,  с чем играет и взаимодействует;

- взаимодействие с семьёй (активное включение родителей  в жизнь учреждения, просвещение  родителей);

- проведение лечебно-оздоровительной  работы, создающей благоприятную  базу для организации занятий,  игр, других видов деятельности  детей.

Помимо воспитателей, с  группой воспитанников с задержкой  психического развития работают учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и  инструктор по плаванию. Для того, чтобы процесс коррекционно – педагогической работы был более успешным, необходимо не только скоординировать свои действия, но и объединить их всем участникам образовательного процесса. Взаимодействие в работе начинается с психолого – медико – педагогического обследования, которое проводится всеми участниками педагогического процесса. Учитывается не только то, что ребёнок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, то есть учитывается зона его ближайшего развития. После завершения комплексного обследования, на заседании ПМПк, педагоги обсуждают результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приёмы педагогического работы. С этой целью, необходимо разрабатывать индивидуальный маршрут коррекционной помощи каждому ребёнку с задержкой психического развития, который заполняется всеми участниками педагогического процесса в начале учебного года и в конце. Параллельно с работой педагогического коллектива, медицинская сестра составляет на каждого ребёнка валеологический паспорт, в котором отражается соматическое здоровье ребёнка. С учетом этого, профильные специалисты планируют систему работы по использованию оздоровительных мероприятий с каждым ребёнком. Дополнительно, для детей подготовительного возраста, функционально не готовых к школьному обучению на начало учебного года, составляется индивидуальный план оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Обязательным условием при проведении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, является непосредственное участие родителей, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного (дошкольного) воспитания, развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем  процессе принадлежит учителю –  дефектологу, который координирует действия всех участников педагогического  процесса и в системе планирования непосредственной образовательной  деятельности с детьми придерживается принципа понедельного изучения лексических  тем.

Взаимодействие между  специалистами осуществляется в  таких формах работы, как консультации, анкетирование, тестирование, совместные досуги, заседания клуба для родителей, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Эффективная коррекционная  помощь детям с задержкой психического развития может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, направленного на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.


Информация о работе Организация коррекционной помощи детям с задержкой психического развития