Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа
Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………
Ребята, чтобы воплотить
любое задуманное дело и получить
такое изделие, которое бы радовало
глаз, соответствовало требуемым
размерам и правильной технологической
обработке, нужно тщательно подумать.
Как вы думаете с чего следует начать?
(ответы учащихся.) [7, с . 18]
Таблица 2
Технологическая карта «Разделочная доска»
№ | Название операции | Эскиз | Инструменты | Оборудование |
1 | Разметка обрабатываемого материала | |
Карандаш, линейка, угольник, циркуль | Верстак |
2 | Пиление | |
Ножовка по дереву | Верстак, тиски или упор |
3 | Сверление отверстия | |
Сверло (12 мм) | верстак |
4 | Опиливание заготовки | |
Круглый напильник, прямоугольный напильник | Верстак, тиски |
Перед изготовлением детали или изделия нужной формы осуществляют её разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.
Так
же вы должны знать, что линии на
чертеже имеют различное
Запишите, что означает термин «разметка».
Разметка – это нанесение контурных линий на заготовку.
Учитель демонстрирует приемы разметки: прямоугольной, по линейке, с помощью циркуля и по шаблону.
Переходим к этапу пиления заготовки.
Учитель. Что такое пиление?
Какие инструменты применяются для пиления? (Выслушиваем мнения учащихся).
Пиление заключается в разделение древесины на части с помощью пилы.
По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:
Пилой называют многорезцовый режущий инструмент резцами, которого являются зубья, они прорезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил. Пилы бывают различные по устройству и назначению чаще всего применяется широкая столярная ножовка, она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок и лучковые пилы (см. рис. 5)
Рис. 5 (Виды пил:
а – ножовки; б – лучковые пилы; в – зубья пил
для
поперечного (1) и продольного (2) пиления)
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один тот же угол. В результате ширина пропила получается больше чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе (см. рис. 6). Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами (см. рис. 7)
Рис. 6 (прием пиления с упором: 1 – заготовка;
2 - упор)
Рис. 7 (Пиление в стусле:
1 дно стусла; 2 – боковина; 3 – заготовка; 4 - пила)
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 2 - 3 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
На
производстве пилят на круглопильных
и ленточнопильных станках
Проведем вводный инструктаж.
Даем задания:
Разметьте заготовки при помощи линейки и угольника и отпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой.
Далее с учащимися проводится правила техники безопасности:
Учащиеся должны выполнить следующие практические задания:
Оценка
результатов работы учащихся, выбор
лучших работ учащихся, разбор допущенных
ошибок и анализ причин, их вызвавших,
разъяснение возможностей применения
полученных знаний, умений и навыков
в общественно полезном труде.
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»
Оборудование: верстак, размеченные и отпиленные по размерам деревянные заготовки, сверлильный станок.
Приспособления: тиски, упор.
Инструменты: ключ для закрепления сверла в патроне, шаблон, карандаш, линейка, уголок, шило, напильники разных типов, наждачная бумага, сверло.
Материалы и заготовки: дуб, ольха, береза; отпиленные по размерам деревянные заготовки.
Объект труда: кухонная разделочная доска
Методы обучения:
Словесные - устное изложение (рассказ, объяснение),беседа с элементами проблемного обучения.
Наглядные- демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов,
самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические - демонстрация наглядных пособий, управление технологическими процессами, самостоятельные работы.
Тип урока: комбинированный
Учебные и наглядные пособия: инструменты и оборудование, тех. карты и плакаты, макеты.
Структура урока:
№ | Наименование раздела урока | Продолжительность, мин. |
1 | Организационная часть | 5 мин |
2 | Актуализация знаний | 5мин |
3 | Изучение нового материала | 27мин |
4 | Практическая работа | 30мин |
5 | Заключительная часть | 3мин |
Итого: |
Ход урока:
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся. Проверка присутствующих.
Беседа по вопросам:
- Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?
- Какие разметочные инструменты вы знаете?
- Дать определение понятиям: стусло, разметка, смешанное пиление.
Сегодня мы продолжаем изготовление изделия типа «Кухонная разделочная доска». В процессе её изготовления мы научимся сверлить отверстия и получим необходимые знания, умения и навыки работы с некоторыми видами напильников.
Учитель.
Сверление – технологическая операция по обработке материалов резанием с помощью сверла.
Отверстия в детали могут быть сквозными или глухими.
Отверстия в поперечном пилении могут быть круглые, овальные, квадратные и др., но наиболее распространенными являются круглые отверстия, они выполняются с помощью различных сверл:
Наиболее распространенные из них – спиральные. Во время сверления режущая часть сверла врезается в материал изделия и снимает стружку, которая затем отводится через винтовые канавки, расположенные на направляющей части. Ленточка позволяет уменьшить трение сверла о стенки отверстия. Хвостовик с лапкой служит для закрепления сверла в потроне коловорота, дрели или станка. [7, с. 24]
Каким образом необходимо производить сверление? (Ответы учащихся.)
Последовательность действий при сверлении должна быть таковой:
Прежде чем начинать сверление проведем инструктаж по технике безопасности:
Вот мы уже отпилили по разметке лишний материал, сделали разметку для сверления, а что еще нужно сделать для того чтобы заготовка стала красивой, гладкой и пригодной для пользования? (Ответы учащихся.)