Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Плоскостные детали.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

           Ребята, чтобы воплотить  любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым  размерам и правильной технологической  обработке, нужно тщательно подумать. Как вы думаете с чего следует начать? (ответы учащихся.) [7, с . 18] 

     Таблица 2

Технологическая карта «Разделочная доска»

Название операции Эскиз Инструменты Оборудование
1 Разметка обрабатываемого  материала  
Карандаш, линейка, угольник, циркуль Верстак
2 Пиление  
Ножовка по дереву Верстак, тиски или упор
3 Сверление отверстия  
Сверло (12 мм) верстак
4 Опиливание  заготовки  
Круглый напильник, прямоугольный напильник Верстак, тиски
 

           Перед изготовлением  детали или изделия нужной формы  осуществляют её разметку, пользуясь  мерительными и разметочными инструментами.

     Так же вы должны знать, что линии на чертеже имеют различное изображение: сплошная толстая линия, сплошная тонкая, штрихпунктирная, штриховая, волнистая, размерная и осевая.

           Запишите, что означает термин «разметка».

           Разметка – это  нанесение контурных линий на заготовку.

           Учитель демонстрирует  приемы разметки: прямоугольной, по линейке, с помощью циркуля и по шаблону.

                 Переходим к этапу  пиления заготовки.

     Учитель. Что такое пиление?

     Какие инструменты применяются для  пиления? (Выслушиваем мнения учащихся).

     Пиление заключается в разделение древесины  на части с помощью пилы.

     По  направлению разрезания волокон  древесины различают следующие виды пиления:

    • Поперечное (поперек волокон)
    • Продольное (вдоль волокон)
    • Смешанное (под углом к направлению волокон)

     Пилой называют многорезцовый режущий  инструмент резцами, которого являются зубья, они прорезают волокна  древесины и образуют в заготовке пропил. Пилы бывают различные по устройству и назначению чаще всего применяется широкая столярная ножовка, она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок и лучковые пилы (см. рис. 5)

     

     Рис. 5 (Виды пил:

     а – ножовки; б – лучковые пилы; в – зубья пил

     для поперечного (1) и продольного (2) пиления) 

     Чтобы полотно пилы не защемлялось при  пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один тот же угол. В  результате ширина пропила получается больше чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.

     При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе (см. рис. 6). Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами (см. рис. 7)

     

     Рис. 6 (прием пиления с упором: 1 – заготовка;

     2 - упор)

     

     Рис. 7 (Пиление в стусле:

     1 дно стусла; 2 – боковина; 3 – заготовка; 4 - пила)

     Пилить  надо не по линии разметки, а рядом  с ней на расстоянии около 2 - 3 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.

     На  производстве пилят на круглопильных  и ленточнопильных станках станочники-распиловщики.

     Проведем  вводный инструктаж.

Даем  задания:

     Разметьте заготовки при помощи линейки и угольника и отпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой.

     Далее с учащимися проводится правила техники безопасности:

  • Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
  • Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку.
  • Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.
  • Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя.
  • Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.
    1. Практическая работа

     Учащиеся  должны выполнить следующие практические задания:

  1. Изучить предложенный учителем чертеж детали
  2. Пользуясь разметочным инструментом, выполнить разметку детали на заготовке, учитывая толщину пропила.
  3. После повторной проверки правильности разметки, приступайте к пилению, соблюдая этапы контурной карты.
 
    1. Заключительная  часть

     Оценка  результатов работы учащихся, выбор  лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков  в общественно полезном труде. 
 

2.2.  План-конспект урока  на тему «Сверление  и опиливание древесины»

    Оборудование: верстак, размеченные и отпиленные по размерам деревянные заготовки, сверлильный станок.

    Приспособления: тиски, упор.

    Инструменты: ключ для закрепления сверла в патроне, шаблон, карандаш, линейка, уголок, шило, напильники разных типов, наждачная бумага, сверло.

    Материалы и заготовки: дуб, ольха, береза; отпиленные по размерам деревянные заготовки.

    Объект  труда: кухонная разделочная доска

    Методы  обучения:

     Словесные устное изложение (рассказ, объяснение),беседа с элементами проблемного обучения.

     Наглядные- демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов,

самостоятельные наблюдения учащихся.

     Практические - демонстрация наглядных пособий, управление технологическими процессами, самостоятельные работы.

    Тип урока: комбинированный

    Учебные и наглядные пособия: инструменты и оборудование, тех. карты и плакаты, макеты.

    Структура урока:

    Наименование  раздела урока Продолжительность, мин.
    1 Организационная часть 5 мин
    2 Актуализация  знаний 5мин
    3 Изучение нового материала 27мин
    4 Практическая  работа 30мин
    5 Заключительная  часть 3мин
    Итого:  
 

    Ход урока:

    1. Организационная часть.

     Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку  учащихся. Проверка присутствующих.

    1. Актуализация знаний.

     Беседа  по вопросам:

     - Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

     - Какие разметочные инструменты вы знаете?

     - Дать определение понятиям: стусло, разметка, смешанное пиление.

    1. Объяснение нового материала.

     Сегодня мы продолжаем изготовление изделия типа «Кухонная разделочная доска». В процессе её изготовления мы научимся сверлить отверстия и получим необходимые знания, умения и навыки работы с некоторыми видами напильников.

     Учитель

     Сверление – технологическая операция по обработке  материалов резанием с помощью сверла.

     Отверстия в детали могут быть сквозными  или глухими. 

     Отверстия в поперечном пилении могут быть круглые, овальные, квадратные и др., но наиболее распространенными являются круглые отверстия, они выполняются  с помощью различных сверл:

    • Спиральное;
    • Овальное;
    • Шнековое;
    • Ложечное.

     Наиболее  распространенные из них – спиральные. Во время сверления режущая часть сверла врезается в материал изделия и снимает стружку, которая затем отводится через винтовые канавки, расположенные на направляющей части. Ленточка позволяет уменьшить трение сверла о стенки отверстия. Хвостовик с лапкой служит для закрепления сверла в потроне коловорота, дрели или станка. [7, с. 24]

     Каким образом необходимо производить  сверление? (Ответы учащихся.)

     Последовательность действий при сверлении должна быть таковой:

  1. До начала сверления намечают центр отверстия карандашом и с помощью шила делают углубление, для того чтобы сверло с соскальзовало с центра.
  2. Зажать нужную часть заготовки в тиски, придерживая руками оставшуюся часть.
  3. Поставить заготовку так чтобы намеченный центр совпадал с вершиной сверла
  4. Держа рукоятку подъема и опускания шпинделя включить станок
  5. В конце сверления нажатие на рукоять ослабляется во избежание откалывания древесины.
  6. Выключить станок и вынуть заготовку из тисков.

     Прежде  чем начинать сверление проведем инструктаж по технике безопасности:

  1. При сверлении под заготовку подкладывают доску.
  2. Обязательно следует надежно закреплять сверло в патроне.
  3. При сверлении необходимо соблюдать осторожность, четкость, точность, быть внимательным и сосредоточенным.

     Вот мы уже отпилили по разметке лишний материал, сделали разметку для сверления, а что еще нужно сделать  для того чтобы заготовка стала  красивой, гладкой и пригодной  для пользования? (Ответы учащихся.)

Информация о работе Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей