Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Плоскостные детали.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 
 

                    Допущено  к защите:

                    зав. кафедрой, к.п.н., доцент

                    Горшенин  С.В.

                    ____________________

                    Дата ________________ 
                     

Алексеенков Илья Александрович 

обучение  учащихся 5-х классов  технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»

Специальность: 030600 (050502) - технология и предпринимательство 
 
 
 

                    Научный руководитель:

                    к.п. н., доцент Горшенин С.В.

                    подпись_____

Южно-Сахалинск  – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5

1.1.  Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5

1.2.  Формы  и методы обучения учащихся 5-х  классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23

2.1.  План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23

2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29

Заключение………………………………………………………………….35

Библиографический список…………………………………………..36

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

       Умения учащихся по обучению  ручной обработке древесины по школьной программе играет важную роль в подготовке ученика для развития способностей пользования ручным инструментом, как в школе, так и на производстве. [1, с. 7]

     Обучение  учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

     Ручная  обработка древесины заинтересовывает учащихся, если они знают, что их изделие или поделка будут востребованы. Выбирая изделие и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

     Объект  исследования – процесс обучения технологии учащихся 5-х классов  в средней школе.

     Предмет исследования – методика обучения изготовлению изделий на основе плоскостных деталей.

     Цель  курсовой работы – изучить методику обучения изготовлению изделий на основе плоскостных деталей и формирования приемов деятельности учащихся на уроках технологии в 5 классе.

     Задачи  курсовой работы следующие:

  • Проанализировать примерную программу по технологии (технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»;
  • Определить эффективные и результативные формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке;
  • Разработать план-конспекты уроков по технологии при изучении раздела «Изготовление изделий на основе плоскостных деталей» на тему «Разметка и пиление древесины» и «Опиливание древесины».

     Значимость: в данной работе проанализированы различные варианты обучения технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей на уроках технологии. 
 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х  КЛАССОВ РУЧНОЙ ДНРНВООБРАБОТКЕ 

     
    1. Анализ  примерной программы  по технологии (технический  труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»
 

     Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

     Данная  программа является ориентиром для  составления авторских учебных  программ и учебников.

         Базовым для программы  по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Также программа включает в себя разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

      Каждый  раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты  труда. Разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» уделяется 32 часа для технологической подготовки учеников 5–х классов и включает в себя создание изделий из древесины, метала и поделочных материалов (см. таблицу 1). 

 

Таблица 1. [13, с. 5]

Разделы и темы Количество  часов
  класс 5 6 7 8 9
Создание  изделий из конструкционных  и поделочных материалов 36 36 36 14(4)  
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации 16 16 16    
Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей 16        
Технологии  изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм   16      
Технологии  изготовления изделий с использованием сложных соединений     16    
Технологии  создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической  документации 16 16 16    
Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки 16        
Технологии  изготовления изделий из сортового  проката   16      
Технологии  изготовления изделий с использованием точеных деталей     16    
Машины  и механизмы. Графическое представление и моделирование 4 4 4 2(2)  
Механизмы технологических  машин 4        
Сборка  моделей технологических машин  из деталей конструктора по эскизам  и чертежам   4      
Сборка  моделей механических устройств  автоматики по эскизам и чертежам     4    
Сложные механизмы       2(2)  
Декаративно-прикладное творчество       12(2)  
 

     При изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» у учащихся должны быть сформированы следующие технологические знания, на его изучение отведено 16 часов.

      На  уроках теории у учеников формируются основные понятия о древесине (виды, структура), рассматривается строение дерева (крона, ствол, корни), область  применения древесины как в быту так и на производстве, характерные её признаки и свойства (насыщенность смолистыми веществами, цвет, плотность), природные пороки древесины, для того чтобы на практике научиться их различать.

     Когда учащиеся получат общее представление  о древесине, после этого рассматривается рациональное использование отходов древесины для изготовления таких видов древесных материалов как пиломатериалы (шпон, фанера и др.), а так же рассматриваются и профессии, связанные с производством древесных материалов (механик по деревообработке, модельщик, корабельный плотник, бондарь,  строитель лодок,  столяр, мебельщик), таким образом, для учащихся открываются новые профессии и вполне возможно новые взгляды на будущее.

     Ученики должны понимать, что древесину следует  экономично и бережно использовать, а для этого они обязаны  знать типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, чертеж плоскостной детали, графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок, а так же основные сведения о линиях чертежа и правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта дает ученикам наглядно понять, чем они будут заниматься на уроках и в какой последовательности.

     Также в программу входит изучение устройства верстака. Так как ученики индивидуальны по росту, то каждый учащийся должен уметь отрегулировать верстак под себя лично и научиться правильно его использовать. Немаловажным пунктом являются правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

     На  практических работах учащиеся закрепляют теоретические знания путем распознавания лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, смолистости, листьям или иголкам. Выявляют природные пороки древесных материалов и заготовок, а так же определяют виды древесных материалов по внешним признакам.

     Для изготовления изделия или детали необходимо уметь читать чертежи плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте, позволяет увеличить количество времени на деревообработку.

     Перед тем как ученики начинают работать с инструментом, в целях техники безопасности и удобства работы, преподавателем объясняется организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок, площадь рабочего места, а так же показывается правильность установки и закрепления заготовок в зажимах верстака.

     Для качественной деревообработки следует  применять нужные по назначению инструменты  и приспособления, поэтому ученики  знакомятся с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами). После ознакомления с ручным инструментом изучают основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей.

     Одним из главных и трудоемких пунктов  является изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам, в который входят различные технологические операции (соотнесение размеров, разметка заготовки, определение базового угла заготовки, пиление, опиливание, сверление и др.) с применением инструмента по деревообработке с соблюдением правил безопасности труда.

     Для развития творческих способностей раздел «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» включает в себя изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. [13, с. 1]

     Существует  множество вариантов объекта труда в 5–ом классе, но основными являются плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

     Рассмотрим  некоторые варианты объектов труда, которые рекомендуется к изготовлению в 5 классе.

  1. Богородская игрушка (см. рис. 1).

Рис.1 (богородская  игрушка) 

   
  1. Игрушка «Буратино». Цель игры - держа игрушку за ручку, взмахом руки подкинуть кольцо вверх  и поймать его «носом». (см. рис. 2)
 

Рис. 2 (игрушка  «Буратино»)

 

 

   
  1. Подставка под горячее. (см. рис. 3)

Информация о работе Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей