Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа
Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Допущено к защите:
зав. кафедрой, к.п.н., доцент
Горшенин С.В.
____________________
Дата
________________
Алексеенков
Илья Александрович
обучение
учащихся 5-х классов
технологиям изготовления
изделий на основе
плоскостных деталей
Курсовая работа
по дисциплине:
«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»
Специальность:
030600 (050502) - технология и предпринимательство
Научный руководитель:
к.п. н., доцент Горшенин С.В.
подпись_____
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ
ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………..
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы
и методы обучения учащихся 5-х
классов ручной деревообработке………………………………………
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………..36
Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Умения учащихся по обучению ручной обработке древесины по школьной программе играет важную роль в подготовке ученика для развития способностей пользования ручным инструментом, как в школе, так и на производстве. [1, с. 7]
Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.
Ручная
обработка древесины
Объект исследования – процесс обучения технологии учащихся 5-х классов в средней школе.
Предмет исследования – методика обучения изготовлению изделий на основе плоскостных деталей.
Цель курсовой работы – изучить методику обучения изготовлению изделий на основе плоскостных деталей и формирования приемов деятельности учащихся на уроках технологии в 5 классе.
Задачи курсовой работы следующие:
Значимость:
в данной работе проанализированы различные
варианты обучения технологиям изготовления
изделий на основе плоскостных деталей
на уроках технологии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х
КЛАССОВ РУЧНОЙ ДНРНВООБРАБОТКЕ
Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Данная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Также программа включает в себя разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый
раздел программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические
работы и рекомендуемые объекты
труда. Разделу «Создание изделий из конструкционных
и поделочных материалов» уделяется 32
часа для технологической подготовки
учеников 5–х классов и включает в себя
создание изделий из древесины, метала
и поделочных материалов (см. таблицу 1).
Таблица 1. [13, с. 5]
Разделы и темы | Количество часов | |||||
класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 36 | 36 | 36 | 14(4) | ||
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации | 16 | 16 | 16 | |||
Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей | 16 | |||||
Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм | 16 | |||||
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений | 16 | |||||
Технологии
создания изделий из металлов на основе
конструкторской и |
16 | 16 | 16 | |||
Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки | 16 | |||||
Технологии изготовления изделий из сортового проката | 16 | |||||
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей | 16 | |||||
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование | 4 | 4 | 4 | 2(2) | ||
Механизмы технологических машин | 4 | |||||
Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам | 4 | |||||
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам | 4 | |||||
Сложные механизмы | 2(2) | |||||
Декаративно-прикладное творчество | 12(2) |
При изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» у учащихся должны быть сформированы следующие технологические знания, на его изучение отведено 16 часов.
На уроках теории у учеников формируются основные понятия о древесине (виды, структура), рассматривается строение дерева (крона, ствол, корни), область применения древесины как в быту так и на производстве, характерные её признаки и свойства (насыщенность смолистыми веществами, цвет, плотность), природные пороки древесины, для того чтобы на практике научиться их различать.
Когда учащиеся получат общее представление о древесине, после этого рассматривается рациональное использование отходов древесины для изготовления таких видов древесных материалов как пиломатериалы (шпон, фанера и др.), а так же рассматриваются и профессии, связанные с производством древесных материалов (механик по деревообработке, модельщик, корабельный плотник, бондарь, строитель лодок, столяр, мебельщик), таким образом, для учащихся открываются новые профессии и вполне возможно новые взгляды на будущее.
Ученики должны понимать, что древесину следует экономично и бережно использовать, а для этого они обязаны знать типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, чертеж плоскостной детали, графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок, а так же основные сведения о линиях чертежа и правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта дает ученикам наглядно понять, чем они будут заниматься на уроках и в какой последовательности.
Также в программу входит изучение устройства верстака. Так как ученики индивидуальны по росту, то каждый учащийся должен уметь отрегулировать верстак под себя лично и научиться правильно его использовать. Немаловажным пунктом являются правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
На практических работах учащиеся закрепляют теоретические знания путем распознавания лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, смолистости, листьям или иголкам. Выявляют природные пороки древесных материалов и заготовок, а так же определяют виды древесных материалов по внешним признакам.
Для изготовления изделия или детали необходимо уметь читать чертежи плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте, позволяет увеличить количество времени на деревообработку.
Перед тем как ученики начинают работать с инструментом, в целях техники безопасности и удобства работы, преподавателем объясняется организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок, площадь рабочего места, а так же показывается правильность установки и закрепления заготовок в зажимах верстака.
Для качественной деревообработки следует применять нужные по назначению инструменты и приспособления, поэтому ученики знакомятся с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами). После ознакомления с ручным инструментом изучают основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Одним из главных и трудоемких пунктов является изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам, в который входят различные технологические операции (соотнесение размеров, разметка заготовки, определение базового угла заготовки, пиление, опиливание, сверление и др.) с применением инструмента по деревообработке с соблюдением правил безопасности труда.
Для развития творческих способностей раздел «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» включает в себя изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. [13, с. 1]
Существует множество вариантов объекта труда в 5–ом классе, но основными являются плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Рассмотрим
некоторые варианты объектов труда,
которые рекомендуется к
Рис.1 (богородская
игрушка)
Рис. 2 (игрушка «Буратино»)