Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Плоскостные детали.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

    Рис. 3 (подставка под горячее)

  1. Флюгер для определения направление ветра. Его нос указывает направление, откуда дует ветер. (см. рис. 4)

     

     Рис. 4 (флюгер)

      Объекты труда должны отвечать следующим  условиям:

  • Отражать изучаемый теоретический материал.
  • Располагаться по нарастающей сложности.
  • Обеспечивать чередование видов деятельности.
  • Соответствовать возрастным особенностям учащихся.

     Таким образом, при изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»у учеников должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки, а также качества личности:

  1. Осваивают теоретические знания о древесине, её структуре и применении в труду, о понятиях: деталь, эскиз, технологическая карта и других терминах, о рабочей мастерской, приспособлениях и инструментах, технологической культуре в целом;
  2. На основе уже имеющихся знаний, на практике ученики овладевают безопасными приемами и умениями ручной деревообработки, с применением таких инструментов как рубанок, пила (ножовка по дереву), основных видов напильников, различающиеся по назначению (плоские, трехгранные (треугольные), а так же разметочный инструмент. Со временем умения переходят в навык;
  3. Успешно развивают технологическое мышление, моторику движения всего тела (рук, пальцев и т.п.), умение выслушивать мысли и высказывать свои, по организации трудовой деятельности в коллективной работе, повышать пространственное воображение;
  4. Воспитывают в себе личностные качества: ответственность за результаты своей работы, экономичность (к обрабатывающему материалу) и бережное отношение к инструменту оборудованию, внимательность и трудолюбие.
 
    1. Формы, методы и средства обучения учащихся 5 –х классов ручной деревообработке.
 

     Для того, чтобы учителя технологии с легкостью могли изложить изучающий материал в указанном выше разделе примерной программы по технологии «технический труд» детям как можно проще и понятнее, существуют определенные формы, методы и средства обучения.

     Учебная и учебно-производственная деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организационных формах. Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

     Организационные формы обучения определяют, как построить  дидактическую работу с учетом того, кто (имеется в виду возрастной фактор), где (имеется в виду место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени работы) обучается. [2, с. 32]

     В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная,
  • звеньевая,
  • индивидуальная.

     Достоинства и недостатки каждой организационной  формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения.

     Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

     Во-вторых, не менее важно, чтобы при организации  обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах. [3, с. 22]

     Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения».

     Существует  множество разнообразных определений  метода обучения, мы под методом обучения будем понимать систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

     Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.

     Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

     Проблемный  метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря нему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

     Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

     Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

     Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. [5, с. 7]

       Особенностью  содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей.

  •   Желательно, чтобы школьник научился определять, нужна ли та продукция, которую он собирается изготовить, обществу. Найдет ли она применение в доме, в школе, в уличных играх и т. п.
  •   Важно, чтобы школьник проникся необходимостью знания различных технологических процессов преобразования материалов.
  •   Необходимо, чтобы будущий член общества был способен оценить, не нанесет ли урон окружающей среде предлагаемый способ производства, сохранит ли и приумножит он природные богатства или, наоборот, нанесет невосполнимый ущерб. [5, с. 13]

    Классификация школьных проектов

     Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов и т. п. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий — предметов быта, производственных образцов и т.п.

     Материальные. Под таковыми подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников.

     Экологические. В этих проектах может осуществляться экспертная оценка воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможностей сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся.

     Сервисные. В современной техносфере отводится первостепенное значение накоплению, подбору, оформлению и представлению информации. Такие проекты очень перспективны, представляется, что спрос на этот вид услуг будет огромен. [11, с. 31]

     Наконец, возможны комплексные проекты, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

     Сложность подбора творческого проекта  связана со многими факторами  — наклонностями и пристрастиями предполагаемых исполнителей, их возрастными и индивидуальными особенностями, материально-техническими возможностями реализации проекта и др.

     Классификация методов обучения

    Словесные:

    • Усное изложение (рассказ, объяснение, лекция)
    • Беседа
    • Самостоятельная работа учащихся с литературой
    • Письменное инструктирование
    • Телевидение, звукозапись

    Наглядные:

    • Демонстрация наглядных пособий
    • Показ трудовых приемов
    • Самостоятельные наблюдения учащихся
    • Производственные экскурсии

    Практические:

    • Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ
    • Самостоятельные работы
    • Лабораторно-практические работы
    • Управление технологическими процессами
 

      Дидактические средства трудового обучения.

     Существуют  различные классификации дидактических  средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиалъный, аудиовизуальный. [12, с. 15]

     В арсенал дидактических средств при изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» могут входить следующие приспособления и технические устройства.

     К визуальным средствам отнесем: инструменты, приспособления, детали, изделия, модели, макеты, технологические карты, плакаты, доску для работы с мелом, материал если он будет показательным и т.п.

     Аудиальные  средства редко используются в трудовом обучении. К ним относятся магнитофоны, адаптеры и проигрыватели и т.п.

     Аудиовизуальная техника играет огромное значение в процессе обучения. Учащиеся воспринимают информацию визуально и на слух одновременно, тем самым информация усваивается лучше.

      К аудиовизуальным средствам отнесем  видеофоны, проекторы звукового фильма, совмещенные устройства диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, компьютеры, а так же трудовые приемы учителя.

     Вспомогательные устройства— дополнительные лампы для освещения, щетка для уборки стружки, шкафчики для одежды и т. п.

     Для формирования знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств  учащихся на период изучения раздела  «Технология изготовления изделий  из плоскостных деталей» из примерной  программы по технологии (технический труд) можно применить различные варианты:

    Вариант 1

  • Фронтальная форма обучения.
  • Словесные, наглядные и практические методы.

     Рассмотрим  данные варианты применительно к процессу изучения раздела «Технология изготовления изделий из плоскостных деталей»

     При первом варианте рассматривать будем  от форм организации к средствам  обучения, двигаясь от теории к практике.

     Для изучения теоретических сведений следует применить фронтальную форму организации учащихся, т.к. учебный материал один для всех (вводный инструктаж по технике безопасности, объяснение той или иной темы урока, сведения о мастерской и т.п.) в обязательном порядке. С помощью данной формы обучения облегчается работа учителя.

     Для обучения практической части, которая в нашем случае будет осуществляться при выполнении изделия типа «Кухонная разделочная доска» так же можно применить фронтальную форму обучения. Вследствие того, что опыт работы с древесиной у учащихся не значительно велик, им предоставляется возможность наблюдать друг за другом, советоваться. Обмен опытом заключается в том, что у кого – то  хорошо получается одна операция, а у кого –то другая. Преподавателю легче контролировать единый для всех процесс, а не за отдельными его группами.

     Что касается методов обучения,  то невозможно (практически) и не целесообразно воспользоваться только одним из многочисленного их числа.

Информация о работе Обучение учащихся 5-х классов технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей