Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа
Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………
Рис. 3 (подставка под горячее)
Рис. 4 (флюгер)
Объекты труда должны отвечать следующим условиям:
Таким образом, при изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»у учеников должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки, а также качества личности:
Для того, чтобы учителя технологии с легкостью могли изложить изучающий материал в указанном выше разделе примерной программы по технологии «технический труд» детям как можно проще и понятнее, существуют определенные формы, методы и средства обучения.
Учебная и учебно-производственная деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организационных формах. Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.
Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учетом того, кто (имеется в виду возрастной фактор), где (имеется в виду место проведения занятий) и когда (с точки зрения времени работы) обучается. [2, с. 32]
В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения.
Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.
Во-вторых, не менее важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах. [3, с. 22]
Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения».
Существует
множество разнообразных
Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря нему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. [5, с. 7]
Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей.
Классификация школьных проектов
Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов и т. п. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий — предметов быта, производственных образцов и т.п.
Материальные. Под таковыми подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников.
Экологические. В этих проектах может осуществляться экспертная оценка воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможностей сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся.
Сервисные. В современной техносфере отводится первостепенное значение накоплению, подбору, оформлению и представлению информации. Такие проекты очень перспективны, представляется, что спрос на этот вид услуг будет огромен. [11, с. 31]
Наконец, возможны комплексные проекты, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.
Сложность
подбора творческого проекта
связана со многими факторами
— наклонностями и
Классификация методов обучения
Словесные:
Наглядные:
Практические:
Дидактические средства трудового обучения.
Существуют
различные классификации
В арсенал дидактических средств при изучении раздела «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей» могут входить следующие приспособления и технические устройства.
К визуальным средствам отнесем: инструменты, приспособления, детали, изделия, модели, макеты, технологические карты, плакаты, доску для работы с мелом, материал если он будет показательным и т.п.
Аудиальные средства редко используются в трудовом обучении. К ним относятся магнитофоны, адаптеры и проигрыватели и т.п.
Аудиовизуальная техника играет огромное значение в процессе обучения. Учащиеся воспринимают информацию визуально и на слух одновременно, тем самым информация усваивается лучше.
К
аудиовизуальным средствам
Вспомогательные устройства— дополнительные лампы для освещения, щетка для уборки стружки, шкафчики для одежды и т. п.
Для формирования знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств учащихся на период изучения раздела «Технология изготовления изделий из плоскостных деталей» из примерной программы по технологии (технический труд) можно применить различные варианты:
Вариант 1
Рассмотрим данные варианты применительно к процессу изучения раздела «Технология изготовления изделий из плоскостных деталей»
При первом варианте рассматривать будем от форм организации к средствам обучения, двигаясь от теории к практике.
Для изучения теоретических сведений следует применить фронтальную форму организации учащихся, т.к. учебный материал один для всех (вводный инструктаж по технике безопасности, объяснение той или иной темы урока, сведения о мастерской и т.п.) в обязательном порядке. С помощью данной формы обучения облегчается работа учителя.
Для обучения практической части, которая в нашем случае будет осуществляться при выполнении изделия типа «Кухонная разделочная доска» так же можно применить фронтальную форму обучения. Вследствие того, что опыт работы с древесиной у учащихся не значительно велик, им предоставляется возможность наблюдать друг за другом, советоваться. Обмен опытом заключается в том, что у кого – то хорошо получается одна операция, а у кого –то другая. Преподавателю легче контролировать единый для всех процесс, а не за отдельными его группами.
Что касается методов обучения, то невозможно (практически) и не целесообразно воспользоваться только одним из многочисленного их числа.