Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа
Обучение учащихся технологиям изготовления изделий на основе плоскостных деталей ведется систематически, поэтапно опираясь на учебную литературу и требования стандартов, которые в ней предоставлены в виде программы. Перед учителем технологии стоит целый ряд вопросов, связанный с оптимальным выбором форм, методов и средств, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ РУЧНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКЕ…………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы по технологии(технический труд) по разделу «Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей»………5
1.2. Формы и методы обучения учащихся 5-х классов ручной деревообработке…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ…………………23
2.1. План-конспект урока на тему «Разметка и пиление древесины»……….23
2.2. План-конспект урока на тему «Сверление и опиливание древесины»….29
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………
На теоретических занятиях применим следующие методы:
Словесные - устное изложение (рассказ, объяснение, лекция), беседа с элементами проблемного обучения.
Наглядные - демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов,
самостоятельные наблюдения учащихся.
При сочетании нескольких методов обучения следует хорошо продумывать, каким образом применять их в процессе обучения школьников.
Например, при ознакомлении с рубанком показываем, как он выглядит (делаем паузу, чтобы ребята успели его разглядеть), затем начинаем рассказывать, при каких работах он применяется; при объяснении из каких составных частей он состоит, следует указывать на объясняемую деталь; на своем примере можно показать в какой стойке требуется работать при строгании и в тоже время правильно держать рубанок, так как дети на все обращают внимание; задавать вопросы типа: как вы считаете в какую сторону волокон следует строгать (против волокон или же по их направлению)? Это будет являться элементом проблемного обучения и т.п.
Закреплять
учебный материал с помощью опроса,
самостоятельных работ или
Практические работы будут проходить с применением таких методов как демонстрация наглядных пособий (объект изготовления, технологическая карта), выполнение операции (нанесение разметки, пиление, опиливание) с элементами беседы и показа трудовых приемов.
В виде средств обучения будут выступать инструменты, оборудование, плакаты, модели объектов труда, доска для мела или интерактивная доска с проектором и т.п.
Вариант 2
При ознакомлении с теоретическими знаниями можно применить фронтальную форму организации обучения по совместительству с групповой (звеньевой) формой обучения.
К фронтальной будет относиться основной теоретический материал урока, а к групповой форме отнесем закрепление и проверку знаний по прочитанному уроку, следующим образом:
По окончанию игры, группа победителей поощряется отличными оценками или аплодисментами.
На практических заданиях так же можно применить фронтальную форму обучения при выполнении (объекта труда) изделия типа «Кухонная разделочная доска», но если материальная база не позволяет организацию фронтального обучения (недостаточно инструментов и приспособлений), то следует воспользоваться групповой (звеньевой) формой организации обучения школьников.
Если при фронтальной форме учащиеся работали над одинаковым изделием (имеется ввиду форма) от которой зависит уровень сложности работы, то в данном случае предоставляется несколько вариантов форм. Тем самым ученикам дается возможность выбора.
Опираясь на свои интересы и способности ученик делает выбор формы будущего изделия. Так как выбрать можно только один из трех вариантов, учащиеся автоматически и в то же время добровольно делятся на 3 группы. Если же возникают сложности или проблемы в выборе, то преподаватель самостоятельно распределяет детей по группам применяя следующие пункты:
Недостатком групповой формы организации обучения является сложность контроля, одновременно за несколькими группами.
Воспользуемся основными видами методов обучения
Преподаватель должен учитывать свои способности по отношению к выбору методов. При рассказе в первую очередь он должен хорошо владеть информацией, т.е. иметь ответ на любой вопрос учеников, а в крайнем случае уметь импровизировать, чтобы не потерять свой авторитет в лице учащихся. Во вторых информация должна преподноситься в интересной форме (в виде игры или фильма), с эмоциями, где-то опираясь на имена великих актеров, военных и т.п. (то есть тех людей, которые являются авторитетом у школьников 5-го класса). Если это инструмент, коротко рассказать о его истории (модернизации, применении и т.п.).
При беседе большую значимость имеет обратная связь в виде вопросов, для того чтобы учащиеся вспоминали и закрепляли пройденный материал, а также учились высказывать и отстаивать свое мнение и выслушивать других.
Например:
Так же как в варианте 1 наглядные пособия сопровождать рассказом, беседой.
Например, при демонстрации технологической карты (по структуре древесины) ученики разбираются, а далее записывают и зарисовывают содержимое в тетрадь.
Практические работы будут проходить с применением таких методов как: демонстрация наглядных пособий (объект изготовления, технологическая карта), выполнение операций (нанесение разметки, пиление, опиливание) с элементами беседы и показа трудовых приемов.
В
виде средств обучения будут выступать:
инструменты, оборудование, плакаты, модели
объектов труда, доска для мела или
интерактивная доска с проектором
и т.п.
Вариант 3
В
этом случае применим индивидуальную
форму организации обучения. Изучения
теоретических основ может
На практике же индивидуальная форма организации обучения заключается в том, что трудовая деятельность учащихся производится отдельно. Так как ученики различаются по уровню знаний и умений, у преподавателя появляется возможность распределять задания для учеников таким образом, чтобы каждый ученик не чувствовал себя безнадежным для коллектива, или не способным для выполнения каких-либо технологических операций, что влияет на психологический фактор ребенка.
Как указали выше для работы с книгой подходят следующие методы:
устное изложение (объясняем как работать с книгой), беседа (если у учащихся возникают вопросы), самостоятельная работа учащихся с литературой(анализ и запись информации).
Во время практических занятий, по совокупности с индивидуальной формой обучения с помощью демонстрации наглядных пособий (объект изготовления, технологическая карта), выполнения операций (нанесение разметки, пиление, опиливание) с элементами объяснения, беседы и показа трудовых приемов можно организовать урок в виде игры.
Игра будет проходить в виде работы на конвейере. Ученикам будет предоставлена спецодежда, или просто бейджики, на которых будет написана его должность. Конвейер можно запустить по одной линии или более, в зависимости от количества различных изделий и числа учеников. В игре школьники окунутся во взрослую жизнь на производстве.
В виде средств обучения будут выступать: инструменты, оборудование, плакаты, модели объектов труда, доска для мела или интерактивная доска с проектором и т.п.
Рассмотрев 3 варианта, мы убедились, что формы, методы и средства обучения играют огромную роль для формирования знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств учащихся на период изучения раздела «Технология изготовления изделий из плоскостных деталей» из примерной программы по технологии (технический труд).
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
СОЗДАНИЮ НЕСЛОЖНЫХ
ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Оборудование: верстак и деревянные заготовки
Приспособления: упор, тиски
Инструменты: шаблон, пила, карандаш, линейка, уголок, циркуль
Материалы и заготовки: дуб, ольха, береза; обработанная доска или фанера.
Объект труда: заготовка кухонной разделочной доски
Методы обучения:
Словесные - устное изложение (рассказ, объяснение),беседа с элементами проблемного обучения.
Наглядные- демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов,
самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические - демонстрация наглядных пособий, управление технологическими процессами, самостоятельные работы.
Тип урока: комбинированный
Учебные и наглядные пособия: плакаты, тех. карты, оборудование и применяемые в процессе инструменты
Структура урока:
№ | Наименование раздела урока | Продолжительность, мин. |
Организационная часть | 5 мин | |
Актуализация знаний | 5мин | |
Изучение нового материала | 27мин | |
Практическая работа | 30мин | |
Заключительная часть | 3мин | |
Итого: |
Ход урока:
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся. Проверка присутствующих.
Беседа по вопросам:
-
Назовите назначение
- Что называется заготовкой?
-
Что называется
С сегодняшнего урока мы приступаем к изготовлению изделия типа «Кухонная разделочная доска». В процессе её изготовления мы научимся наносить разметку на заготовку из древесины, получим необходимые знания, умения и навыки работы с разметочным инструментом, столярной ножовкой и некоторыми видами напильников.
Учитель. У вас, есть материал из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начинать работу: пилить, сверлить, строгать и др. Можно ли приступать? Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа? Почему (выслушиваем мнения учащихся).