Моделирование формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:38, реферат

Краткое описание

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.

Файлы: 1 файл

личностные качества педагога.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

        

      

        
 

        

      

      

      

      

        
 
 
 

Рис. 1. Схема  системы формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной  деятельности. 

 

      

      При реализации педагогической модели необходимо также учитывать уровень сформированности информационной культуры учителя: репродуктивный, адаптивный и творческий. Для репродуктивного уровня сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности характерны несистематизированные знания об информационной культуре учителя и ее роли в инновационной деятельности, иррациональная организация работы в информационно-образовательной среде, несостоятельность в использовании информационных технологий в педагогической и исследовательской деятельности, низкая оценка полезности предпринимаемой работы с информацией, неумение соотносить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.

      Адаптивный  уровень сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности характеризуется ситуативным настроем на решение  профессиональных задач в информационно-образовательной среде, удовлетворением достигнутыми результатами без определения перспектив дальнейшего развития, неполным владением современным базовым знанием в области информационных технологий, способностью к адаптированию алгоритмизированных действий в информационно-образовательной среде, непостоянное проявление стремления к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой для повышения уровня своей информационной культуры.

      Творческий  уровень сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности предполагает наличие у учителя убеждения в необходимости постоянного повышения уровня своей информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры, способности к решению инновационных задач, проектов на основе совершенствования  индивидуальной информационной культуры и к созданию собственных авторских информационно-образовательных продуктов, умений определять резервы своего дальнейшего профессионального роста в информационно-образовательной среде, регулировать свою инновационную деятельность и развитие информационной культуры.

      Формирование  информационной культуры учителя более успешно осуществляется в информационно-образовательной среде – системном комплексе информационных, технических и административно-организационных компонентов, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей учителей с учетом уровня сформированности информационной культуры, включающей:

  • научно-ориентированное обучение через спецкурсы и практики;
  • выполнение групповых и индивидуальных исследовательских тем, проектов опытно-экспериментальной работы;
  • создание организационных структур, способствующих развитию инновационной активности и информационной культуры учителя (Т-группы, информационно-аналитический центр, экспертный совет, кафедра, научно-методический совет).

      Теоретической основой формирования информационной культуры учителя является программа спецкурса «Основы информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности», построенная по модульному принципу, обеспечивающему учителю свободу выбора и вариативность обучения в соответствии с его потребностями и уровнем сформированности информационной культуры.

      Наиболее  адекватными технологиями формирования информационной культуры учителя в  условиях инновационной деятельности является метод проектов и исследовательские методы обучения, опирающиеся на поисковую активность личности. При этом особое значение имеет информатизация образовательного процесса по формированию информационной культуры учителя, освоение и использование новых информационно-коммуникативных технологий.

      Развитие  информационной культуры учителя осуществляется более результативно за счет интеграции трех видов деятельности: информационной, проектной и педагогической. Взаимосвязь между ними способствует становлению целостной индивидуальности учителя,  активизирует психические и личностные свойства человека.

     Педагогическими условиями формирования информационной культуры учителя является наличие информационно-образовательной среды, учебно-методического обеспечения, стимулирование инновационной активности учителей, осуществление рефлексии собственной информационной и инновационной деятельности, увеличение доли самообразования в повышении уровня информационной культуры учителя, изучение результативности формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности.

     Таким образом, педагогическими путями и  средствами формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности можно считать моделирование, организацию и корректировку результатов формирования. 

Список  литературы 

  1. Абасов, З. Подготовка учителей к работе в инновационной  среде [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2003. - №10. - С.18-22.
  2. Бовтенко, М. А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка / М. А. Бовтенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 244 с.: ил.
  3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М.: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.
  4. Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога [Текст] / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. - №1. – С. 65-73.
  5. Скибицкий, Э. Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития [Текст] / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров. – Алматы: Гылым, 2004. – 221 с.

Информация о работе Моделирование формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности