Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:38, реферат
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.
Рис. 1. Схема
системы формирования информационной
культуры учителя в условиях инновационной
деятельности.
При реализации педагогической модели необходимо также учитывать уровень сформированности информационной культуры учителя: репродуктивный, адаптивный и творческий. Для репродуктивного уровня сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности характерны несистематизированные знания об информационной культуре учителя и ее роли в инновационной деятельности, иррациональная организация работы в информационно-образовательной среде, несостоятельность в использовании информационных технологий в педагогической и исследовательской деятельности, низкая оценка полезности предпринимаемой работы с информацией, неумение соотносить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
Адаптивный уровень сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности характеризуется ситуативным настроем на решение профессиональных задач в информационно-образовательной среде, удовлетворением достигнутыми результатами без определения перспектив дальнейшего развития, неполным владением современным базовым знанием в области информационных технологий, способностью к адаптированию алгоритмизированных действий в информационно-образовательной среде, непостоянное проявление стремления к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой для повышения уровня своей информационной культуры.
Творческий уровень сформированности информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности предполагает наличие у учителя убеждения в необходимости постоянного повышения уровня своей информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры, способности к решению инновационных задач, проектов на основе совершенствования индивидуальной информационной культуры и к созданию собственных авторских информационно-образовательных продуктов, умений определять резервы своего дальнейшего профессионального роста в информационно-образовательной среде, регулировать свою инновационную деятельность и развитие информационной культуры.
Формирование
информационной культуры учителя более
успешно осуществляется в информационно-образовательной
среде – системном комплексе информационных,
технических и административно-
Теоретической основой формирования информационной культуры учителя является программа спецкурса «Основы информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности», построенная по модульному принципу, обеспечивающему учителю свободу выбора и вариативность обучения в соответствии с его потребностями и уровнем сформированности информационной культуры.
Наиболее адекватными технологиями формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности является метод проектов и исследовательские методы обучения, опирающиеся на поисковую активность личности. При этом особое значение имеет информатизация образовательного процесса по формированию информационной культуры учителя, освоение и использование новых информационно-коммуникативных технологий.
Развитие информационной культуры учителя осуществляется более результативно за счет интеграции трех видов деятельности: информационной, проектной и педагогической. Взаимосвязь между ними способствует становлению целостной индивидуальности учителя, активизирует психические и личностные свойства человека.
Педагогическими условиями формирования информационной культуры учителя является наличие информационно-образовательной среды, учебно-методического обеспечения, стимулирование инновационной активности учителей, осуществление рефлексии собственной информационной и инновационной деятельности, увеличение доли самообразования в повышении уровня информационной культуры учителя, изучение результативности формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности.
Таким
образом, педагогическими путями и
средствами формирования информационной
культуры учителя в условиях инновационной
деятельности можно считать моделирование,
организацию и корректировку результатов
формирования.
Список
литературы