Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:38, реферат
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.
Моделирование
формирования информационной
культуры учителя в
условиях инновационной
деятельности
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.
Инновация
как категория вошла в
Существует достаточно большое количество определений термина «педагогическая инновация», однако общепринятого, устойчивого представления и определения инноваций в образовании не сложилось, так как существует разрыв между системами научного знания об инновациях и образовательной практикой. Инновации всегда носят деятельностный характер, поскольку изначально направлены на изменение существующей системы. Любая деятельность, в том числе и инновационная, направлена на создание нового продукта. В определении педагогической инновации, следовательно, должна быть фиксация не только практической направленности, но и материального продукта как конечного результат инновационной деятельности.
Педагогические инновации – это актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, и позитивно влияющие на развитие образования.
Существует классификация педагогических инноваций, в основе которой заложены: масштаб использования, источник возникновения, характер вносимых изменений, виды деятельности.
По масштабу использования выделяют единичные (например, в рамках одного предмета) и диффузные (например, в профиле, объединяющем несколько предметных дисциплин) инновации. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешними (когда инновационная идея возникла за пределами образовательной системы) и внутренними (когда инновации разрабатываются внутри образовательной системы). По характеру вносимых изменений различают локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов образовательной системы), модульные (взаимосвязанные группы несколько локальных педагогических инноваций), системные (предполагают полную реконструкцию образовательной системы как целого) инновации. По видам деятельности педагогические инновации делятся на содержательные, обеспечивающие содержательный аспект педагогического процесса (новые учебные программы, методики, технологии) и управленческие, направленные на создание новых организационных структур (научно-методический совет, кафедры, информационно-аналитический центр и др.) и должностных единиц (заместитель директора по научно-методической работе, координатор по профильному обучению учащихся, коммерческий директор и пр.).
Степень
актуализации нововведения в воспитательно-
Информационная культура учителя – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде. Информационная культура учителя включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический.
Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией. Технологический – из информационных умений, связанных с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
Феномен информационной культуры учителя по содержанию своих компонентов органично вписывается в полипарадигмальность образования, предполагающую сосуществование в единой образовательной модели нескольких образовательных систем, основанных на различных образовательных подходах. Современная креативная образовательная модель – порождение информационной эпохи, для которой односторонне понимаемое знаниевое образование утратило свою эффективность и целесообразность. Добывание информации, ее переработка, создание новых информационных продуктов становится приоритетной сферой профессиональной, в том числе, и педагогической деятельности. Основу данной модели составляют компетентностный личностно-деятельностный и культурологические подходы в образовании, основополагающие принципы которых наиболее полно раскрывают феномен информационной культуры личности учителя.
Содержание труда учителя, ведущего инновационную деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. В результате все чаще ставится вопрос о переориентации профессионального педагогического образования на компетенции.
Компетентностный подход в образовании – такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций: социальной, коммуникативной, информационной и учебно-познавательной. Информационная компетентность учителя – синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта в работе с образовательными информационными ресурсами. Информационная компетентность педагога включает владение такими компетенциями, как умение извлекать информацию из различных источников, знание особенностей информационных потоков в своей предметной области, владение основами аналитико-синтетической переработки информации, знание структуры, правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий. В тоже время, информационная компетентность развивает у учителя абстрактное, алгоритмическое мышление, рефлексивные способности, связанные с определением собственной позиции и простраиванием перспектив профессионально-личностного роста. Кроме того, освоение компетенций наиболее результативно для личности педагога идет в процессе деятельности, когда он действует либо автономно, либо входит в различные социальные группы, работающие в интерактивном режиме. В этом случае информационные компетенции становятся технологическим средством для формирования мировоззренческого компонента информационной культуры учителя, поскольку их применение в педагогической практике будет способствовать приобретению творческого, проектно-конструктивного, духовно-личностного опыта.
Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом информационной культуры, учитель в процессе инновационной деятельности, оказывается в ситуации, когда применение известных технологических алгоритмов по созданию информационных продуктов идет в ситуации творчества. Творчество – деятельность, рождающая нечто качественно новое, отличающееся своеобразием, оригинальностью, создающая новые материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость. В процессе преобразования известной информации и созидания на ее основе нового знания, опирающегося на исследовательский опыт, у учителя формируется мировоззренческий компонент информационной культуры, т.е. если говорить с психологической точки зрения, речь идет о приобретении чего-либо нового для данного субъекта.
Для того, чтобы информационные компетенции педагога обрели жизненную силу, они должны быть деятельностно ориентированы, поскольку уязвимым моментом при формировании информационной культуры является разрыв между теорией и образовательной практикой. Педагог должен знать не только «что делать?», но и «как делать?», работая в информационно-образовательной среде, которой свойственны закономерности формирования интеллектуальных структур и познавательных действий. Педагог сам определяет, планирует и реализует познавательные действия и творческие усилия в ходе решения информационных задач: разрабатывает целевые технологические проекты, учебные программы адаптивного типа, многовариантные предметные методики, концептуальные модели, диагностические методики и пр., т.е. создает информационно-образовательные продукты – овеществленные результаты педагогического труда, ориентированные на удовлетворение запросов участников образовательного процесса, изготовленные с учетом нормативных требований и правил составления и оформления учебной документации с опорой на традиционные и новые информационно-коммуникативные технологии.
Качество этих продуктов зависит от степени владения технологическим компонентом информационной культуры и творческого, индивидуально-самобытного осуществления какой-либо образовательной задачи. Отработка специальных механизмов личностной социализации педагога происходит только в условиях творческой деятельности, при реализации личностно-деятельностного подхода в процессе формирования информационной культуры. Личностно-деятельностный подход в характеристике информационной культуры учителя выделяет три доминанты: личность, деятельность, творчество. Основное его назначение состоит в развитии творческих способностей, в своеобразной технологии деятельности, во избежание нивелировки личности. Совокупное продвижение по этим векторам является также безусловным признаком развития мировоззренческого компонента информационной культуры учителя, так как его способность модифицировать, комбинировать, аранжировать собственную информационную деятельность и трансформировать ее в оригинальный информационно-образовательный продукт оказывает существенное влияние на этические, психологические, социально-эстетические характеристики личности.
Информационно-
Компетентностный, личностно-деятельностный и культурологический подходы к формированию информационной культуры учителя не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. Объединение информационной компетентности, реализующейся в условиях творческой деятельности, и складывающегося в этом процессе информационного мировоззрения позволяет говорить об информационной культуре учителя как о многоаспектном феномене, формирование и развитие которого становится необходимым условием результативной инновационной деятельности.
Анализ
реальной школьной практики и изучение
результатов психолого-
Стратегическими ориентирами формирования информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности становятся:
Для
осуществления процесса формирования
целесообразно разработать