Методы и формы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Краткое описание

Цель моей контрольной работы состоит в том, чтобы дать понятие методам воспитания, их классификацию, охарактеризовать их основные виды, а также назвать формы воспитания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Сущность методов воспитания и их классификация.……………..…………4
2. Характеристика общих методов воспитания.…………...……………………9
3. Формы воспитания………………………………………………....................18
Заключение………………………………………………………………….……23
Библиографический список………………………………………………..……25

Файлы: 1 файл

Методы и формы воспитания.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     • индивидуальные — беседы, занятия  воспитателя с одним воспитанником;

     • групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся  в непосредственном контакте;

     • массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. 23

     Выделены  также формы работы по основному  виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной24.

     В свое время Н. И. Болдырев выделил  формы воспитательной работы в зависимости  от метода воспитательного воздействия:25

     • словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

     • практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

     • наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

     Современный исследователь предлагает делить формы  внеурочной воспитательной работы в  школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

     1) формы управления и самоуправления  школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

     2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

     3) развлекательные формы — утренники  и вечера, «капустники» и др.26

     Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь  от строгой классификации, можно  выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

     В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

     Образно-художественные формы объединяют в себе такие  дела воспитанников, где главным  средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно  социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

     В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

     Игровые (досуговые) формы работы образуют такой  тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

     Особое  внимание следует обратить на психологические  формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

     Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель  должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

     К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно  оценивать положительно: вряд ли нужно  устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.27 

 

      Заключение 

     В результате написания контрольной  работы на тему: «Методы и формы  воспитания» можно подвести следующие выводы:

     1) методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков;

     2) существует классификация методов  воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

     3) выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

     4) форма воспитания – организационная структура,педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;

     5) формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).

     В реальных условиях педагогического  процесса методы и формы выступают  в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод и форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами и формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

     В заключение хочется отметить: с древних  времен люди понимали значимость воспитания, и главное, чтобы каждый помнил слова  Древнегреческого философа Эпиктета «Из  всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек» 

 

      Библиографический список 

Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер»,2000

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под  ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008

Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002

Харламов  И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999

Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции  культуры. - М., 1998

Информация о работе Методы и формы воспитания