Формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся разного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:37, доклад

Краткое описание

Патриотическое воспитание – это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад Белоруссии в мировую цивилизацию.

Файлы: 1 файл

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся разного возраста.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Формы и методы гражданско-патриотического  воспитания учащихся разного возраста

 

          Патриотическое  воспитание – это формирование  в ребенке приверженности важнейшим  духовным ценностям. Воспитание  патриотических чувств, заботы об  интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад Белоруссии в мировую цивилизацию.

          Чтобы  подойти к сути направлений самого процесса патриотического воспитания, необходимо определиться, на чем оно будет базироваться. Вера в Беларусь, в  её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы патриотического воспитания. Каковы же направления этой сложной и ответственной работы? К ним относятся:

            - военно-патриотическое воспитание;

            - героико- патриотическое воспитание;

            - национально - патриотическое воспитание;

            - гражданское воспитание;

            - гражданско- патриотическое воспитание;

 

            Военно-патриотическое воспитание  – это составная часть патриотического  воспитания, ориентированная на  формирование у школьников глубокого  патриотического сознания, идей  служения Отечеству и его вооруженной  защите, воспитание чувства гордости  и уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время, на мой взгляд, это направление особенно актуально, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии, произошёл не всегда верный пересмотр истории страны.

            Героико- патриотическое воспитание  ориентированно на пропаганду  военных профессий, знаменательных  исторических дат, воспитание  гордости за деяния героических  предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям..

            Национально - патриотическое воспитание  формирует в детях чувство  любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным  традициям и культуре, пробуждение  чувства гордости за свой народ.

            Гражданское воспитание – это  формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности  к сознательному и добровольному  служению своему народу. Помните,  у Н.А.Некрасова: « Поэтом можешь  ты не быть, но гражданином  быть обязан». Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Убеждёна в том, что формирование активной гражданской позиции нужно начинать в начальной школе.

           Гражданско- патриотическое воспитание базируется  на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между  государством и молодёжью, которая  призвана обеспечить на практике  молодым людям все необходимые права.

           Вся  работа по патриотическому воспитанию  строится поэтапно:

      1-й этап: начальная   школа. На этом этапе мы стремимся  воспитывать в детях гордость  за великую историю нашей страны, уважение к государственному  флагу и гербу. Очень плодотворны встречи с ветеранами ВО войны, участниками войн в Афганистане и Чечне, героями Беларуси. Посещение музеев и выставок, библиотек.

      2-й этап: 5-9 классы. В это время подростки  уже более осознанно осмысливают  то, что происходит в стране  и мире. Хорошо если в школе  есть патриотические клубы «Школа  выживания», «Поиск» и другие , где  глубже раскрывается роль армии  в государстве, деятельность элитных войск. Проведение игр на военную тематику  раньше пользовались большим спросом у ребят такие, как «Зарница» и другие.

       3-й  этап: 10-11 класс.   На этом  этапе  осуществляется подготовка юношей  и девушек к служению в армии.  Теоретические знания на уроках ОБЖ, а также навыки строевой, огневой и тактической подготовки.

       Реализация  задач воспитания гражданственности  и патриотизма с использованием  потенциала учебных курсов литературы, обществознания и истории   не может быть использована да конца, если не продолжить эту работу  во внеурочное время. 

       В  практической деятельности используются  следующие методы и приёмы:  получение социальной информации  из разнообразных источников; осмысление  представленных в них различных  подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; наблюдение и оценок явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности; участие в обучающих играх ( ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуаций из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике и т.д.

      Можно  применять следующие приёмы в  целях воспитания: приведение примера;  использование сравнения, сопоставления, яркий рассказ; анализ фактов и т.д.

      Формы  воспитательной работы со школьниками  могут быть массовыми, групповыми  и индивидуальными. Это могут  быть утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады,  КВНы, конференции, субботники и т.д.

         Групповые формы подразделяются  на учебные и внеучебные. Групповая  внеучебная работа проводится  с учащимися одного или разных  возрастов, объединенными общностью  интересов. Сюда относятся кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целями углубления познавательных интересов и расширение кругозора.

        Воспитательным примером служит  личность учителя, отличающего  высокоразвитым гуманитарным мышлением,  патриота и гражданина Беларуси, умеющего строить деловые педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с н6ими общий язык.

        Для реализации учащимися собственной  гражданской позиции необходимы  включения детей и подростков  в деятельность     органов  школьного самоуправления, проигрывание  модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий,   личного участия в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений и музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности.

       

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся разного возраста