Формы и методы гражданско-патриотического
воспитания учащихся разного возраста
Патриотическое
воспитание – это формирование
в ребенке приверженности важнейшим
духовным ценностям. Воспитание
патриотических чувств, заботы об
интересах нашей великой страны,
готовности ради Родины к самопожертвованию,
верности отчизне в период военных испытаний,
гордости за героическое прошлое нашего
Отечества, за научно-технический и культурный
вклад Белоруссии в мировую цивилизацию.
Чтобы
подойти к сути направлений самого
процесса патриотического воспитания,
необходимо определиться, на чем оно будет
базироваться. Вера в Беларусь, в её
будущее – это основа, краеугольный камень
всей системы патриотического воспитания.
Каковы же направления этой сложной и
ответственной работы? К ним относятся:
- военно-патриотическое воспитание;
- героико- патриотическое воспитание;
- национально - патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско- патриотическое воспитание;
Военно-патриотическое воспитание
– это составная часть патриотического
воспитания, ориентированная на
формирование у школьников глубокого
патриотического сознания, идей
служения Отечеству и его вооруженной
защите, воспитание чувства гордости
и уважение к военной истории, стремление
к военной службе, сохранению и приумножению
славных воинских традиций. В настоящее
время, на мой взгляд, это направление
особенно актуально, так как резко упал
престиж военных профессий, юноши не хотят
служить в армии, произошёл не всегда верный
пересмотр истории страны.
Героико- патриотическое воспитание
ориентированно на пропаганду
военных профессий, знаменательных
исторических дат, воспитание
гордости за деяния героических
предков. Нам есть чем гордиться, есть
о чем рассказывать детям..
Национально - патриотическое воспитание
формирует в детях чувство
любви к своей малой родине,
уважительное отношение к национальным
традициям и культуре, пробуждение
чувства гордости за свой народ.
Гражданское воспитание – это
формирование правовой культуры,
четкой гражданской позиции, готовности
к сознательному и добровольному
служению своему народу. Помните,
у Н.А.Некрасова: « Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином
быть обязан». Гражданское воспитание
характеризуется таким определением,
как гражданственность. Человеку с четкой
гражданской позицией до всего есть дело,
он за все чувствует себя в ответе. Для
него понятие Родина свято. Убеждёна в
том, что формирование активной гражданской
позиции нужно начинать в начальной школе.
Гражданско-
патриотическое воспитание базируется
на сложившейся правовой базе,
регулирующей отношения между
государством и молодёжью, которая
призвана обеспечить на практике
молодым людям все необходимые права.
Вся
работа по патриотическому воспитанию
строится поэтапно:
1-й этап: начальная
школа. На этом этапе мы стремимся
воспитывать в детях гордость
за великую историю нашей страны,
уважение к государственному
флагу и гербу. Очень плодотворны
встречи с ветеранами ВО войны, участниками
войн в Афганистане и Чечне, героями Беларуси.
Посещение музеев и выставок, библиотек.
2-й этап:
5-9 классы. В это время подростки
уже более осознанно осмысливают
то, что происходит в стране
и мире. Хорошо если в школе
есть патриотические клубы «Школа
выживания», «Поиск» и другие , где
глубже раскрывается роль армии
в государстве, деятельность элитных войск. Проведение игр
на военную тематику раньше пользовались
большим спросом у ребят такие, как «Зарница»
и другие.
3-й
этап: 10-11 класс. На этом этапе
осуществляется подготовка юношей
и девушек к служению в армии.
Теоретические знания на уроках ОБЖ, а также навыки
строевой, огневой и тактической подготовки.
Реализация
задач воспитания гражданственности
и патриотизма с использованием
потенциала учебных курсов литературы,
обществознания и истории
не может быть использована да конца, если не продолжить эту
работу во внеурочное время.
В
практической деятельности используются
следующие методы и приёмы:
получение социальной информации
из разнообразных источников; осмысление
представленных в них различных
подходов и точек зрения; решение познавательных
и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации; формирование собственных
оценочных суждений о современном обществе
на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценок явлений и событий,
происходящих в социальной жизни, с опорой
на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания; оценка собственных
действий и действий других людей с точки
зрения нравственности, права и экономической
целесообразности; участие в обучающих
играх ( ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуаций из реальной
жизни; выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике и т.д.
Можно
применять следующие приёмы в
целях воспитания: приведение примера;
использование сравнения, сопоставления, яркий
рассказ; анализ фактов и т.д.
Формы
воспитательной работы со школьниками
могут быть массовыми, групповыми
и индивидуальными. Это могут
быть утренники, школьные вечера,
праздники, конкурсы, олимпиады,
КВНы, конференции, субботники и т.д.
Групповые формы подразделяются
на учебные и внеучебные. Групповая
внеучебная работа проводится
с учащимися одного или разных
возрастов, объединенными общностью
интересов. Сюда относятся кружки,
клубы, спортивные секции, организуемые с целями углубления познавательных
интересов и расширение кругозора.
Воспитательным примером служит
личность учителя, отличающего
высокоразвитым гуманитарным мышлением,
патриота и гражданина Беларуси,
умеющего строить деловые педагогически целесообразные отношения со школьниками,
находить с н6ими общий язык.
Для реализации учащимися собственной
гражданской позиции необходимы
включения детей и подростков
в деятельность органов
школьного самоуправления, проигрывание
модели социально-экономического взаимодействия людей,
предоставление школьникам опыта политических
дискуссий, личного участия в социально
значимой деятельности школьных историко-краеведческих
объединений и музеев, взаимодействие
с детскими общественными объединениями
и организациями гуманистической направленности.