Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Глобина Курсовая 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО может проводиться как логопедом, так и воспитателем. Данный период для детей с речевой патологией имеет некоторые особенности, на которые, как отмечают Лусс Т.В. (2003) и др., следует обращать внимание при подготовке и проведении занятий:

  • при обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. В противном случае, дети быстро теряют интерес к ЛЕГО. Необходимо очень продуманно подойти к количеству и качеству лексического материала, включаемого в занятие. Начать знакомство с ЛЕГО можно с небольшой сказки. Например: «Вчера, когда все уже ушли, я услышала шум в коробке. Знаете, что я увидела? Кирпичики ЛЕГО соединились, и получился человечек. Он сказал, что его зовут ЛЕГО-друг. Он хочет поиграть с вами и познакомить вас с ЛЕГО...». Появление сказочного персонажа (игровой прием) очень нравится детям с речевой патологией. Впоследствии они начинают делать для него подарки, рассказывать истории. Таким образом, повышаются интерес к занятиям, эмоциональная и речевая активность детей;
  • занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию речи, активизировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно создать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по собственной инициативе;
  • в период обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО необходимо обращать внимание на формирования навыков разговорной речи у детей – как самостоятельной, так и отраженной. Поэтому в процессе ознакомления с цветом, формой, вариантами скреплений, побуждая детей к речевому высказыванию, задавали вопросы, инициируя диалог. Отвечая на поставленные вопросы, дошкольники решают познавательные задачи. При этом помнили, что если дети усвоят только слова-штампы, то это будет тормозить развитие связной речи, «языкового чутья»;
  • дети допускают неточности в формулировании заданий друг другу, при построении ответов и т.д. Поэтому в пропедевтический период необходимо постепенно формировать у них навыки построения фраз. Необходимо обращать внимания не только на логичность и точность построения ответа, соблюдение порядка слов в предложении, вариантности его построения, но и на то, чтобы дети использовали специфические слова (в том числе из ЛЕГО-словаря, употребляли названия вариантов скреплений, четко называли их и т.д.). Мы заметили, дошкольники довольно быстро и с удовольствием пользуются этим лексическим материалом;
  • кроме того, конструктивно-игровая деятельность – это еще и деятельность, благоприятная для формирования связной речи дошкольников. Специфика обучения рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание.

Важность пропедевтического периода состоит в том, что в процессе его проведения детально прорабатываются знания о форме и вариантах скрепления ЛЕГО-элементов [16, 18, 27, 28].

При знакомстве с цветом ЛЕГО-элементов у детей, как правило, проблем не возникает. После того, как уже «проиграна» цветовая гамма, дети могут отметить понравившийся цвет. Некоторым из них тяжело сразу соотнести цвет деталей с предметами из окружающего мира. Это обусловлено особенностями речевых нарушений у детей: у них бедный словарь, малая речевая активность, нарушены психические процессы, замедлена реакция. Поэтому часто бывает, что ответы более «сильного» ребенка, повторяются «слабыми» детьми. В процессе планомерной коррекционной работы подобные трудности устраняются, а на занятиях пропедевтического периода логопед (воспитатель) фразами типа «Подумай, а что еще может быть такого цвета?», «Вспомни еще для ЛЕГО-друга» и т.д. побуждает детей быть активными.

Многие дети не понимают вопроса о приспособлениях, которыми соединяются детали, тогда педагог показывает их и просит детей придумать им названия. Если ребенок все еще затрудняется их назвать, предложить самому ребенку скрепить и раскрепить несколько раз два кирпичика, а потом попросить его подумать, чем это они так крепко держат друг друга. После этого предложить ребенку дать названия этим волшебным приспособлениям.

Детям, не вполне овладевшим счетными операциями, в начале занятий трудно называть ЛЕГО-кирпичики 2x2, 2x4, 2x6, 2x8 (особенно 2x6, 2x8). И сам этап знакомства с этими кирпичиками необходимо хорошо проговаривать и показывать детям. Начинать следует с кирпичика 2x2. Закрываются все элементы скрепления, которые располагаются по вертикали, оставляются только те, которые находятся на горизонтальной плоскости, и задается вопрос: «Сколько «кружочков» (употребляется название, данное ребенком) ты видишь?» Если ребенку трудно, то можно посчитать вместе. Потом закрываются все элементы соединения с одной стороны по вертикали и ребёнку предлагается посчитать, сколько их ребенок видит теперь: «Правильно, два. А теперь давай назовем их». Педагог быстро еще раз показывает два ряда кнопочек. Затем это повторяет ребенок. Изучая количество скреплений на других кирпичиках, дети и педагог действовали вместе, т.е. ребята сами закрывали горизонтально и вертикально расположенные элементы скрепления и считали их.

Так как у детей отмечаются нарушения мелкой моторики, то при выполнении задания с ЛЕГО-элементами следует добиваться точности, скоординированности движений детских рук при манипулировании деталями, следить, чтобы дошкольники выполняли движения, активно используя ведущую руку [16, 18, 27, 28].

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО детей, имеющих отклонения в развитии, и детей с нормальным психофизическим развитием требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя ЛЕГО в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

Таким образом, отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми конструктора ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от уровня физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Развитие детей с нарушением речи и их готовность к обучению в школе имеет ряд особенностей. Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма, им присущ дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, которые затрудняют их обучение по основным школьным предметам.  Наряду с общей соматической ослабленностью, у детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук; недоразвитие мелкой моторики. Перечисленные особенности детей сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностей.

Конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности, в ходе которых развивается мышление, память, внимание, воображение, восприятие, способности, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, точность и скоординированность движений.

Исследователями установлен факт тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики руки, поэтому выполнение тонких движений пальцами рук в играх с ЛЕГО-конструктором будет способствовать коррекции нарушений речи и подготовке ребенка к обучению в школе.

Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).

Для развития дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности и перцептивных процессов используются такие приемы как:

  • обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов;
  • показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами;
  • предъявление речевого образца;
  • выполнение словесных инструкций, которые сначала формируются педагогом, а потом – детьми;
  • использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показа картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.

В работе по данной проблеме необходимо учитывать ряд условий.

  • Речевые и психофизические возможности детей, которые способствуют длительному поддержанию интереса к игре.
  • Качество и количества лексического материала, который будет включен в игровое занятие.
  • Обязательное присутствие образца речевого поведения, который способствует развитию речи, активизации имеющихся у детей речевых средств.
  • Создание условий, при которых дети имели бы возможность высказываться по собственному желанию, по собственной инициативе.

Одним из важных моментов в период обучения конструктивно-игровой деятельности является формирование навыков разговорной речи у детей как самостоятельной, так и отраженной. В процессе ознакомления с цветом, формой, вариантами скрепления необходимо побуждать детей к речевому высказыванию, задавать вопросы, инициировать диалог, отвечать на поставленные вопросы детей, предлагать познавательны задачи.

Конструктор ЛЕГО оказывает существенное влияние на:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие речи на определенную тему во время игры;
  • легкое общение между детьми в процессе игры;
  • формирование уверенности и закрепление состояния успеха.

За счет того, что ребенок начинает пребывать в гармонии не только с окружающим миром, но и с самим собой, за счет изменения некоторых психологических и личностных характеристик и происходит восстановление речи. А развитие мелкой моторики и доведение ее до совершенства только ускоряет этот процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1987.
  2. Ахутина Т.В. Нейрофизиологический подход к диагностике трудностей обучения. Проблемы социальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 1998.
  3. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
  5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. – М., 2003.
  6. Венгер Л.А. Как «измерить» готовность к школе // Дошкольное воспитание.-1995.-№ 10.
  7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. – С-Пб., 1993.
  8. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки к школе. Для детей 5-6 лет и старше. – СПб., 2004.
  9. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М., 2003.
  10. Доскин В.А., Гончарова О.В., Тарасова Г.Д. Состояние здоровья детей с патологией речи // Вестник отоларингологии. – 1998. - № 1.
  11. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое? // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3.
  12. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – Минск, 2001.
  13. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб., 1995.
  14. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. – М., 1983.
  15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М., 1985.
  16. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001.
  17. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.
  18. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003. 
  19. Ляпидевский С.С., Селиверстова В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. – М., 1968.
  20. Макарова В.Н. Проблема речевого развития ребенка в современной науке / Сб. науч. Статей «Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка». – Орел, 1999.
  21. Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995. 
  22. Михеева, О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. – № 6. 
  23. Михеева, О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. – N 3.   
  24. Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. / Под ред. М.В. Антроповой и М. М. Кольцовой. – М., 1983.
  25. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.
  26. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы // Дефектология. – 2002. - №2.
  27. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.
  28. Содержание и технологии здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения (опыт внедрения региональной модели «Детский сад здоровья»): научно- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов / Под ред. Бочаровой Н.И. – Орёл, 2008.
  29. Сорокина Т.С. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе // Автореферат кандидатской диссертации. – М., 1975.
  30. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе // Материалы симпозиума. – М., 1977.
  31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1985. - №4.
  32. Шарова Л.М. Интегральная психодиагностика готовности к школьному обучению // Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2004.

Информация о работе Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи