Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа
Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.
Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35
Обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО может проводиться как логопедом, так и воспитателем. Данный период для детей с речевой патологией имеет некоторые особенности, на которые, как отмечают Лусс Т.В. (2003) и др., следует обращать внимание при подготовке и проведении занятий:
Важность пропедевтического периода состоит в том, что в процессе его проведения детально прорабатываются знания о форме и вариантах скрепления ЛЕГО-элементов [16, 18, 27, 28].
При знакомстве с цветом ЛЕГО-элементов у детей, как правило, проблем не возникает. После того, как уже «проиграна» цветовая гамма, дети могут отметить понравившийся цвет. Некоторым из них тяжело сразу соотнести цвет деталей с предметами из окружающего мира. Это обусловлено особенностями речевых нарушений у детей: у них бедный словарь, малая речевая активность, нарушены психические процессы, замедлена реакция. Поэтому часто бывает, что ответы более «сильного» ребенка, повторяются «слабыми» детьми. В процессе планомерной коррекционной работы подобные трудности устраняются, а на занятиях пропедевтического периода логопед (воспитатель) фразами типа «Подумай, а что еще может быть такого цвета?», «Вспомни еще для ЛЕГО-друга» и т.д. побуждает детей быть активными.
Многие дети не понимают вопроса о приспособлениях, которыми соединяются детали, тогда педагог показывает их и просит детей придумать им названия. Если ребенок все еще затрудняется их назвать, предложить самому ребенку скрепить и раскрепить несколько раз два кирпичика, а потом попросить его подумать, чем это они так крепко держат друг друга. После этого предложить ребенку дать названия этим волшебным приспособлениям.
Детям, не вполне овладевшим счетными операциями, в начале занятий трудно называть ЛЕГО-кирпичики 2x2, 2x4, 2x6, 2x8 (особенно 2x6, 2x8). И сам этап знакомства с этими кирпичиками необходимо хорошо проговаривать и показывать детям. Начинать следует с кирпичика 2x2. Закрываются все элементы скрепления, которые располагаются по вертикали, оставляются только те, которые находятся на горизонтальной плоскости, и задается вопрос: «Сколько «кружочков» (употребляется название, данное ребенком) ты видишь?» Если ребенку трудно, то можно посчитать вместе. Потом закрываются все элементы соединения с одной стороны по вертикали и ребёнку предлагается посчитать, сколько их ребенок видит теперь: «Правильно, два. А теперь давай назовем их». Педагог быстро еще раз показывает два ряда кнопочек. Затем это повторяет ребенок. Изучая количество скреплений на других кирпичиках, дети и педагог действовали вместе, т.е. ребята сами закрывали горизонтально и вертикально расположенные элементы скрепления и считали их.
Так как у детей отмечаются нарушения мелкой моторики, то при выполнении задания с ЛЕГО-элементами следует добиваться точности, скоординированности движений детских рук при манипулировании деталями, следить, чтобы дошкольники выполняли движения, активно используя ведущую руку [16, 18, 27, 28].
Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО детей, имеющих отклонения в развитии, и детей с нормальным психофизическим развитием требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя ЛЕГО в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.
Таким образом, отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми конструктора ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
Заключение
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от уровня физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
Развитие детей с нарушением речи и их готовность к обучению в школе имеет ряд особенностей. Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма, им присущ дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, которые затрудняют их обучение по основным школьным предметам. Наряду с общей соматической ослабленностью, у детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук; недоразвитие мелкой моторики. Перечисленные особенности детей сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностей.
Конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности, в ходе которых развивается мышление, память, внимание, воображение, восприятие, способности, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, точность и скоординированность движений.
Исследователями установлен факт тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики руки, поэтому выполнение тонких движений пальцами рук в играх с ЛЕГО-конструктором будет способствовать коррекции нарушений речи и подготовке ребенка к обучению в школе.
Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).
Для развития дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности и перцептивных процессов используются такие приемы как:
В работе по данной проблеме необходимо учитывать ряд условий.
Одним из важных моментов в период обучения конструктивно-игровой деятельности является формирование навыков разговорной речи у детей как самостоятельной, так и отраженной. В процессе ознакомления с цветом, формой, вариантами скрепления необходимо побуждать детей к речевому высказыванию, задавать вопросы, инициировать диалог, отвечать на поставленные вопросы детей, предлагать познавательны задачи.
Конструктор ЛЕГО оказывает существенное влияние на:
За счет того, что ребенок начинает пребывать в гармонии не только с окружающим миром, но и с самим собой, за счет изменения некоторых психологических и личностных характеристик и происходит восстановление речи. А развитие мелкой моторики и доведение ее до совершенства только ускоряет этот процесс.
Список литературы