Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа
Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.
Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35
Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры).
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?). Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (например, игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр) [21].
По мнению Лусс Т.В. (2003), работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала и важно при обучении в школе. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов ЛЕГО для нормально развивающихся дошкольников в нашей стране занимается Комарова Л.Г.. В своей книге «Строим из LEGO» педагог предлагает систему занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA». Свой курс автор распределяет на две части:
1. Моделирование логических
2. Моделирование объектов
Занятия предлагается проводить один раз в неделю с подгруппой детей из 10 человек. Длительность занятий соответствует нормам, предъявляемым к занятиям в детском саду.
Цель первой части курса - развитие элементов логического мышления. Основные задачи этой части курса:
– совершенствование навыков классификации;
– обучение анализу логических закономерностей и умение делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
– активизация памяти и внимания;
– ознакомление с множествами и принципами симметрии;
– развитие комбинаторных способностей;
– закрепление навыков ориентировки в пространстве.
Цель второй части курса - развитие способностей детей к наглядному моделированию. Главные задачи этой части курса:
– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;
– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;
– ознакомление с окружающей действительностью;
– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
– развитие речи и коммуникативных способностей.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:
– по образцу;
– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
– по собственному замыслу.
В старшей и подготовительной группах усложняется процесс моделирования путем добавления конструирования части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и построением объектов по иллюстрациям и рисункам.
Содержание второй части курса делится на блоки: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта, архитектурных сооружений.
В работе используются базовые наборы крупного конструктора LEGO-DUPLO и базовые наборы мелкого конструктора LEGO DACTA, тематические наборы «Водный зоопарк DUPLO», «Зоопарк DUPLO», «Динозавры DUPLO».
В первой части курса автор дает упражнения на развитие логического мышления, которые проводятся по следующим темам:
1) классификация;
2) развитие внимания и памяти;
3) пространственное ориентировани
4) симметрия;
5) логические закономерности.
В старшей группе к этим темам добавляется «Комбинаторика» и «Множество» [16].
В российской коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов ЛЕГО занималась Т.В. Лусс. В своей книге «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» она представляет программу по использованию конструкторов LEGO, где предлагает систему работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с LEGO на начальном этапе [18].
В своей работе Т.В. Лусс (2003) дает рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA в коррекционной педагогике:
– театрализованные игры (у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности);
– дидактические игры (на основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности).
В зарубежной коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов ЛЕГО занималась педагог Полякова Э. (1995). Она рассматривает ЛЕГО в аспекте трех функций: образовательной, объединяющей и социализирующей. Исследователем был разработан процесс обучения на основе сюжетно-ролевых игр, разделенных на следующие группы:
– звери зимой;
– человек;
– за столом;
– на приеме у врача;
– олимпиада;
– семья (эта тема использовалась и в диагностических целях);
– наш город называется…;
– школа;
– домашние животные [17].
С дидактико-методической точки зрения автором были представлены некоторые рекомендации по использованию конструкторов ЛЕГО:
1. Первое знакомство и контакт с конструкторами ЛЕГО. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.
2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.
3. Выполнение задания. Дети имеют
возможность работать
4. Представление результатов
Анализ немногочисленных литературных источников показал, что разработана методика по применению ЛЕГО для развития творческого конструирования у нормально развивающихся дошкольников (Парамонова Л.А., 1999), имеется серия игровых заданий с использованием конструктора. Создана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с конструкторами ЛЕГО на начальном этапе для детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития (Лусс Т.В., 2003). Представлены некоторые рекомендации по использованию конструктора ЛЕГО в коррекционных целях для детей, имеющих различные патологии развития (Полякова Э., 1999).
Использование конструктора фирмы ЛЕГО в учебно-воспитательном процессе в коррекционных учреждениях для детей с нарушением речи положительно влияет на:
– развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;
– развитие координации «глаз – рука»;
– развитие воображения;
– развитие мышления (анализ, синтез);
– развитие эмоционально-волевой сферы;
– развитие пространственной ориентировки;
– конструктор ЛЕГО может использоваться и в лечебной медицине. С помощью этого конструктора можно легко делать массаж ступни, так как кирпичики имеют выпуклые кнопочки, которые способствуют лечебному воздействию;
– познавательной сферы, так как наборы ЛЕГО представлены и тематикой «Больница», где можно рассмотреть такие ситуации, как прием больного, палата больных, инструменты врачей и так далее;
– развитие речи [18, 21, 28].
Многими исследователями отмечено положительное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития ребенка, в том числе на развитие сенсорных эталонов. Это позволяет рассматривать конструирование с использованием конструкторов ЛЕГО как одно из эффективных средств коррекции развития при подготовке к школе дошкольников с нарушением речи. Опыт работы позволил исследователям сформулировать основные правила работы ЛЕГО-конструктором, своеобразный «кодекс» обучения конструированию с помощью ЛЕГО [18, 21, 28].
1. Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Успешное обучение зависит от умений педагога, поэтому прежде чем начать обучать конструированию детей и использовать ЛЕГО на занятиях, следует попробовать поиграть в него самим в ознакомительных целях. Сделав это, как минимум, три раза по 15 мин., необходимо тщательно отработать все игровые задания и приемы перед занятиями. Отсутствие умений и навыков работы с ЛЕГО-деталями может привести к потерям времени и снижению интереса на занятиях у детей.
2. ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в возможно большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Поэтому нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что он делает или сделал что-то не так.
3. Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо проводить серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть в них.
4. Организуя игру с красивым конструктором, следует помнить и об этике: тактично вести беседу, активно использовать вежливые слова, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у детей. Подобное поведение было направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО исследователи рекомендуют использовать разнообразные варианты организации:
Следует отметить, что в ходе спонтанной индивидуальной игры можно сделать интересные и полезные наблюдения: как развиты мелкая моторика ребенка, его способность координировать движения рук, кистей рук, глаз, способность соединять и разъединять детали, насколько целенаправленны действия детей в процессе конструктивно-игровой деятельности. Можно понять, есть ли у ребенка предварительный замысел, и может ли он реализовать его в постройке. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уровень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные способности. В процессе спонтанной индивидуальной игры раскрываются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение доводить задуманное до конца. Беседуя с ребенком до игры и после ее окончания, можно выяснить уровень развития не только связной речи (умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он будет играть), но и способность фантазировать, включать в свой рассказ элементы сказочности. По рассказу ребенка о будущей постройке можно судить о том, как он умеет планировать предстоящую деятельность. В процессе этой работы следует обратить внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения пальцевой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями [18, 28].