Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Глобина Курсовая 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Поскольку коррекционная работа  не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры).

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?). Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (например, игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр) [21].

По мнению Лусс Т.В. (2003), работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети   воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала и важно при обучении в школе. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов ЛЕГО для нормально развивающихся дошкольников в нашей стране занимается Комарова Л.Г.. В своей книге «Строим из LEGO» педагог предлагает систему занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA». Свой курс автор распределяет на две части:

1. Моделирование логических отношений (для средней и старшей групп).

2. Моделирование объектов реального  мира (для всех возрастных групп).

Занятия предлагается проводить один раз в неделю с подгруппой детей из 10 человек. Длительность занятий соответствует нормам, предъявляемым к занятиям в детском саду.

Цель первой части курса - развитие элементов логического мышления. Основные задачи этой части курса:

– совершенствование навыков классификации;

– обучение анализу логических закономерностей и умение делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;

– активизация памяти и внимания;

– ознакомление с множествами и принципами симметрии;

– развитие комбинаторных способностей;

– закрепление навыков ориентировки в пространстве.

Цель второй части курса - развитие способностей детей к наглядному моделированию. Главные задачи этой части курса:

– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;

– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;

– ознакомление с окружающей действительностью;

– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

– развитие речи и коммуникативных способностей.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:

– по образцу;

– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;

– по собственному замыслу.

В старшей и подготовительной группах усложняется процесс моделирования путем добавления конструирования части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и построением объектов по иллюстрациям и рисункам.

Содержание второй части курса делится на блоки: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта, архитектурных сооружений.

В работе используются базовые наборы крупного конструктора LEGO-DUPLO и базовые наборы мелкого конструктора LEGO DACTA, тематические наборы «Водный зоопарк DUPLO», «Зоопарк DUPLO», «Динозавры DUPLO».

В первой части курса автор дает упражнения на развитие логического мышления, которые проводятся по следующим темам:

1) классификация;

2) развитие внимания и памяти;

3) пространственное ориентирование;

4) симметрия;

5) логические закономерности.

В старшей группе к этим темам добавляется «Комбинаторика» и «Множество» [16].

В российской коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов ЛЕГО занималась Т.В. Лусс. В своей книге «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» она представляет программу по использованию конструкторов LEGO, где предлагает систему работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с LEGO на начальном этапе [18].

В своей работе Т.В. Лусс (2003) дает рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA в коррекционной педагогике:

– театрализованные игры (у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности);

– дидактические игры (на основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности).

В зарубежной коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов ЛЕГО занималась педагог Полякова Э. (1995). Она рассматривает  ЛЕГО  в аспекте трех функций: образовательной, объединяющей и социализирующей. Исследователем был разработан процесс обучения на основе сюжетно-ролевых игр, разделенных на следующие группы:

– звери зимой;

– человек;

– за столом;

– на приеме у врача;

– олимпиада;

– семья (эта тема использовалась и в диагностических целях);

– наш город называется…;

– школа;

– домашние животные [17].

С дидактико-методической точки зрения автором были представлены некоторые рекомендации по использованию конструкторов ЛЕГО:

1. Первое знакомство и контакт с конструкторами ЛЕГО. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.

2. Формулировка задачи. Перед детьми  ставят задачу, которую они должны  решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

3. Выполнение задания. Дети имеют  возможность работать индивидуально  и в коллективе, сами задают  себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.

4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность  демонстрации своих работ. Успех  дает каждому ребенку позитивную  мотивировку и оказывает не  только положительное влияние  на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов.

Анализ немногочисленных литературных источников показал, что разработана методика по применению ЛЕГО для развития творческого конструирования у нормально развивающихся дошкольников (Парамонова Л.А.,  1999), имеется серия игровых заданий с использованием конструктора. Создана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с конструкторами ЛЕГО на начальном этапе для детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития (Лусс Т.В., 2003). Представлены некоторые рекомендации по использованию конструктора ЛЕГО в коррекционных целях для детей, имеющих различные патологии развития (Полякова Э., 1999).

Использование конструктора фирмы ЛЕГО в учебно-воспитательном процессе в коррекционных учреждениях для детей с нарушением речи положительно влияет на:

– развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;

– развитие координации «глаз – рука»;

– развитие воображения;

– развитие мышления (анализ, синтез);

– развитие эмоционально-волевой сферы;

– развитие пространственной ориентировки;

– конструктор ЛЕГО может использоваться и в лечебной медицине. С помощью этого конструктора можно легко делать массаж ступни, так как кирпичики имеют выпуклые кнопочки, которые способствуют лечебному воздействию;

– познавательной сферы, так как наборы ЛЕГО представлены и тематикой «Больница», где можно рассмотреть такие ситуации, как прием больного, палата больных, инструменты врачей и так далее;

– развитие речи [18, 21, 28].

Многими исследователями отмечено положительное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития ребенка, в том числе на развитие сенсорных эталонов. Это позволяет рассматривать конструирование с использованием конструкторов ЛЕГО как одно из эффективных средств коррекции развития при подготовке к школе дошкольников с нарушением речи. Опыт работы позволил исследователям сформулировать основные правила работы ЛЕГО-конструктором, своеобразный «кодекс» обучения конструированию с помощью ЛЕГО [18, 21, 28].

1. Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Успешное обучение зависит от умений педагога, поэтому прежде чем начать обучать конструированию детей и использовать ЛЕГО на занятиях,  следует попробовать поиграть в него самим в ознакомительных целях. Сделав это, как минимум, три раза по 15 мин., необходимо тщательно отработать все игровые задания и приемы перед занятиями. Отсутствие умений и навыков работы с ЛЕГО-деталями может привести к потерям времени и снижению интереса на занятиях у детей.

2. ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в возможно большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Поэтому нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что он делает или сделал что-то не так.

3. Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо проводить серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть в них.

4. Организуя игру с красивым конструктором, следует помнить и об этике: тактично вести беседу, активно использовать вежливые слова, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у детей. Подобное поведение было направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.

В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО исследователи рекомендуют использовать разнообразные варианты организации:

  • задания дает педагог, выполняют дети;
  • задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;
  • задания дают дети друг другу;
  • задания дает педагог, выполняют родители с ребенком [18, 28].

Следует отметить, что в ходе спонтанной индивидуальной игры можно сделать интересные и полезные наблюдения: как развиты мелкая моторика ребенка, его способность координировать движения рук, кистей рук, глаз, способность соединять и разъединять детали, насколько целенаправленны действия детей в процессе конструктивно-игровой деятельности. Можно понять, есть ли у ребенка предварительный замысел, и может ли он реализовать его в постройке. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уровень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные способности. В процессе спонтанной индивидуальной игры раскрываются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение доводить задуманное до конца. Беседуя с ребенком до игры и после ее окончания, можно выяснить уровень развития не только связной речи (умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он будет играть), но и способность фантазировать, включать в свой рассказ элементы сказочности. По рассказу ребенка о будущей постройке можно судить о том, как он умеет планировать предстоящую деятельность. В процессе этой работы следует обратить внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения пальцевой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями [18, 28].

Информация о работе Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи