Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа
Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.
Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35
Макарова В.Н. (1999) отмечает, что у наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Морозова М.Г. (1969) указывает на то, что у детей с нарушением речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. (1993) отмечают, что начальный этап формирования готовности детей с нарушениями речи к школе обусловлен несколькими факторами. В начале обучения ребенок с речевыми нарушениями часто неуверен в себе, часто замкнут; ему присущи – снижение мотивации, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность; он не осознает свой дефект либо болезненно относится к дефекту; неспособен действовать в соответствии с сознательно поставленной целью; не умеет следить за ходом рассуждения воспитателя и тем более других детей; неусидчив, такой ребенок часто отказывается от поручений требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру [12, 15, 26].
По мнению ряда ученых, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно, поэтому, психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист [7, 11].
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия «готовности к школьному обучению» является одним из актуальных.
Понятие «готовность к школе» весьма многоаспектно (С.М.Громбах, 1969; М.В.Антропова, М.М.Кольцова, 1979; Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина 1991). Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе (М.М.Кольцова, 1978). Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб (Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко, 1991; А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова, 1997).
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо изучать особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, также потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы [7, 11].
Анализ практических результатов, полученных в ходе исследования по изучаемой проблеме, дает основание говорить о том, что подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе [7, 11, 12, 15].
Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.
Таким образом, развитие детей с нарушением речи и их готовность к обучению в школе имеет ряд особенностей. Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма, им присущ дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, которые затрудняют их обучение по основным школьным предметам. Наряду с общей соматической ослабленностью у детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук; недоразвитие мелкой моторики. Перечисленные особенности детей сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях.
Lego (LEGO) — написание в контексте торговой марки; от датских слов «лег» и «годт» — «увлекательная игра», лат. «Я собираю») — серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы).
Основой наборов является кирпичик LEGO — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также могут входить множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и т.д. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов; воплощают идею модульности, наглядно демонстрируют детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, также прививает навыки сборки, ремонта и разборки техники.
Наборы ЛЕГО выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания которой находится в Дании. Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в небольшом городке Биллунд, находится и самый большой Леголенд в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO. Компания была основана в 1932 году, создателем компании был датчанин Оле Кирк Кристиансен. Первоначальное название изделия было «Автоматически соединяющиеся кирпичики» (Automatic Binding Bricks). Начиная с момента своего появления, элементы ЛЕГО во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы, созданные в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Наборы ЛЕГО для маленьких детей совместимы с наборами для подростков [22].
С самого своего появления конструкторы ЛЕГО привлекли внимание педагогов и были востребованы учреждениями образования: детскими садами, начальной школой, коррекционными заведениями. Следствием этого стали разработки специальных комплектов ЛЕГО для учебных целей. Первые наборы для детских садов были выпущены еще в 1961 году. Развитие дальнейшего взаимодействия фирмы с учителями и воспитателями детских садов привело к появлению большого спектра образовательных ЛЕГО-продуктов, а в 1980 году в фирме был образован специальный отдел этого профиля. В 1989 году образовалась дочерняя к ЛЕГО фирма, получившая название LEGO DACTA. Слово «DACTA» происходит от греческого слова «didaktikos» и переводится, как «изучение целей, средств и содержания обучения педагогического процесса». С 1995 года в содружестве с педагогами различных стран (Англии, Франции, Австралии, Голландии, США и многих других) фирмой LEGO DACTA разработано и выпускается более 80 специальных образовательных наборов, сопровождаемых дидактическим материалом [17, 22].
В настоящее время обучающие наборы ЛЕГО имеют следующую модификацию:
Наборы ЛЕГО-ДУПЛА наиболее доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. Крупные детали в этих наборах, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов возможных построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с нарушением речи к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с речевым нарушением успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе и важными при подготовке к школе [18].
Лусс Т.В. (2003) отмечает, что применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
Так, например, абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией тем более. Для решения этой задачи можно использовать конструктор ЛЕГО. В наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные – в зеленых. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью педагога). Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т». Педагог (учитель, логопед, дефектолог) объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?» Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков. Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.
На основании изучения данных литературы, при использовании ЛЕГО-технологий, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи [21]:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи [18, 21].
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с нарушением речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный [17].
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.