Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5
I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13
I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Глобина Курсовая 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра здоровья ребенка

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  № 1

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ «ЛЕГО» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

 

 

                                                                              Выполнила: 23а группы озо                                                     Глобина Екатерина Александровна

                                                                   Специальность 050717 – специальная дошкольная педагогика и психология

 

                                                                              Научный руководитель:

                                                                              кандидат биологических наук,

                                                                              доцент Осадчая Е.А.

 

 

 

 

2012

План:

 

Введение …………………………………………………………………………………3

I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе детей……5 

I.2. Особенности психофизиологического развития и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………..13

I.3. Значение и методика использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нарушение речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития – отрицательно сказываться на формировании отдельных психических функций, непосредственно связанных с речевой деятельностью; в свою очередь нарушения речи могут быть связаны с отклонениями в состоянии здоровья и вызывать определенные затруднения при обучении в школе.

Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Учитывая, что основными видами в дошкольном  возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание уделяется разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они  дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и  связанные с ней неречевые виды деятельности. Игра – важнейший спутник детства.

Исследователями установлен факт тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики руки. Мы предполагаем, что  выполнение тонких движений пальцами рук в играх с ЛЕГО-конструктором будет способствовать коррекции нарушений речи и подготовке ребенка к обучению в школе.

ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга ребенка, а, следовательно, и на развитие его речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.

Как показывает практика работы и исследования Комаровой Л.Г., Лусс Т.В., Гаврилушкиной О.П., ЛЕГО-конструктор способствует решению задач всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Однако вопросы формирования начального этапа конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО в специальной научно-методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются и практически используются.

Цель – теоретически обосновать методику работы с конструктором «ЛЕГО» при подготовке к школе детей с нарушением речи.

Объект – методика работы с конструктором «ЛЕГО».

Предмет – методика работы с конструктором «ЛЕГО» при подготовке к школе детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Изучить проблему подготовки к школе и готовности детей к школьному обучению.

2. Изучить особенности психофизиологического  развития и готовности к школе  детей старшего дошкольного возраста  с нарушением речи.

3. Изучить значение и методику использования конструктора ЛЕГО при подготовке к школе детей с нарушением речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.1. Готовность к школьному обучению и проблема подготовки к школе  детей

Поступление в школу – одно из серьезных столкновений ребенка с проблемной ситуацией, стратегию поведения в которой ребенку необходимо вырабатывать преимущественно самому. Обучение в начальной школе означает серьезные изменения в жизни и поведении ребенка. Меняется социальная позиция ребенка. Он становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Происходит смена ведущей деятельности с игровой на преимущественно учебную. Школьная готовность выступает как потенциал жизненной адаптации (Шарова Л.М., 2004).

По мнению Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. (2002) в понятии «готовность к обучению» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе крайне необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояния здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как утверждают ученые, испытывают трудности в обучении [25, 30].

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом, как отмечают Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. (2002), практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным ряда ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД) [2, 9, 10, 29]. Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, по утверждению Захарова А.И. (1995), страдают неврозами.

С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе, но им свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса [13].

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника [3, 4, 11].

Готов ли организм 6-7-летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический (календарный) возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек [25, 30].

Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Выделяют следующие критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1.Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7-летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60-70-е годы, значительно опережая их по росту и общему развитию.

Безруких М.М. и другие (2003) пишут, что старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела.

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук [1, 4, 9, 29].

В шесть-семь лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.

В этом возрасте, по мнению Змановского Ю.Ф. (1983) и других, отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата.

Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. По мнению Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. (2002), их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму).

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора Кольцовой М.М. показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [25].

Информация о работе Методика работы с конструктором «лего» при подготовке к школе детей с нарушением речи