Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа
Начальное образование – первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентировочной развивающей модели массовой начальной школы и признан, обеспечить выполнение основных целей.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Алгебраический материал в начальной школе
1.1. Необходимость введения алгебраического материала в начальной школе..5
1.2. Понятия «равенство» и «неравенство»……………………………………….8
1.3. Понятие «уравнение»………………………………..………………………..10
1.4. Алгебраический материал по традиционная программе…………………...13
1.5. Алгебраические понятия по системе Н.Ф.Виноградовой …………………17
1.6. Элементы алгебры по системе Л.В. Занкова………….…………………….20
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………
1) является ли запись равенством;
2) есть ли в ней переменная.
После того как дети усвоили общее об уравнении и его корне, предлагается познакомить детей с частными примерами, то есть с уравнениями вида х±6=9, х×3=27, х:6=5.
Учащиеся знакомятся с новым способом решения уравнений, основанном на использовании игры «в машину». В процессе выполнения многочисленных упражнений дети научились:
Подробное изучение алгебраических
понятий: равенство, неравенство, уравнение
в третьем классе создает условия
для закрепления данного
1.6. Элементы алгебры по системе Л.В. Занкова
Мы изучили и проследили формирование у младших школьников понятий равенство, неравенство, уравнение по системе Занкова. Элементы алгебры в начальной школе вводятся с первого класса.
С первых уроков дети знакомятся с соотношениями между числами, происходящими в процессе установления взаимно однозначного соответствия между элементами множеств. Достаточно длительное время установленные соотношения фиксируются только в устной речи, но как только дети овладевают написанием первых цифр и, тем самым получают возможность записывать некоторые числа, появляется и более широкая возможность – записывать установленные между ними отношения.
Детям предлагается задание, в котором происходит знакомство со знаком равенства (=) и термином «равенство», которое постепенно начинает вытеснять использовавшееся до него слово «столько же»; далее идет задание, в котором вводятся знаки больше (>), меньше (<) и термин «неравенство».
После решения таких заданий детям предлагается упражнение, в котором используются все знаки отношение. Данные знаки объединяются общим наименованием – «знаки сравнения».несмотря на то, что этот термин не является общеупотребительным, он, по нашему мнению, создает большие удобства в формулировках заданий и в то же время соответствует основному правилу введения промежуточных терминов в математике – он не противоречит ни более частным (больше, меньше, равно), ни более общему (знаки отношений) понятиям.
Так как понятия «равенство» и «неравенство» первоначально воспринимаются детьми как записи, в которых два числа соединены знаком сравнения, естественно, возникает два направления развития темы: различие этих записей на верные и неверные; переход к записям вида а ± в = с, а ± в > < с, а ± в = с ± d, а ± в>< с ± d, а в дальнейшем и с использованием действий умножения и деления.
Понятия «неверные равенства и равенства» первоначально появляются как результат естественно возникающих ошибок в ответах учеников.
Для знакомства с неравенствами вида а ± в >< с в первом классе лучше всего использовать ситуации получения ошибочных результатов при вычислении значений сумм и разностей. Например, при сложении чисел 5 и 4 ученик ошибочно получил неверное равенство 5 + 4 = 8. после выяснения того, что получившаяся запись является неверным равенством, необходимо обсудить варианты превращения этой записи в верную. Такие варианты можно получить, последовательно меняя в ней разные знаки, в результате чего можно получить три верных равенства (4 + 4 = 8, 5+ 3 = 8, 5 + 4 = 9) и верное неравенство (5 + 4 > 8).
Более подробно такие
неравенства рассматриваются во
2 – 4 классах. Это же относится и
к более сложным случаям
Естественным развитием работы с верными и неверными равенствами является знакомство с уравнениями – равенствами, содержащими переменную величину, в зависимости, от значения которой равенство становится верным или неверным.
Основная причина введения в программу знакомства с уравнениями – стремление помочь ученикам глубже осознать связь между обратными действиями (сначала между сложением и вычитанием, в дальнейшем между умножением и делением).
Первое знакомство с уравнениями происходит в упражнении, где на основе решения представленной жизненной ситуации дети получают первое уравнение и знакомятся с определением этого понятия.
Далее идет задание, посвященное
первому способу решения
В последующих классах это представление уточняется за счет рассмотрения уравнений, не имеющих решения или имеющих несколько решений.
На примере уравнений вида а + х = в дети, выполняя задания учебника последовательно знакомятся со следующими способами их решения:
Последний из перечисленных способов позволяет рассмотреть два разных варианта использования таблицы сложения. Каждый из них начинается с подбора равенства таблицы, в котором с уравнением совпадают значение суммы и известное слагаемое. Затем рассуждение может строиться по-разному.
В одном случае оно такое: если в равенствах равны значения сумм и обно слагаемое, то будут равны и второе слагаемое.
Во втором случае ученик рассуждает так: если из значения суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.
Именно это рассуждение отражает основной для начальной школы способ решения уравнений – на основе взаимосвязи между обратными действиями и их компонентами.
Если решению уравнений с неизвестным слагаемым в учебнике уделяется достаточно большое внимание, то с уравнениями, в которых неизвестным числом является уменьшаемое или вычитаемое, дети только знакомятся.
Продумывая развитие темы «Уравнения» в первом классе, важно понимать, что главной целью работы является не овладение умением решать уравнения, а получение первого представления об этих особых равенствах и о смысле их решения. Поэтому едва ли есть необходимость предлагать ученикам большое количество дополнительных заданий по решению уравнений.
В заданиях, посвященных уравнениям, наряду с термином «значение неизвестного» употребляется и термин «корень уравнения». Эти термины дети постепенно должны привыкнуть употреблять как синонимы.
На более поздних этапах обучения второй термин займет первенствующее положение и станет основным, хотя и не вытеснит полностью другой.
Во втором классе продолжается знакомство с равенствами и неравенствами, с решением неравенств и уравнений;
Расширение знаний об уравнениях и их решении происходит в основном в связи с изучением новых действий – умножения и деления, а, следовательно, появления уравнений, в которых неизвестным является один из множителей, делимое и делитель. Рассматриваются и аналогичные им неравенства.
Основная цель работы с уравнениями во втором классе не изменяется – это углубление понимания связи между взаимно обратными действиями.
Задания, связанные с уравнениями и неравенствами, сосредоточены в тетрадях на печатной основе.
В отличие от первых двух лет обучения, в программе которых вопросы, относящиеся к элементам алгебры, занимают незначительное место, в третьем классе они представлены значительно шире. Это, с одной стороны, продолжение знакомства с уравнениями и неравенствами, с другой стороны – начало знакомства с системами неравенств и связанными с ними двойными неравенствами.
Теме «Уравнения» уделено особенно много внимания и времени. В первом полугодии основным направлением является совершенствование полученных ранее знаний и умений. Этому посвящены задания учебника, а также задания в рабочих тетрадях.
В третьем классе учащиеся
впервые сталкиваются с уравнениями,
решение которых требует
Как и всегда в процессе
выполнения задания ученики могут
предложить способы решения поставленной
проблемы, которые требуют всестороннего
Дальнейшее изучение уравнений влечет за собой принципиальное изменение цели работы с уравнениями.
До этого момента основным направлением ее является углубление понимания взаимосвязи между обратными действиями. Теперь главным становится осознание постоянно используемого при выполнении многих математических заданий пути – последовательного пошагового упрощения исходного задания за счет выполнения тождественных преобразований.
Основным используемым приемом, позволяющим достичь поставленной цели, является сравнение уравнений, из которых одно является в каждом случае уже знакомым ученикам, а второе (упрощения), в результате которого оно становится аналогичным первому, которое дети уже умеют решать.
Так, например, предлагаются задания, в которых сравниваются пары уравнений, первые из которых являются простыми, а вторые усложнены за счет того, что правая часть представлена не числом, а числовым выражением.
После сравнения уравнений и выявления особенностей вторых из них по сравнению с первыми в каждой паре основное внимание необходимо сосредоточить на вопросе: «Как сделать так, чтобы второе уравнение каждой пары стало таким же как первое?»
Решение уравнений в таких заданиях требует в качестве первого шага нахождение значения этих выражений, в результате чего получаются знакомые простые уравнения.
Далее рассматриваются еще более сложные уравнения, в которых необходимо преобразовать обе части.
Здесь же рассматриваются
различные способы
Внимание уделяется не только теме «Уравнения», но и теме «Неравенства». С понятием «неравенство» ученики познакомились еще в первом классе. В течение первых двух лет обучения они овладевают умением читать и записывать неравенства вида а > (< ) в, а ± в > (<) с и т.п., а также подбирать натуральные решения неравенств вида * > ( <) d.
На основе этих знаний в третьем классе происходит знакомство с решением более сложных неравенств с переменной величиной; рассматривается поиск общих решений двух простых неравенств с одной и той же переменной (система неравенств), а также происходит знакомство с двойными неравенствами.
Учащимся предлагаются задания, помогающие им находить решения неравенств вида, а > ( < ) n, где а – переменная, а n – данное натуральное число.
Затем учащиеся впервые сталкиваются с неравенствами, у которых одна часть представлена выражением с переменной. Выполняя задание, ученики устанавливают разницу между решениями такого неравенства и похожего на него простого неравенства.
После этого происходит знакомство с одним из способов решения неравенств – на основе решения соответствующего ему уравнения.
Выбор именно этого способа продиктован тем, что он не требует смены знака соотношения между частями неравенства в случаях, когда переменная является вычитаемым или делителем.
Решение неравенств через
решение соответствующих
Второй этап может быть выполнен разными способами. Ученики могут использовать полученные к этому времени знания об изменении значений выражений при изменении компонентов действий или могут определить нужное множество чисто практически, для чего достаточно подставить в неравенство два произвольных числа – большее корня уравнения и меньшее него.
Другой линией расширения знаний о неравенствах является установление общих решений двух неравенств, то есть знакомство с системами неравенств.
В третьем классе ученики
рассматривают главным образом
решение неравенств и систем неравенств
на множестве целых
Информация о работе Методика изучения уравнений и неравенств