Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи по преодолению общего недоразвития ре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:52, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).

Файлы: 1 файл

Babushkina.doc

— 1.65 Мб (Скачать)
  • Сочетанное неблагоприятное воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Патология пренатального, натального периодов развития, патологизирующий стиль воспитания, наследственно обусловленная качественная незрелость мозговых структур, участвующих в формировании речевой функции, отмеченные у 93,7% детей ЭГ (26,5% КГ), обусловливают стойкое недоразвитие неречевых и речевых функций, требующих применения комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-воспитательных мероприятий.
  • Биологическая дефицитарность и асинхронность развития ряда систем и функций организма. У 90,8% детей ЭГ (37,3% КГ) наблюдалась задержка раннего речевого развития, обусловленная незрелостью мозговых структур, вызванной влиянием гипоксии на мозг на 3 – 4-м месяце эмбриогенеза или в ходе родовой деятельности. Существенным препятствием процессам декомпенсации и компенсации речевой функции являются психомоторные нарушения, низкая познавательная активность. Отклонения в раннем психомоторном развитии, вызванные различными неврологическими отклонениями, выявлены у 66,7% детей ЭГ (18,1% КГ); проявления когнитивной недостаточности охарактеризованы врачом-психиатром как субнорма у 32,2% детей ЭГ (0% КГ).
  • Конституциональные особенности овладения речевой функций. О значимости наследственности для формирования речевой функции свидетельствуют 68,3% случаев вариативной речевой недостаточности у близких родственников детей ЭГ (30,7% КГ). Появление фразовой речи в семьях испытуемых ЭГ после 3-х лет составляет 13,8% (1,2 % КГ).
  • Нарушение семейных взаимоотношений и отклонения в воспитании. Неустойчивый стиль воспитания, гиперопека, гипоопека, выявленные у 44,8% семей ЭГ (3,6% КГ), выступают в качестве пускового фактора патологического развития речевой системы. Дефицит и специфика вербальных средств коммуникации ребенка 4-го года жизни с недоразвитием речи обусловливают неверную оценку родителями его психических и речевых возможностей. Родительская гиперопека или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей, что осложняет их дальнейшее обучение и адаптацию в коллективе сверстников.

     В ходе исследования сенсорных функций выявлено, что показатели развития восприятия слуховой и зрительной модальности испытуемых ЭГ и КГ различаются статистически значимо при р<0,001. Наибольшее отставание младших дошкольников с ОНР наблюдается в развитии ритмического слуха и зрительно-пространственного гнозиса (рис. 2).

    

     Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования сенсорных функций детей ЭГ и КГ

     Субтесты: 1 – слухо-пространственный гнозис и праксис; 2 – тембровый слух; 3 – динамический слух; 4 – звуковысотный слух; 5 – ритмический слух; 6 – зрительное восприятие величины; 7 – восприятие цвета; 8 – зрительное восприятие формы; 9 – зрительно-пространственный гнозис; 10 – зрительно-пространственный праксис.

    Высокая степень развития сенсорных функций (3 – 2,6 балла), характеризующаяся сформированностью сенсорных эталонов, выявлена всего у 6,9% младших дошкольников с ОНР (69,9% КГ). При выполнении субтестов эти дети действуют самостоятельно, безошибочно, применяя стратегию зрительного или слухового соотнесения в соответствии с условиями задачи.

    Средняя степень развития сенсорных функций (2,5 – 1,6 балла) наблюдалась у 50,6% испытуемых ЭГ (30,1% КГ), для которых, подобно детям раннего возраста с нормальным речевым развитием, характерен преимущественно аффективный характер восприятия. Доминирование механизма обратной зрительной афферентации, стратегии практического примеривания обусловливает недоразвитие оптико-пространственных представлений; недостаточность концентрации слухового внимания наряду со слабостью мнестических процессов – недоразвитие ритмического слуха.

    Степень развития сенсорных  функций ниже средней (1,5 – 0,6 баллов) выявлена только у младших дошкольников с ОНР (42,5% ЭГ). Детям свойственна низкая обучаемость, недостаточная критичность к результатам действий, полная невозможность ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, воспроизведения ритмических рисунков.

    Низкая  степень развития сенсорных функций (0,5 – 0 баллов), характеризующаяся отсутствием целенаправленной стратегией действий при выполнении субтестов как слуховой, так и зрительной модальности, не выявлена ни у кого из испытуемых.

    В ходе исследования психомоторных функций нами установлено, что среднешкальные значения психомоторики испытуемых ЭГ и КГ различаются статистически значимо (р<0,001) по всем параметрам исследования, свидетельствуя о выраженном недоразвитии координационного механизма управления движениями младших дошкольников с ОНР (рис. 3).

     

     Рис. 3. Сравнительный  анализ результатов  исследования психомоторных  функций детей  ЭГ и КГ

     Субтесты: 1 – переключаемость макродвижений; 2 – торможение макродвижений; 3 – мышечный тонус макродвижений; 4 – координация макродвижений; 5 – переключаемость микродвижений; 6 – мышечный тонус микродвижений; 7 – координация микродвижений; 8 – мимические движения; 9 – оральный праксис; 10 – неречевое дыхание.

      Высокая степень развития психомоторных функций (3 – 2,6 балла) выявлена только у 1,1% испытуемых ЭГ (78,3% КГ). Движения точные, координированные, совершаются в заданном темпе, с достаточной для возраста детей мышечной силой и ловкостью; синкинезии, саливация отсутствуют.

      Средняя степень развития психомоторных функций (2,5 – 1,6 балла), диагностирована у 60,9% детей ЭГ (21,7% КГ). При сравнительно большом запасе движений, обнаруживается недостаточность произвольной регуляции, недоступность выполнения упражнений со структурой более чем из двух частей, что свойственно детям в раннем возрасте. Нарушения мышечного тонуса, синкинезии, саливация отсутствует, отмечается хорошая обучаемость.

      Степень развития психомоторных  функций ниже средней (1,5 – 0,6 баллов) выявлена только у младших дошкольников с ОНР (36,8% ЭГ). Соблюдая направление, последовательность предложенных движений, дети не в состоянии выполнить их в полном объеме, заданном темпе. Стойкие трудности при выполнении субтестов, направленных на исследование способности к торможению, координации движений, связанны с наличием неврологических расстройств, подтвержденных заключениями невролога.

     Низкая  степень развития психомоторных функций (0,5 – 0 баллов) также наблюдалась только в ЭГ (1,1%). Торможение движений по сигналу, произвольная регуляция мышечного тонуса, переключаемости движений на уровне мелкой и артикуляционной моторики практически недоступны, что сопряжено с наличием неврологических расстройств. Критичность к результатам собственной деятельности отсутствует, обучаемость крайне низкая в силу эмоциональной лабильности и дефицитарности внимания.

     Исследование  импрессивной речи показало дефицитарность импрессивного словарного запаса испытуемых ЭГ, трудности понимания грамматических значений слов, связной речи, обусловленные слабостью фонематических процессов младших дошкольников с ОНР (рис. 4).

      Рис. 4. Сравнительный  анализ результатов  исследования импрессивной речи детей ЭГ и  КГ

      Субтесты: 1 – понимание связной речи; 2 – импрессивный номинативный словарь; 3 – понимание обобщающих слов; 4 – импрессивный предикативный словарь; 5 – импрессивный атрибутивный словарь; 6 – понимание флексий существительных в И.п. ед.ч и мн.ч.; 7 – понимание значений уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; 8 – понимание фраз, содержащих косвенные падежи; 9 – понимание значений первообразных предлогов; 10 – фонематическое восприятие.

      Высокая степень развития импрессивной речи (3 – 2,6 балла) наблюдалась только у 5,7% детей ЭГ (78,1% КГ). Понимание как лексических, так и грамматических значений слов, связной речи, соответствует возрастным нормам (по А.Н. Гвоздеву).

      Средняя степень развития импрессивной речи выявлена у 51,7% детей ЭГ (20,4% КГ). Несмотря на точное понимание лексических и грамматических значений слов, у детей возникают затруднения при восприятии связной речи, лишенной наглядности, что требует повторения стимульного материала.

     Степень развития импрессивной речи ниже средней (1,5 – 0,6 балла) диагностирована у 33,3% детей ЭГ (1,6% КГ). На фоне удовлетворительного импрессивного номинативного словарного запаса наблюдается дефицит предикативного и атрибутивного словаря, непонимание обобщающих понятий. Дети ориентируются лишь на лексические значения слов, затрудняются в понимании связных высказываний. Грамматическое изменение слова только начинает приобретать смыслоразличительное значение, в связи с чем, понимание грамматических форм отличается большой неустойчивостью.

     Низкая  степень развития импрессивной речи обнаружена у 9,2% испытуемых ЭГ. Бедность импрессивного словарного запаса и полная недоступность дифференциации грамматических форм слов сочетаются с низким познавательным интересом, поведенческим негативизмом.

     В ходе исследования экспрессивной речи выявлено, что для младших дошкольников с ОНР (ЭГ) характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, фонематики, что статистически значимо с вероятностью р<0,001 отличает их от воспитанников КГ (рис. 5).

      Рис. 5. Сравнительный  анализ экспрессивной  речи детей ЭГ и  КГ

     Субтесты: 1 – общий характер речи; 2 - экспрессивный номинативный словарь; 3 – экспрессивный предикативный словарь; 4 – экспрессивный атрибутивный словарь; 5 – употребление существительных в форме единственного и множественного числа; 6 – употребление существительных в косвенных падежах; 7 – употребление существительных с первообразными предлогами; 8 – употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 9 – звуко-слоговая структура слов; 10 – звукопроизношение; 11 – просодические компоненты речи.

      Высокая степень развития экспрессивной речи (3 – 2,6 балла) наблюдалось только у 68,7% детей КГ. Экспрессивная речь соответствует возрастным нормам (по А.Н. Гвоздеву)

      Средняя степень развития экспрессивной речи (2,5 – 1,6 балла) выявлена у 28,7% детей ЭГ (31,3% КГ). При удовлетворительном состоянии экспрессивного словарного запаса однословные ответы преобладают над фразовыми, состояние звуко-слоговой структуры слов соответствует нормам для детей раннего возраста с нормальным речевым развитием. Фонетические недочеты младших дошкольников с ОНР соотносимы с нормами преддошкольного возраста в 13,8% случаев, в 14,9% – обусловлены органической патологией со стороны ЦНС, сопровождаются речедвигательными и фонематическими нарушениями, что подтверждается результатами корреляционного анализа.

      Степень развития экспрессивной речи ниже средней (1,5 – 0,6 балла) наблюдалась только у младших дошкольников с ОНР (56,3% ЭГ). Задержка формирования лексической и грамматической систем сочетается с речедвигательными (дизартрическими) расстройствами, обусловливающими стойкое нарушение звукопроизношения, единичные нарушения просодики: голосовой функции, темпа, фразового ударения.

      Низкая  степень развития экспрессивной речи (0,5 – 0 баллов) выявлена у 14,9% испытуемых ЭГ. Острый дефицит словаря обусловливает замещение существительных и глаголов пантомимическими действиями, вокализациями. В целях коммуникации детьми используются звукоподражания, лепетные, фонетически малодифференцированные слова (от 3 до 10), чаще всего номинативного, реже – предикативного характера, в ряде случаев, дети проявляют речевой негативизм. В связи со скудостью вербальной продукции, отсутствием фразовой речи, диагностика просодических компонентов речи таких детей затруднена. Помимо нарушений тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка) и ограничения их подвижности, выявляются одно или несколько следующих отклонений: гиперсаливация, оральные синкинезии, учащенное, неглубокое или аритмичное дыхание, тихий, истощающийся голос.

     Исследование коммуникативной компетентности показало, что и по этому показателю развития младшие дошкольники с ОНР статистически значимо (р<0,001) отклоняются от возрастной нормы, что отражается в специфике их игровых действий, предпочитаемых средствах общения (рис.6).

Рис. 6. Сравнительный  анализ коммуникативной компетентности

  испытуемых ЭГ  и КГ

Информация о работе Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи по преодолению общего недоразвития ре