Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи по преодолению общего недоразвития ре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:52, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).

Файлы: 1 файл

Babushkina.doc

— 1.65 Мб (Скачать)
 

На  правах рукописи 
 
 

Бабушкина Рената Леонидовна 
 
 

Логопедическая  ритмика в комплексной  коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи

у детей младшего дошкольного  возраста 
 
 

13.00.03 –  коррекционная педагогика (логопедия) 
 
 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук 
 

Санкт-Петербург  – 2011

 

Работа  выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 
Научный руководитель ―  
 
    кандидат педагогических наук,       профессор  Волкова Галина Анатольевна
Официальные оппоненты: 
 
    доктор педагогических наук, профессор Лопатина Людмила  Владимировна

    кандидат  педагогических наук,

    доцент  Яковлева Наталья Николаевна

Ведущая организация:
    Московский  государственный гуманитарный университет  имени М.А. Шолохова
 
 

Защита  состоится 24 мая 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 800.009.03 АОУ ВПО Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина по адресу: 196605, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОУ ВПО Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина  

Автореферат разослан « 20 » _апреля__ 2011 г. 
 
 

Ученый  секретарь диссертационного совета,

доктор  педагогических наук, профессор                             О.А. Денисова

 

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность  исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.

    По  последним данным Министерства здравоохранения  РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).

    Известное ограничение педагогических возможностей преодоления общего недоразвития речи у детей связано с сочетанием тяжелых речевых нарушений со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер воспитанников, разнообразной неврологической и психопатологической симптоматикой (Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина. Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, О.И. Усанова).

    Логопедическая  ритмика как метод неспецифической терапевтической коррекции обладает большим оздоровительным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевой патологией (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Е.А. Медведева, Н.А. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина). Однако до настоящего времени этому направлению в системе комплексной коррекции общего недоразвития у детей 4-го года жизни должного внимания не уделялось. Практически не разработаны методологические и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания данного контингента детей, методы оценки эффективности логоритмического воздействия.

     Создание инновационной интегративной модели логопедической ритмики, направленной на комплексную коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР, сопряжено с необходимостью сопоставительного изучения их невербальных и вербальных функций в динамике. Методы и приемы, традиционно используемые для психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), малоэффективны для оценки состояния неречевых и речевых функций детей 4-го года жизни с этой речевой патологией, что определяет актуальность разработки адекватного диагностического инструментария.

     Противоречие  между потребностями практики обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием достоверных научных данных о соотношении неречевых и речевых функций в структуре речевого дефекта, возможностях их коррекции средствами логопедической ритмики на 4-м году жизни, определило проблему исследования: выявление особенностей сенсорного, психомоторного, коммуникативно-речевого развития младших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью разработки концептуальных основ и внедрения в практику модели логопедической ритмики, повышающей эффективность комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление неречевых и речевых нарушений данной категории воспитанников.

     Актуальность, недостаточная разработанность  сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста».

     Объект  исследования — процесс коррекции неречевых и речевых функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Предмет исследования — использование средств инновационной модели логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи в младшем дошкольном возрасте.

     Цель исследования — научное обоснование, разработка и апробация инновационной модели логопедической ритмики, обеспечивающей повышение эффективности комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования — включение мультисенсорных средств инновационной модели логопедической ритмики в комплексную систему преодоления общего недоразвития речи различного генеза у детей младшего дошкольного возраста будет способствовать более успешной компенсации нарушенных сенсорных, психомоторных и речевых функций, повышению уровня коммуникативной компетентности этой категории воспитанников.

    В соответствии с целью и гипотезой  были выделены задачи исследования:

  1. В процессе анализа научно-методической литературы выявить и обосновать полифункциональные коррекционно-развивающие возможности логоритмического воздействия на детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Разработать диагностический комплекс изучения и оценки эндогенных и экзогенных факторов риска возникновения общего недоразвития речи, состояния сенсорных, психомоторных функций и коммуникативно-речевой деятельности детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи.
  3. Систематизировать по степени развития выявленные особенности сенсорных, психомоторных функций и коммуникативно-речевой деятельности младших дошкольников с общим недоразвитием речи, определить соотношение речевых и неречевых нарушений в структуре речевой патологии.
  4. Разработать и научно обосновать инновационную интегративную модель логопедической ритмики, направленную на развитие и коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых функций и коммуникативной компетентности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  5. Экспериментально доказать эффективность применения предложенной модели логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о положительном воздействии музыки, ритма, движений на психическую деятельность человека (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, И.М. Догель, Э. Жак-Далькроз, И.Р.Тарханов, Б.М. Теплов); о компенсаторных возможностях в детском возрасте (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Т.П. Хризман, Л.М. Шипицына); о социальном генезе высших психических функций (Л.С. Выготский); о системном характере и динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), о значимости деятельности в развитии психических процессов (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о соотношении первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта (Л.С. Выготский), о значении сенситивных периодов в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина); коммуникативно-деятельностный подход к коррекции речи при ее недоразвитии (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Л.Ф. Спирова, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

    Для реализации задач исследования и  подтверждения гипотезы использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву): организационные (сравнительный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностический и биографический методы), обработка данных (количественный (математико-статистический) и качественный анализ данных)), интерпретационные методы (структурный).

    Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивались методологическим подходом, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических знаний, адекватных задачам диссертационного исследования; репрезентативной выборкой испытуемых, верифицируемостью результатов констатирующего и формирующего эксперимента, количественным и качественным анализом полученных результатов с применением методов математической статистики и личным участием автора на всех этапах исследования.

    Научная новизна исследования:

  1. Разработана и научно обоснована инновационная интегративная модель логопедической ритмики для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
  2. Разработан и апробирован диагностический комплекс изучения и оценки эндогенных и экзогенных факторов риска возникновения ОНР, выявления особенностей сенсорного, психомоторного, речевого и коммуникативного развития детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи.
  3. Изучены и систематизированы по степени развития специфические сенсорные, психомоторные, речевые и коммуникативные особенности детей 4-го года жизни с общим недоразвитием речи, а также характер их взаимосвязи в структуре речевой патологии.
  4. Экспериментально доказано, что внедрение логоритмических занятий мультисенсорной интегративной направленности в комплексную коррекционную работу специализированных дошкольных образовательных учреждений повышает эффективность преодоления неречевых и речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

    Теоретическая значимость исследования:

  1. Научно обоснована целесообразность внедрения инновационной интегративной модели логопедической ритмики в комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
  2. С позиций комплексного подхода к диагностике деструктивных эндогенных и экзогенных факторов развития существенно дополнены представления об этиопатогенезе общего недоразвития речи, о психолого-педагогических особенностях младших дошкольников с ОНР.

    Практическая  значимость исследования:

  1. Разработан конкретный диагностический инструментарий для выявления отклонений в сенсорном, психомоторном, речевом, коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Создана модель логопедической ритмики, способствующая повышению эффективности процесса коррекции неречевых и речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  3. Результаты исследования, его теоретические и практические материалы используются в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации логопедов, музыкальных руководителей, в том числе, в лекционных курсах, при разработке учебно-методических пособий.
  4. Принципы и структура предлагаемой модели логопедической ритмики, разработанный диагностический инструментарий могут быть использованы в комплексной коррекционной работе с другими категориями детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Организация исследования.

    Экспериментальной базой настоящего исследования явились  ГДОУ детский сад №11 компенсирующего вида, ГДОУ детский сад №16, №36 общего вида Калининского района Санкт-Петербурга. Психолого-педагогическим изучением было охвачено 170 детей младшего дошкольного возраста: 87 детей с общим недоразвитием речи и 83 ребенка с нормальным речевым развитием.

    Этапы проведения исследования.

    Первый этап - подготовительный (1998 – 2000) был посвящен изучению литературы, формулировке основной идеи и проблемы исследования; определению гипотезы, задач, подбору адекватных теоретических и эмпирических методов исследования.

Информация о работе Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи по преодолению общего недоразвития ре