Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:52, автореферат
Актуальность исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).
На
правах рукописи
Бабушкина
Рената Леонидовна
Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи
у
детей младшего дошкольного
возраста
13.00.03 –
коррекционная педагогика (логопедия)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
педагогических наук
Санкт-Петербург – 2011
Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Научный руководитель ― |
|
Официальные
оппоненты: |
кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Наталья Николаевна |
Ведущая организация: |
|
Защита
состоится 24 мая 2011 г. в 12 часов на заседании
диссертационного совета Д 800.009.03 АОУ ВПО
Ленинградского государственного университета
имени А.С. Пушкина по адресу: 196605, Санкт-Петербург,
г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10.
С диссертацией
можно ознакомиться в библиотеке АОУ
ВПО Ленинградского государственного
университета имени А.С. Пушкина
Автореферат
разослан « 20 » _апреля__ 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор
педагогических наук, профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).
Известное ограничение педагогических возможностей преодоления общего недоразвития речи у детей связано с сочетанием тяжелых речевых нарушений со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер воспитанников, разнообразной неврологической и психопатологической симптоматикой (Р.А. Белова-Давид, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина. Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, О.И. Усанова).
Логопедическая ритмика как метод неспецифической терапевтической коррекции обладает большим оздоровительным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевой патологией (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Е.А. Медведева, Н.А. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина). Однако до настоящего времени этому направлению в системе комплексной коррекции общего недоразвития у детей 4-го года жизни должного внимания не уделялось. Практически не разработаны методологические и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания данного контингента детей, методы оценки эффективности логоритмического воздействия.
Создание инновационной интегративной модели логопедической ритмики, направленной на комплексную коррекцию сенсорных, психомоторных, речевых, коммуникативных нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР, сопряжено с необходимостью сопоставительного изучения их невербальных и вербальных функций в динамике. Методы и приемы, традиционно используемые для психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), малоэффективны для оценки состояния неречевых и речевых функций детей 4-го года жизни с этой речевой патологией, что определяет актуальность разработки адекватного диагностического инструментария.
Противоречие между потребностями практики обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием достоверных научных данных о соотношении неречевых и речевых функций в структуре речевого дефекта, возможностях их коррекции средствами логопедической ритмики на 4-м году жизни, определило проблему исследования: выявление особенностей сенсорного, психомоторного, коммуникативно-речевого развития младших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью разработки концептуальных основ и внедрения в практику модели логопедической ритмики, повышающей эффективность комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление неречевых и речевых нарушений данной категории воспитанников.
Актуальность, недостаточная разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования — процесс коррекции неречевых и речевых функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — использование средств инновационной модели логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования — научное обоснование, разработка и апробация инновационной модели логопедической ритмики, обеспечивающей повышение эффективности комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — включение мультисенсорных средств инновационной модели логопедической ритмики в комплексную систему преодоления общего недоразвития речи различного генеза у детей младшего дошкольного возраста будет способствовать более успешной компенсации нарушенных сенсорных, психомоторных и речевых функций, повышению уровня коммуникативной компетентности этой категории воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о положительном воздействии музыки, ритма, движений на психическую деятельность человека (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, И.М. Догель, Э. Жак-Далькроз, И.Р.Тарханов, Б.М. Теплов); о компенсаторных возможностях в детском возрасте (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Т.П. Хризман, Л.М. Шипицына); о социальном генезе высших психических функций (Л.С. Выготский); о системном характере и динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), о значимости деятельности в развитии психических процессов (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о соотношении первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта (Л.С. Выготский), о значении сенситивных периодов в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина); коммуникативно-деятельностный подход к коррекции речи при ее недоразвитии (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Л.Ф. Спирова, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Для реализации задач исследования и подтверждения гипотезы использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву): организационные (сравнительный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностический и биографический методы), обработка данных (количественный (математико-статистический) и качественный анализ данных)), интерпретационные методы (структурный).
Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивались методологическим подходом, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических знаний, адекватных задачам диссертационного исследования; репрезентативной выборкой испытуемых, верифицируемостью результатов констатирующего и формирующего эксперимента, количественным и качественным анализом полученных результатов с применением методов математической статистики и личным участием автора на всех этапах исследования.
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования:
Организация исследования.
Экспериментальной базой настоящего исследования явились ГДОУ детский сад №11 компенсирующего вида, ГДОУ детский сад №16, №36 общего вида Калининского района Санкт-Петербурга. Психолого-педагогическим изучением было охвачено 170 детей младшего дошкольного возраста: 87 детей с общим недоразвитием речи и 83 ребенка с нормальным речевым развитием.
Этапы проведения исследования.
Первый этап - подготовительный (1998 – 2000) был посвящен изучению литературы, формулировке основной идеи и проблемы исследования; определению гипотезы, задач, подбору адекватных теоретических и эмпирических методов исследования.