Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:52, автореферат
Актуальность исследования. Коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста (4-го года жизни) с общим недоразвитием речи – одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ и Всемирной организации здравоохранения (2010) речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30% детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68% дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20 – 30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына).
На втором этапе исследования (2001 – 2004) в ходе констатирующего эксперимента изучены социальные и биологические факторы развития, состояние сенсорных, психомоторных, речевых функций, коммуникативной компетентности испытуемых. Проведен количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента, выявлены и систематизированы по степени развития особенности неречевых и речевых психических функций.
На третьем этапе (2005 – 2008) разработано программное содержание методики работы по логопедической ритмике для детей младшего дошкольного возраста с ОНР, организовано экспериментальное обучение указанной категории воспитанников, проведен контрольный эксперимент. Математико-статистическими средствами оценки достоверности результатов исследования доказана эффективность разработанной модели логопедической ритмики для детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
На четвертом - интерпретационном этапе (2009 – 2010) произведено обобщение полученных данных, установление причин, факторов, обусловливающих характер протекания изучаемых явлений. Исследование завершились написанием и оформлением текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты диссертационного исследования были освещены в сообщениях и докладах на научно-практических конференциях Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (2006, 2009), Института специальной педагогики и психологии (2010), Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2010), на заседаниях кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии, на заседаниях кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Теоретические и практические материалы исследования используются при проведении практических занятий со студентами Института специальной педагогики и психологии (ИСПиП), на курсах повышения квалификации логопедов на базе научно-методического центра ИСПиП, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, музыкальных руководителей на базе научно-методического центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, в работе коррекционных учреждений.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных и научно-методических трудов общим объёмом 11 п. л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего 231 источник, в том числе, 10 – на иностранном языке. Общий объем работы - 174 страницы. Основной текст содержит 13 рисунков, 5 таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы, определена гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методологическая основа и методы исследования, положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты исследования логоритмического воздействия на детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» представлен анализ научно-практических публикаций по теме диссертационного исследования. Изучение исторических предпосылок создания современной модели логопедической ритмики показало, что ее основополагающие компоненты – музыка, движение, ритм – обладают универсальными развивающими, коррекционными и профилактическими возможностями воздействия на психику (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, В.Н. Мясищев, А.Д. Готсдинер, И.Н. Захарова, В.М. Авдеев, Г.П. Шипулин, С.В. Шушарджан). Логопедическая ритмика успешно применяется в целях коррекции неречевых и речевых нарушений при различных формах речевой патологии (Р.Л. Бабушкина, Н.А. Власова, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, В.И. Дресвянников, Е.В. Оганесян, Е.Ф. Рау, Н.А. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина, Е.Ф. Шершнева).
Системный подход к изучению высших психических функций позволяет представить речевую деятельность как многоуровневый и многозвеньевой процесс, формирование которого тесно связано с сенсорным, психомоторным, когнитивным и коммуникативным развитием, социальным окружением (Б.Г. Ананьев, В.И. Бельтюков, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, Е.И. Исенина, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.М. Ломов, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, О.А. Слинько, С.Н. Цейтлин, Е.Д. Хомская, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, M.D. Ainsworth, D. Bishop, J.R. Johnston и др.).
Тесное взаимодействие в развитии речи и других психических процессов выявлено и в случаях речевого дизонтогенеза. Многие авторы подчеркивают, что у детей с тяжелой речевой патологией имеет место сочетание нарушений речи и познавательной деятельности, наблюдается сопутствующая неврологическая и психопатологическая симптоматика (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, В.В. Ковалев, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, С.С. Мнухин, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Л.М. Шипицына, E. Jenkinse, J.R. Johnston, D. Prinse, B. Prizant и др.).
В специальной литературе отмечается, что раннее органическое поражение мозга, возникшее под влиянием различных патогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, является наиболее неблагоприятным фактором, обусловливающим нарушения речевой коммуникации (В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, J.J. Volpe). Помимо функциональных расстройств речевой системы, большая роль в недоразвитии средств вербального общения принадлежит генетическим факторам (семейным случаям речевой патологии) и неблагоприятным условиям окружения и воспитания (М. Зееман, Ф.А. Самсонов, Л.Ф. Спирова, D.B. Bishop, P. Tallal, J.B. Tomblin).
Сложная структура дефекта, разнообразие клинических проявлений, вариативность механизмов возникновения общего недоразвития речи указывают на необходимость комплексной коррекции этого речевого расстройства (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Э. Хейсерман, Г.В. Чиркина).
Многоаспектность воздействия логопедической ритмики делают ее включение в комплексную коррекционно-развивающую работу одним из приоритетных условий успешного обучения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Между тем, в отечественной специальной литературе практически не разработаны научно-методические и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания данного контингента воспитанников, отсутствуют достоверные методы оценки эффективности логоритмического воздействия.
Во второй главе диссертации «Содержание и организация исследования» дано научно-теоретическое обоснование исследования, описана организация и методики экспериментального исследования. Научно-теоретическим обоснованием исследования послужили следующие принципы: онтогенетический, деятельностный, принцип учета структуры речевого дефекта, обходного пути, компенсаторных возможностей, комплексного и системного подхода к коррекции речевых и неречевых расстройств при общем недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Экспериментальное исследование проводилось автором в 4 этапа в период с 2000 по 2010 г на базе дошкольных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга: ГДОУ детский сад №11 компенсирующего вида, а также ГДОУ детский сад №16 и № 36 общего вида.
В констатирующем эксперименте специальным изучением было охвачено 170 детей 4-го года жизни, из них 87 детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (экспериментальная группа – ЭГ) и 83 ребенка с нормальным ходом речевого развития (контрольная группа – КГ). В обучающем эксперименте приняло участие 57 младших дошкольников с ОНР (ЭГ-1). Контрольный эксперимент по окончании учебного года проводился в виде повторного тестирования испытуемых ЭГ-1 по методике констатирующего эксперимента. Для сопоставительного анализа привлекалась контрольная группа (КГ-1) – 30 младших дошкольников с ОНР, получавших стандартный для дошкольных образовательных учреждений набор коррекционно-оздоровительных услуг, как и дети ЭГ-1, но не проходивших экспериментальное обучение.
В соответствии с целью и задачами исследования фаза констатирующего эксперимента носила комплексный и системный характер. При разработке диагностического инструментария констатирующего эксперимента мы опирались на методические рекомендации обследования детей с речевой патологией Г.А. Волковой, Ю.Ф. Гаркуши, Е.М. Мастюковой, Н.И. Озерецкого, И.А. Смирновой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Для определения стиля семейного воспитания, применялось тестирование родителей испытуемых по опроснику «ABC» Э.Г. Эйдемиллера, В.В Юстицкиса.
Диагностическая программа исследования состояла из 4-х блоков. В качестве основных изучаемых компонентов мы выделили те, которые являются актуальными для развития детей в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.А. Гарбер, Т.В. Ендовицкая, М.М. Кольцова, А.Н. Корнев, Л.А. Кукуев, Б.М. Ломов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Н.Х. Швачкин, М.D. Ainsworth, M.R. Deigato). 1-й блок – исследование анамнестических сведений с целью изучения патогенных факторов, обусловливающих ОНР; 2-й блок – исследование сенсорных функций; 3-й блок – исследование психомоторных функций; 4-й блок – исследование коммуникативно-речевой деятельности (импрессивной, экспрессивной речи, коммуникативной компетентности).
Для оценки степени сформированности различных функций и специфики нарушений развития младших дошкольников с ОНР в ходе эмпирического исследования нами были введены единые количественные показатели по каждому субтесту (3, 2, 1, 0). Дальнейшая статистическая обработка данных констатирующего и контрольного экспериментов предполагала вычисление среднеарифметических групповых значений по каждому субтесту, распределение испытуемых по степени развития исследуемой функции: высокой (3 – 2,6 балла), средней (2,5 – 1,6 балла), ниже средней (1,5 – 0,6 балла), низкой (0,5 – 0 баллов). Достоверность различий между группами детей и корреляционные связи исследуемых параметров проверялись при помощи Т-критерия Стьюдента, дисперсионного анализа (ANOVA) c использованием критерия Пирсона (расчеты произведены по программе Statistica 8.0).
В третьей главе «Особенности неречевых и речевых функций младших дошкольников с общим недоразвитием речи» представлены результаты констатирующего эксперимента: анализ патологических факторов, обусловливающих ОНР, сравнительный и корреляционный анализ сенсорного, психомоторного, речевого развития, коммуникативной компетентности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием; раскрывающий структуру речевого дефекта.
В ходе изучения анамнестических сведений выявлены эндогенные и экзогенные факторы риска речевой недостаточности детей, показаны достоверные различия между детьми экспериментальной и контрольной групп по большинству исследуемых параметров с вероятностью р<0,001 (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ эндогенных и экзогенных факторов риска речевой недостаточности в ЭГ и КГ
Параметры исследования: 1 – речевая наследственность; 2 – пренатальный период; 3 – натальный период; 4 – соматические заболевания в постнатальный период; 5 –раннее психомоторное развитие; 6 – раннее речевое развитие; 7 – 11 – заключения специалистов: 7 – отоларинголога, 8 – офтальмолога, 9 – ортопеда, 10 – невролога, 11 – детского психиатра; 12 – строение артикуляционного аппарата; 13 – тип семейного воспитания.
Анализ анамнестических данных подтверждает распространенные среди ученых представления об общем недоразвитии речи как о полиэтиологическом расстройстве со сложной, мозаичной структурой дефекта. В этиопатогенезе общего недоразвития речи выделены наиболее значимые факторы: