Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций
Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .
4. Формирование гражданской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.
Основой формирования гражданской культуры является правовое воспитание.
Правовое воспитание представляет собой составную часть гражданского воспитания личности, т.к. законодательство – один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Понятие «законодательство» тесно связано с понятием «право».
Право – это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. В отличие от морали право имеет юридическую силу, и его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. Законы регулировали жизнь людей в обществе еще до нашей эры (Сборник законов царя Хаммурапи).
Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности служит Конституция страны – основной закон, который определяет взаимоотношения в конкретном государстве, социальную и экономическую основу, формы собственности, права и обязанности граждан, систему органов власти и механизм их формирования и др.
Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций.
Регулирующая функция На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, семейное, уголовное, административное, о собственности, о предприятии, о кооперации и т.д.
Защитная или охранительная функция. Оберегает закон, права, собственность и жизнь граждан от нарушений и преступлений. Исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.
Воспитательная функция. Раскрывается идеал поведения человека в правовом демократическом обществе – активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Это подтверждает взаимодействие педагогической и юридической наук, направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.
Основополагающей для педагогики является воспитательная функция, на основе которой правовое воспитание трактуется как организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и других социальных институтов воспитания (общественные объединения, инспекция по делам несовершеннолетних и др.), направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.
Цель правового воспитания – формирование правового сознания формирующейся личности и введение учащихся в сложную систему правовых отношений. Рассмотрим структуру правового сознания личности.
Структура правового сознания личности.
Структура правового сознания
Правовая грамотность Нравственно-правовые Правовое мышление
Правовая культура личности
Правовая грамотность. Общее знакомство учащихся с правовыми основами государства (Конституция, «Конвенция о правах ребенка», закон «О правах детей», закон «Об образовании в Республике Беларусь» и др.), видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона (законодательства). Таким образом, каждый выпускник школы должен освоить за время обучения нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, брачно-семейные права, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса.
Нравственно-
Правовое мышление. Умение оценивать собственные замыслы, поступки, поведение и поведение других людей с точки зрения правовых норм.
Результат сформированности правового сознания личности определяет ее правовую культуру, под которой понимают наличие системы правовых знаний, развитой нравственно-правовой эмоциональной сферы и мышления, умений использовать нормы права в интересах организаций и своих собственных интересах без их нарушения.
Задачи правового воспитания школьников:
1. Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права.
2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения.
3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные.
4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.
В педагогическом
процессе правовое воспитание
имеет систематический
Младшие школьники первые представления о правах и обязанностях получают при изучении «Правил для учащихся», в которых предписаны правила поведения учеников в школе и обществе.
В старших классах с целью нравственно-правового и социального воспитания изучается предмет «Человек. Общество. Государство», который позволяет освоить систему знаний об основных функциях государства, принципах и нормах права, правах и обязанностях граждан, роли государства в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа и т.д.
Элементы
Однако больше возможностей для правового воспитания мы наблюдаем в ходе внеклассной воспитательной работы.
С учащимися среднего
и старшего школьного звена эффективными
будут в плане правового
Приведем примерную тематику представленных форм работы по правовому воспитанию.
Беседы (для 5- 8 классов):
1. «Моя милиция – меня бережет»
2. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны
3. Ты в ответе за себя и за других
4. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
5. Наш труд охраняется законом
6. Общественный порядок
и безопасность граждан
Тематические вечера (для 8–11 классов):
1. Право и мораль в нашем обществе
2. Твой образ жизни
3. Твои права и обязанности
4. Верный долгу (посвящен Дню милиции)
5. Преступления могло и не быть
Дискуссии (для 9–11 классов):
1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия?
2. Что значат для тебя гражданский долг и честь ?
3. Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям.
Нравственное
и правовое воспитание – наиболее
сложный участок воспитательной
работы. Сегодня необходимо создание
системы нравственно-правового