Лекции по "Педагогиге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций

Краткое описание

Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .

Файлы: 3 файла

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
 

    4. Формирование гражданской  культуры учащихся  в учебно-воспитательном  процессе школы.

      Основой формирования гражданской культуры является правовое воспитание.

      Правовое воспитание представляет собой составную часть гражданского воспитания личности, т.к. законодательство – один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Понятие «законодательство» тесно связано с понятием «право».

      Право – это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. В отличие от морали право имеет юридическую силу, и его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. Законы регулировали жизнь людей в обществе еще до нашей эры (Сборник законов царя Хаммурапи).

      Юридической базой для всех правовых актов и  законодательной  деятельности служит Конституция страны – основной закон, который определяет взаимоотношения в конкретном государстве, социальную и экономическую основу, формы собственности, права и обязанности граждан, систему органов власти  и механизм их формирования и др. 

      Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций.

      Регулирующая  функция  На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, семейное, уголовное, административное, о собственности, о предприятии, о кооперации и т.д.

      Защитная  или охранительная  функция. Оберегает закон, права, собственность и жизнь граждан от нарушений и преступлений. Исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.

        Воспитательная функция. Раскрывается идеал поведения человека в правовом демократическом обществе – активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Это подтверждает взаимодействие педагогической и юридической наук, направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

      Основополагающей  для педагогики является воспитательная функция, на основе которой правовое воспитание трактуется как организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и других социальных институтов воспитания (общественные объединения, инспекция по делам несовершеннолетних и др.), направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

      Цель  правового воспитания – формирование правового сознания формирующейся личности и введение учащихся в сложную систему правовых отношений. Рассмотрим структуру правового сознания личности.

   Структура правового сознания личности.

      Структура правового сознания

        

      Правовая  грамотность       Нравственно-правовые Правовое мышление

                                                              чувства   

        

      Правовая  культура личности

            Правовая  грамотность. Общее знакомство учащихся с правовыми основами государства (Конституция, «Конвенция о правах ребенка», закон «О правах детей», закон «Об образовании в Республике Беларусь» и др.), видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона (законодательства). Таким образом, каждый выпускник школы должен освоить за время обучения нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, брачно-семейные права, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса.     

            Нравственно-правовые чувства. Воспитание у школьников уважения к закону, нормам жизни общества, чувства патриотизма, гражданской совести, ответственности за свои действия и поступки, чувства долга, милосердия, негодования в отношении нарушителей закона.

            Правовое  мышление. Умение оценивать собственные замыслы, поступки, поведение и поведение других людей с точки зрения правовых норм.

            Результат сформированности правового сознания личности определяет ее правовую культуру, под которой понимают наличие системы правовых знаний, развитой нравственно-правовой эмоциональной сферы и мышления, умений использовать нормы права в интересах организаций и своих собственных интересах без их нарушения.    

      Задачи  правового воспитания школьников:

      1. Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права.

            2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения.

            3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные.

            4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

             В педагогическом  процессе правовое воспитание  имеет систематический характер.

            Младшие школьники первые представления о правах и обязанностях получают при изучении «Правил для учащихся», в которых предписаны правила поведения учеников в школе и обществе.

            В старших классах с целью нравственно-правового и социального воспитания изучается предмет «Человек. Общество. Государство», который позволяет освоить систему знаний об основных функциях государства, принципах и нормах права, правах и обязанностях граждан, роли государства в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа и т.д.       

            Элементы правового  воспитания, формирования ответственного отношения человека к природе, собственным здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих людей в определенной мере присутствуют и на уроках истории, литературы, биологии, географии, химии.

      Однако  больше возможностей для правового  воспитания мы наблюдаем в ходе внеклассной воспитательной работы.  

            С учащимися среднего и старшего школьного звена эффективными будут в плане правового воспитания следующие внеклассные формы  работы: беседы, диспуты, конференции, просмотр фильмов, встречи с работниками правоохранительных органов, круглые столы, тематические вечера, выставки литературы по правовым вопросам, конкурс стенгазет, викторины и конкурсы на правовую тематику. Эффективными являются и систематические формы правового воспитания, например, деятельность кружка «Юный юрист» или клуба «Правопорядок».

      Приведем  примерную тематику представленных форм работы по правовому воспитанию.  

      Беседы (для 5- 8 классов):

            1. «Моя милиция – меня бережет»

            2. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны

            3. Ты в ответе за себя и за других

            4. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

            5. Наш труд охраняется законом

            6. Общественный порядок и безопасность граждан    

      Тематические  вечера (для 8–11 классов):

            1. Право и мораль в нашем обществе

            2. Твой образ жизни

            3. Твои права и  обязанности

            4. Верный долгу (посвящен Дню милиции)

            5. Преступления могло  и не быть 

      Дискуссии (для 9–11 классов):

            1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия?

            2. Что значат для тебя гражданский долг и честь ?

            3.  Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям. 

      Нравственное  и правовое воспитание – наиболее сложный участок воспитательной работы. Сегодня необходимо создание системы нравственно-правового воспитания в каждой школе с привлечением к этой работе органов образования, опеки и попечительства, правоохранительных органов, общественных организаций, центров социально-педагогической работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогиге"