Лекции по "Педагогиге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций

Краткое описание

Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .

Файлы: 3 файла

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Технология  организации педагогической деятельности классного  руководителя

  1. Технологические аспекты деятельности классного руководителя.
  2. Функции классного руководителя.
  3. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом.
  4. Планирование воспитательной работы.
  5. Формы воспитательной работы.

  

Литература: 

     1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е.  Завадская  – Минск: Новое  знание, 2001. –315 с. 

     2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина  О.В. Методика воспитательной работы. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с. 

     3. Классному руководителю. Учеб.-метод.  пособие / Под ред. М.И. Рожкова.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с. 

     4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация  воспитательного процесса в школе. – М: ВЛАДОС, 2000. – С. 81 – 89.

     5. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов  Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А.  Сластенина. – М.: «Академия», 2002. –  С.387 – 398.  

     6. Справочник заместителя директора  школы по воспитательной работе / М.: Ценр «Педагогический поиск», 1999. – 160 с.

     7. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Скакун  В.М., 1998. – С. 405 – 446.  
 

      «Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем»

      Н.М. Саратовкин (1895 г.) 

        «Главное в деятельности  классного руководителя  – содействие  саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

      М.И. Рожков (1999 г.) 
 
 

  1. Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

      Основным  структурным элементом школы  является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается  личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В  классах проявляется забота о  социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Подтверждением этого являются слова многих выдающихся педагогов. Целесообразно в этом отношении обратить внимание на высказывания, ставшие эпиграфом к нашей лекции. Первое из высказываний сделано еще в конце ХIХ в., однако это нисколько не умаляет его актуального значения для современной педагогики.   

     Официальное утверждение института классного наставничества впервые произошло в России в 70-х гг. ХIХ в. Однако еще в начале ХIХ в., в период правления Николая I, был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), согласно которому учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием на основе гуманистического подхода к ребенку. Об этом в уставе говорилось так: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Не оставалась в уставе без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании».

     В период советской власти (1923 г.) классное наставничество было ликвидировано, т.к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документов, регламентирующем деятельность классных руководителей в школах.

      Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:

     – сочетание природосообразности  и культуросообразности в организации  воспитательной деятельности учащихся;

     – социализация личности каждого школьника  осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;

     – педагогическое стимулирование творческого  саморазвития личности и ученического коллектива.

     Воспитательные  задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут  быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

     – помощь каждому ученику в становлении  его личности; создание условий для  проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

     – организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей  деятельности;

     – формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника;

     Исходя  из задач, обозначаются функции классного  руководителя, которые в свою очередь  определяют содержание воспитательной деятельности с классом.

  1. Функции классного руководителя.
 

     Функции классного руководителя (по Г.Н. Сибирцовой) 

Функции Методы и процедуры воспитания
Концептуальная Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса
Целевая Отбор и конкретизация  целей и задач воспитания
Диагностическая Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования. 
Планирования Отбор и структурирование форм и методов воспитания, проектирование деятельности учащихся.
Организаторская Организация органов  самоуправ-ления класса, коллективной деятельности обучающихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам.  
Стимулирующая Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации
Коммуникативная Психологический контакт с классом: благоприятная  атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество.
Контрольно-оценочная Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов  воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки.
Корректирующая Коррекция системы  общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов.
Прогностическая Построение  модели возможного хода и результатов  воспитания
 

     Задачи, функции, права и  обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности к которым относят:

– воспитание у школьников положительного сознательного  отношения к учению;

– подготовка учащихся к труду и выбору профессии;

– формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;

–  включение  учащихся в сферу внеклассной  деятельности с учетом их интересов  и способностей;

– взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;

– забота о сохранности психического и  физического здоровья учащихся. 
 
 

     3. Взаимодействие классного  руководителя с  учителями- предметниками, социальным педагогом, школьным психологом.

         Взаимодействие классного  руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ему  классе, направлено на решение следующих  задач:

  • изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми;
  • регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
  • определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению;
  • педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями. 

     Классный  руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней  обученности и воспитанности  учащихся, степени их продвижения  в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время. 

     Классный  руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

     Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

     Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам, следует назвать:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.);
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.);
  • сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.;
  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
  • взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
  • получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.).

     К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим  вопросам:

  • трудности учащихся в усвоении учебной программы;
  • сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера;
  • адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе;
  • эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем;
  • выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.

     Совместные  формы работы классного  руководителя, социального  педагога и школьного  психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д.  

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогиге"