Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций
Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя
Литература:
1.
Азбука форм воспитательной
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.
3. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М: ВЛАДОС, 2000. – С. 81 – 89.
5. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – С.387 – 398.
6.
Справочник заместителя
7.
Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб.
пособие. – Мн.: изд. Скакун
В.М., 1998. – С. 405 – 446.
«Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем»
Н.М.
Саратовкин (1895 г.)
«Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».
М.И.
Рожков (1999 г.)
Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Подтверждением этого являются слова многих выдающихся педагогов. Целесообразно в этом отношении обратить внимание на высказывания, ставшие эпиграфом к нашей лекции. Первое из высказываний сделано еще в конце ХIХ в., однако это нисколько не умаляет его актуального значения для современной педагогики.
Официальное
утверждение института
В период советской власти (1923 г.) классное наставничество было ликвидировано, т.к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документов, регламентирующем деятельность классных руководителей в школах.
Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:
– сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
– социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;
– педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:
– помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
– организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;
–
формирование в классном коллективе
благоприятного психологического климата,
способствующего духовному
Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом.
Функции
классного руководителя (по
Г.Н. Сибирцовой)
Функции | Методы и процедуры воспитания |
Концептуальная | Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса |
Целевая | Отбор и конкретизация целей и задач воспитания |
Диагностическая | Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования. |
Планирования | Отбор и структурирование форм и методов воспитания, проектирование деятельности учащихся. |
Организаторская | Организация органов самоуправ-ления класса, коллективной деятельности обучающихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам. |
Стимулирующая | Активизация деятельности
и позитивного поведения |
Коммуникативная | Психологический контакт с классом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество. |
Контрольно-оценочная | Оперативность
и системность контрольных |
Корректирующая | Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов. |
Прогностическая | Построение модели возможного хода и результатов воспитания |
Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности к которым относят:
– воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению;
– подготовка учащихся к труду и выбору профессии;
– формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;
– включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей;
– взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;
– забота
о сохранности психического и
физического здоровья учащихся.
3. Взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками, социальным педагогом, школьным психологом.
Взаимодействие
Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам, следует назвать:
К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам:
Совместные
формы работы классного
руководителя, социального
педагога и школьного
психолога: совместные консультации
как для отдельных учащихся, так и для
всего класса; психолого-педагогические
практикумы с детьми и их родителями; совместные
семинары для учащихся, родителей, педагогов
школы; игровые способы коррекции поведения
детей, совместное проведение родительских
собраний; наблюдения за учащимися на
уроках и во внеклассное время и т.д.