Лекции по "Педагогиге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций

Краткое описание

Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .

Файлы: 3 файла

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Формирование  мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской  культуры личности

  1. Формирование научного мировоззрения учащихся.
  2. Формирование нравственной культуры школьников.
  3. Развитие эстетической культуры детей в педагогическом процессе школы.
  4. Формирование гражданской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.
 

      Литература: 

    1. Астахова  О.М. Проявление интеллектуальных способностей // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 7. – С. 44 – 47.
    2. Бурменская Г.В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. –М., 1987. – С. 84 – 96.
    3. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь и права несовершеннолетних // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 3. – С. 3–7.  
    4. Гальперин В.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985. – 283 с. 
    5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: «Юрайт», 1999. –  С. 125 – 141.
    6. Мазаев В. Знать и уважать законы: О проблемах правового образования в школе // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 22–26.
    7. Орлова Л.В. Нравственные ориентиры поведения в раннем юношеском возрасте // Теория и практика нравственного воспитания: история, современность, перспективы: Матер. междунар. науч. конф. / МГПИ им. Н.К. Крупской. – Мозырь, 1998. – С. 81–83.
    8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – С. 598–603.
    9. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.:  «Академия», 2002. – С. 348 – 364.
    10. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. – С. 262–275. 
    11. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. – М.: Педагогика, 1990.   – 140 с.
    12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. –3-е изд., перераб. и доп.      – М.: Юрист, 1997. – С. 317 – 331.

 

     

  1. Формирование  научного мировоззрения  учащихся.

      Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цельформирование творчески мыслящей личности.

      Отсюда  важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  • развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности;
  • формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления;
  • совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

      На  современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.

      В условиях современного образовательно-воспитательного  учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.

      Умственное  воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника.

      Однако, прежде всего, необходимо обратиться к  трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями  немецкой классической философии.

      В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).

      Качественная  характеристика взглядов и убеждений  человека может быть различной. В  зависимости от содержания мировоззрения  и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды  мировоззрения:

  • мифологическое  – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы;
  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  • обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире;
  • научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. 

     Научное мировоззрения является объективно верным, ибо именно различные науки  служат источником формирования мировоззренческих  взглядов и убеждений.

     Мировоззрение как целостно-психологическое образование  имеет сложную и многоаспектную структуру. Анализируя определения мировоззрения, сделанные учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключить, что сущность мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти элементы целесообразно представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

      

      Структура мировоззрения  

     Объективный компонент                             Субъективный компонент

     (знания)                                     (взгляды, убеждения, идеалы) 

     Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

     Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям.

     Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

     Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.

     Академик  Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.    

     Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют  различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

     Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.

     Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы  и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает  системой духовно-ценностных ориентаций.

     Воспитательная  – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

     Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

     Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей.

     Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы  и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

     Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

     а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • изложение материала на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа;
  • обеспечение научного истолкования всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей;
  • побуждение учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам.
  • тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

   б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.

   в) соблюдение принципа историзма при  изучении программного материала (раскрытие  генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).

   г) развитие познавательной активности и  самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).

   д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного  процесса (младшие школьники в  силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

   е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся). 

  1. Формирование нравственной культуры школьников.

Нравственные  нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни»   (И.Ф. Харламов).

      Это формулировка подводит нас к трактовке  термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).

      В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.    

        В зависимости от того как  освоена и принята человеком  мораль, в какой мере он соотносит  свои убеждения и поведение  с действующими моральными нормами  и принципами, можно судить о  его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин).

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогиге"