Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций
Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Литература:
Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цель – формирование творчески мыслящей личности.
Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:
На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.
В
условиях современного образовательно-
Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника.
Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии.
В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).
Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения:
Научное мировоззрения является объективно верным, ибо именно различные науки служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Мировоззрение
как целостно-психологическое
Структура мировоззрения
Объективный
компонент
(знания)
Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.
Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям.
Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.
Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.
Академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.
Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций.
Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.
Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.
Организационная
– научное мировоззрение
Прогностическая
– научно-теоретическое и
Дидактические условия формирования научного мировоззрения:
а)
обеспечение глубокой научной доказательности,
логической убедительности и непротиворечивости
всех усваиваемых выводов
б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.
в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).
г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).
д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).
е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся).
Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов).
Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).
В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
В зависимости от того как
освоена и принята человеком
мораль, в какой мере он соотносит
свои убеждения и поведение
с действующими моральными