Лекции по "Педагогиге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций

Краткое описание

Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .

Файлы: 3 файла

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований. 

      Исходя  из сказанного выше можно  определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.  

      Нравственное  сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев).

      Нравственные  ценности значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.  

     Нравственные  чувства  субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в  его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.

     Нравственное  поведениесознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев). 

Критерии  нравственной воспитанности  личности (Н. Горожанкина):

     – глубина осмысления правил морали;

     – степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  • степень принципиальности;
  • меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;
  • наличие гуманистических черт характера и поведения;
  • степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  • уровень развития чувства собственного достоинства;
  • уровень развития совести, чести, стыда. 
 
 
  1. Развитие  эстетической культуры детей в педагогическом процессе школы.

      Термин  «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства.

      Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

      Основные  категории эстетики – прекрасное и безобразное.

      Прекрасное – это, то, что в наивысшей степени соответствует глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям. Прекрасное выполняет функцию соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции. «Эмоции» – понятие также греческого происхождения, которое означает душевное переживание, волнение. У человека наблюдается два класса полярных эмоций: положительные (приятные ощущения и чувства, вызывающие удовлетворение, восхищение и т.д.) и отрицательные (неприятные чувства, побуждающие человека к устранению и избеганию вызывающих их обстоятельств). Отрицательные эмоции, как правило, вызываются предметами, поступками и т.д., характеризующимися категорией безобразного.    

      Высшим  продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком.

      Категория прекрасного имеет  два основных критерия:

      1) соответствие содержания и формы  (предмета, объекта и т.д.);

      2) гармоничное соотношение всех  сторон предметов и явлений  в конкретных условиях.  

     Эстетика  как наука служит развитию у людей  чувства прекрасного.

      Эстетическое  воспитание – целенаправленный систематический  процесс развития эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

      Психологическая основа эстетического воспитания –  художественно-эстетическое восприятие – заключается в эстетическом отношении к миру. Требует развитой способности к восприятию формы, цвета, композиции, музыкального слуха, стиля, тональности, мышления художественными образами.

      Эстетическое  восприятия способствует развитию эстетического  чувства.

      Эстетическое  чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическим явлениям действительности или искусства. Основано на эстетическом переживании  - более короткое во времени эмоциональное субъективное состояние (страдание, радость, восторг и др.).

      Эстетическая  потребность – устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

      Эстетическое  сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов.

      Эстетический  идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте.

      Эстетическое  суждение – идейно-эмоциональная оценка эстетического явления.

      Художественно-эстетический вкус – эстетическое сознание + эстетическое чувство.

Структура эстетического воспитания

Эстетическое  воспитание

 

Художественное  воспитание                 Воспитание учащихся средствами

                                                                        окружающей действительности  

     Художественное  воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, а также самостоятельно создавать художественные ценности.  Художественное воспитание подразумевает и художественное образование – процесс освоения школьниками искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Результат художественного воспитания и художественного образования – художественно-творческое развитие детей (целенаправленное развитие способностей и дарований детей в различных областях искусства).

     Воспитание  учащихся средствами окружающей действительности – приучение и стимулирование учащихся к проявлению эстетических вкусов, суждений и чувств в различных сферах жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, рабочая обстановка, быт, межличностные отношения, отношения к природе, внешний вид – прическа, одежда, макияж).  

      Функции эстетического воспитания:

  • Раскрытие мира реально существующей красоты.
  • Воспитательная функция искусства.
  • Художественно-эстетическое просвещение.
  • Функция развития (способность к художественному творчеству).
  • Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время).
  • Средство самовыражения.
  • Катарсис.

Цель  эстетического воспитания – эстетическое развитие личности.

      Эстетическое  развитие – организованный процесс  становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эстетического переживания, образного мышления и формирования духовных потребностей.

      Задачи  эстетического воспитания можно  разделить на 2 группы:

    1. Приобретение теоретических знаний (решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям).
    2. Формирование практических умений (решает вопросы активного включения в эстетическую деятельность).

      Таким образом, можно выделить следующие  задачи эстетического воспитания:

      - формирование эстетических знаний;

      - воспитание эстетической культуры;

      - овладение эстетическим и культурным  наследием;

      - формирование эстетических отношений;

      - развитие эстетических чувств;

      - формирование эстетических потребностей;

      - формирование эстетического идеала

      - формирование стремления быть  прекрасным во всем: мыслях, делах,  поступках, внешнем виде. 

      В условиях современной школы выделяются два пути эстетического воспитания учащихся: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.

      Все учебные предметы, наряду с передачей  детям основ наук, содержат специфические  возможности по эстетическому воспитанию учащихся. В этом отношении своеобразна  роль физики, химии, биологии, математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание направлено на нравственно-эстетическое воспитание школьников.

      Огромные  возможности по эстетическому воспитанию учащихся содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Во-первых, это систематическое занятие школьников в театральных студиях и студиях изобразительного искусства; кружках, студиях и ансамблях художественной самодеятельности (вокальных, музыкальных, хореографических и т.д.) и декоративно-прикладного творчества. Во-вторых, это периодические формы работы с учащимися – различные концерты; выставки творческих работ учащихся; музыкальные и театральные фестивали; конкурсы художественной самодеятельности; недели детской книги; литературно-музыкальные композиции; тематические вечера с участием поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов и т.д. Все эти формы работы преследуют главную цель – духовное обогащение учащихся, формирование их культурных потребностей, развитие эстетических вкусов и творческих способностей через приобщение к художественно-творческой деятельности.     

      В ходе учебной, а также внеклассной  и внешкольной воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы:

  • всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (стимулирование всех учащихся к развитию и совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей);
  • комплексный подход к процессу эстетического воспитания школьников (полноценное использование возможностей учебного и воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся);
  • принцип органической связи художественно-эстетического воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания;
  • принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений, деятельности, общения школьников по законам «красоты» – оформление классных кабинетов, опрятность костюма, форма отношений с одноклассниками и взрослыми и т.д. Все это постигается на примере педагогов, работающих с детьми в школе);
  • принцип учета психологических закономерностей эстетического восприятия (эстетическое восприятие объектов, предметов и т.д. зависит от эстетического опыта ребенка и степени сформированности у него эстетических представлений);
  • эмоциональный характер эстетического воспитания (восприятие произведений искусства, самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся должна вызывать у них определенные эмоции и чувства, способствующие развитию их духовной культуры).   

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогиге"