Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций
Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .
Вторая стадия – коллективное планирование. Школьники сами ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах): что именно сделать? С кем вместе? Когда? Для кого? и т.д. При этом взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Коллективное планирование проходит в виде сбора-старта. Проводит его ведущий (воспитатель), который обобщает предложенные варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается сбор выбором конкретного дела и совета по организации дела.
Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган (совет дела) конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. На данной стадии часто проявляется неумение детей слаженно и самостоятельно осуществлять работу. Поэтому здесь велика роль педагога-воспитателя, характер его воздействия на детский коллектив, взаимодействия и эмоциональных контактов с учащимися. Не допуская открытого давления, педагог по-дружески побуждает школьников к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Это может выглядеть в виде подсказок вариантов выполнения работы, советов по использованию источников для поиска нужного материала, оказания особого доверия конкретным ученикам ответственным поручением, установления дружеского контакта с «трудным учеником» и составление с ним договора о выполнении определенных дел.
Четвертая стадия – проведение КТД. Осуществляется конкретный план, составленный советом дела. Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Воспитатель по возможности незаметно для всех участников дела направляет детей, регулирует их настроение, корректирует ошибки, помогает сгладить неудачу, если что-то не удалось так, как было задумано.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Например, общий сбор коллектива участников, где обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Каждый может высказать свое мнение. Это может проводиться в виде опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческого отчета и т.д. Главное для этой стадии – чтобы каждый научился анализировать свою работу, оценивать, извлекать уроки на будущее. Таким образом школьники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию в коллективе добрых традиций.
Шестая стадия – ближайшее последствие КТД. Воспитатель берет на заметку все, что было высказано во время подведения итогов КТД. Намечает программу последовательных действий совместно с активом, определяет исходя из предложений новые коллективные дела.
Реализация воспитательных возможностей КТД требует от педагога соблюдения следующих условий: 1) нельзя нарушать последовательность стадий при подготовке и проведении КТД, допускать искажение роли, отведенной педагогу как старшему товарищу; 2) подготовка и проведение КТД требуют, чтобы взрослые и дети опирались на опыт предшествующих дел; 3) педагогу необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса.