Лекции по "Педагогиге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций

Краткое описание

Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .

Файлы: 3 файла

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.doc

— 103.50 Кб (Скачать)
  1. Планирование воспитательной работы.

      Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание  и планирование педагогом взаимодействия с учащимися. 

      Планирование  работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

      Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач.   

      При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:

· нравственно-правовой (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление);

· познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности);

· экологической (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности);

· оздоровительной (навыки, действия, спортивные и трудовые умения);

· творческой (развитие природных задатков и способностей) ;

· коммуникативной (взаимоотношения в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители», «ученик – окружающие люди»);

· личностно-оценочной (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания).

      Воспитательные  задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения  будут развиты  у школьников, какими знаниями, умениями и навыками  овладеют учащиеся класса.

      Намеченные  цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом  форм и методов взаимодействия с  учащимися, что составляет основу плана  воспитательной работы. К такому плану  предъявляются определенные требования: 1) целенаправленность содержания; 2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; 3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; 4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.

      Исходя  из сказанного выше, структура плана  воспитательной работы с классом  выглядит следующим образом:

      Структура плана воспитательной работы с классом 

      1. Характеристика классного коллектива (состав класса и его общая характеристика; сплоченность класса и его ценностные ориентации; связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы).

      2. Воспитательные цели и задачи

      3. Жизнедеятельность классного коллектива

      4. Работа с родителями учащихся

      5. Индивидуальная работа с учащимися

      Раздел  «Жизнедеятельность классного коллектива», как правило, представляет собой  комплекс форм и методов работы с  учащимися и их родителями. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них  выделяются:

– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский)

– календарное  планирование

– план-сетка (линейно-хронолигическое планирование)

– планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)

      Приведем  примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности: 

№ п/п Цели и формы  воспитательной работы Время проведения Ответственные и исполнители
Умственное  воспитание школьников
1. 
 
 
 

2.  
 
 
 
 
 
 

3. 
 
 
 
 
 

4.  

 

Беседа «Как работали над собой великие люди?»

Цель: стимулирование уча-щихся к самосовершенство-ванию

Проведение  круглого стола для родителей «Как помочь детям учиться?»

Цель: педагогическое просве-щение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и

домашних занятий учащихся

Тренинг «Как развивать свои способности?»

Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию памяти, внимания, логике мышления и т.д.

Олимпиада по школьным предметам

Цель: стимулирование и мотивация учащихся к учебной деятельности.

и т.д.

Сентябрь 
 
 
 

Октябрь  
 
 
 
 
 
 

Ноябрь  
 
 
 
 
 

Декабрь

Классный руководитель, актив класса 
 

Классный  руководитель,

Учителя-предметники 
 
 
 

Школьный  психолог,

классный  руководитель 
 
 

Завуч, учителя-предметники

Эстетическое  воспитание учащихся и т.д.
 

      При желании педагог-мастер сам может  разработать свой оригинальный вариант  оформления плана воспитательной работы. Продуманный неформальный план воспитательной работы с классом окажет несомненную  помощь в организации воспитывающей  деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития как всего коллектива, так и личности каждого школьника.  
 
 

  1. Формы воспитательной работы.

     Содержание  и формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

         Ведущую роль в организации  сотрудничества школы и семьи  играют классные руководители. Именно от их работы зависит  то, насколько  семьи понимают позицию, занимаемую школой по отношению к обучению и  воспитанию учащихся, и участвуют  в ее реализации.

         В практике воспитания сложились пять направлений работы школы и классного руководителя с родителями учащихся.

         Первое  направление. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (специфика учебного процесса, школьные традиции, правила и т.д.), организуемого школой с целью выработки единых требований в семейном воспитании и педагогическом процессе школы. Для этого используются следующие формы работы:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь родителей в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
  • шефская помощь;
  • участие родителей класса в работе совета школы.

      Второе  направление. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы работы:

  • школьные и классные тематические конференции для родителей (Н-р, «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы»);
  • читательские конференции для родителей, обзоры и вчставки литературы педагогического профиля;
  • родительские лектории по микрогруппам на основе интересов (лектории для родителей трудных учащихся, лектории для родителей одаренных школьников и т.д.);
  • индивидуальные и групповые консультации с участием специалистов (школьного психолога, сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, врача определенного профиля и т.д.);
  • тренинги и ролевые игры;
  • «круглые столы» по обмену воспитательским опытом и обсуждению важных проблем класса.

     Третье  направление.  Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в сфере свободного времени через следующие формы:

  • участие родителей во внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, конкурсы и соревнования, ремонт и благоустройство школы);
  • подготовка и проведение дальних походов и поездок (экскурсии в др. города и т.д.);
  • участие родителей в организации и процессе работы студий и кружков для учащихся, школьных производственных кооперативов;
  • участие в семейных праздниках и фестивалях («День бабушек и дедушек», «Песни и стихи о маме» и т.д.), семейных конкурсно-игровых программах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая музыкальная семья», «Семья – эрудит» т.д.);

     Четвертое направление. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным видам деятельности, а также оказание психолого-педагогической помощи семьям в решении проблем воспитания – профилактика формирования вредных привычек, разрешение противоречий подросткового возраста и т.д.). Данная работа проводится в виде индивидуальной помощи и консультаций. 

         Пятое направление. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет школы, школьный совет, женский совет, совет по месту жительства). Классный руководитель совместно с родительским комитетом решает основные проблемы жизни класса на периодических заседаниях (планирование и осуществление внеклассной работы с учащимися, ремонт и благоустройство класса и школы, контроль за воспитанием в неблагополучных семьях класса и за успеваемостью и поведением трудных учащихся и т.д.).

   Одной из распространенных форм контроля за воспитанием  в семьях учащихся класса является посещение семьи, которое  классный руководитель может осуществлять совместно с родительским комитетом. При этом необходимо соблюдение педагогического такта, чтобы родители, которых посещают, не расценили такое посещение как вторжение в частную жизнь семьи. Здесь уместно соблюдение следующих правил:

  • заранее сообщите родителям ученика о визите и согласуйте время;
  • на визит отводить немного времени (15-20 мин), чтобы не обременять семью;
  • не начинать разговор стоя у порога, не снимая верхнюю одежу;
  • нельзя вести беседу агрессивным и раздражительным тоном 9только спокойным и доброжелательным), нужно не поучать родителей, а советовать им, спрашивая их мнение по поводу проблемы;
  • начинать беседу нужно не с рассказа о негативных действиях ученика, а с характеристики его положительных качеств и поступков.

      Роль  классного руководителя в организации  коллективного творческого  дела

      Коллективное  творческое дело – это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое  может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогом-воспитателем при подготовке и проведении различных коллективных форм работы.

      В современных условиях сущность данной воспитательной методики и ее практическая реализация определяются следующими положениями:

  • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
  • выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходя из личных интересов и потребностей;
  • определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
  • создание условия для включения детей в творческую деятельность  различных групп, объединений;
  • от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
  • создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
  • оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

      К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и т.д. Наиболее распространенными формами являются коллективные творческие дел,(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (по И.П. Иванову). Воспитатель-мастер должен в совершенстве владеть данной методикой, сущность которой – тесное сотрудничество, совместная деятельность всех субъектов воспитательного процесса – социального педагога, психолога, учителей-предметников, родителей и детей, педагогов и школьников.

      Первая  стадия – предварительная работа. Воспитатель устанавливает место предстоящего КТД во внеклассной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательный задачи, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогиге"