Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, курс лекций
Темы:
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности .
Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом взаимодействия с учащимися.
Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.
Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач.
При
постановке целей воспитательной работы
с детским коллективом педагог-
· нравственно-правовой (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление);
· познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности);
· экологической (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности);
· оздоровительной (навыки, действия, спортивные и трудовые умения);
· творческой (развитие природных задатков и способностей) ;
· коммуникативной (взаимоотношения в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители», «ученик – окружающие люди»);
· личностно-оценочной (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания).
Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса.
Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования: 1) целенаправленность содержания; 2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; 3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; 4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.
Исходя из сказанного выше, структура плана воспитательной работы с классом выглядит следующим образом:
Структура плана воспитательной работы с классом
1.
Характеристика классного
2. Воспитательные цели и задачи
3.
Жизнедеятельность классного
4. Работа с родителями учащихся
5. Индивидуальная работа с учащимися
Раздел «Жизнедеятельность классного коллектива», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися и их родителями. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:
– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский)
– календарное планирование
– план-сетка
(линейно-хронолигическое
– планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)
Приведем
примерный образец оформления комплексного
планирования воспитательной работы на
основе использования различных видов
деятельности:
№ п/п | Цели и формы воспитательной работы | Время проведения | Ответственные и исполнители |
Умственное воспитание школьников | |||
1. 2. 3. 4.
|
Беседа
«Как работали над собой великие люди?»
Цель: стимулирование уча-щихся к самосовершенство-ванию Проведение круглого стола для родителей «Как помочь детям учиться?» Цель: педагогическое просве-щение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и домашних занятий учащихся Тренинг «Как развивать свои способности?» Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию памяти, внимания, логике мышления и т.д. Олимпиада по школьным предметам Цель: стимулирование и мотивация учащихся к учебной деятельности. и т.д. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
Классный руководитель,
актив класса Классный руководитель, Учителя-предметники Школьный психолог, классный
руководитель Завуч, учителя-предметники |
Эстетическое воспитание учащихся и т.д. |
При
желании педагог-мастер сам может
разработать свой оригинальный вариант
оформления плана воспитательной работы.
Продуманный неформальный план воспитательной
работы с классом окажет несомненную
помощь в организации воспитывающей
деятельности в классе, координации усилий
педагогов, родителей, детей в создании
условий для развития как всего коллектива,
так и личности каждого школьника.
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают позицию, занимаемую школой по отношению к обучению и воспитанию учащихся, и участвуют в ее реализации.
В практике воспитания сложились пять направлений работы школы и классного руководителя с родителями учащихся.
Первое направление. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (специфика учебного процесса, школьные традиции, правила и т.д.), организуемого школой с целью выработки единых требований в семейном воспитании и педагогическом процессе школы. Для этого используются следующие формы работы:
Второе направление. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы работы:
Третье направление. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в сфере свободного времени через следующие формы:
Четвертое направление. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным видам деятельности, а также оказание психолого-педагогической помощи семьям в решении проблем воспитания – профилактика формирования вредных привычек, разрешение противоречий подросткового возраста и т.д.). Данная работа проводится в виде индивидуальной помощи и консультаций.
Пятое направление. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет школы, школьный совет, женский совет, совет по месту жительства). Классный руководитель совместно с родительским комитетом решает основные проблемы жизни класса на периодических заседаниях (планирование и осуществление внеклассной работы с учащимися, ремонт и благоустройство класса и школы, контроль за воспитанием в неблагополучных семьях класса и за успеваемостью и поведением трудных учащихся и т.д.).
Одной из распространенных форм контроля за воспитанием в семьях учащихся класса является посещение семьи, которое классный руководитель может осуществлять совместно с родительским комитетом. При этом необходимо соблюдение педагогического такта, чтобы родители, которых посещают, не расценили такое посещение как вторжение в частную жизнь семьи. Здесь уместно соблюдение следующих правил:
Роль классного руководителя в организации коллективного творческого дела
Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогом-воспитателем при подготовке и проведении различных коллективных форм работы.
В современных условиях сущность данной воспитательной методики и ее практическая реализация определяются следующими положениями:
К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и т.д. Наиболее распространенными формами являются коллективные творческие дел,(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (по И.П. Иванову). Воспитатель-мастер должен в совершенстве владеть данной методикой, сущность которой – тесное сотрудничество, совместная деятельность всех субъектов воспитательного процесса – социального педагога, психолога, учителей-предметников, родителей и детей, педагогов и школьников.
Первая стадия – предварительная работа. Воспитатель устанавливает место предстоящего КТД во внеклассной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательный задачи, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.