Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Социальные корни проблемы межнационального общения. Толерантность как способ решения проблемы………………………………...5
1.2. Толерантность и образование………………...……..………………11
1.3. Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности………….……..……….14
Глава II. Экспериментальное исследование культуры межнационального общения. Пути решения проблемы в школе
2.1. Предполагаемые пути решения………………………...….……......19
2.2 . Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста…………..…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Основное требование к педагогу — повернуться к каждому конкретному человеку, представителю той или иной нации. Он должен иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого ученика по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в коллективе. Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. В многонациональном коллективе необходимо организовать решительную борьбу с пережитками в сознании и в поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности;
Большое значение
приобретает
Существенным признаком высокого уровня педагога является его умение управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтной ситуации.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ.
2.1. Предполагаемые пути решения
На наш взгляд,
тема межнациональных конфликтов особенно
актуальна для
Целью данного
классного часа является следующее:
дать детям представление о
Проделав все необходимые подготовительные работы, учитель-практик озвучивает ряд задач, вопросов, которым посвящен урок. Вводятся роли врача, который собственно и будет помогать учащимся решить проблемы урока, историка, который поможет детям в игровой форме лучше усвоить исторические факты, используемые в качестве демонстрации социальных корней проблемы межнациональных конфликтов, юрист расскажет о серьезности наказаний и последствий участия в националистических организациях и, наконец, сам пострадавший - «лицо кавказской национальности», все они - участники шоу. Дети знакомятся с теориями расизма, шовинизма, фашизма, нацизма, которые объединяет одно: разжигание национальной вражды и ненависти. Давыдова А.В. подойдя к подготовке данного урока с творческой стороны, раскрывает перед детьми картину реального мира, обыгрываются возможные ответы детей.
Предполагаемыми результатами могут являться: Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
Сам же учитель-практик использует в качестве подведения итогов рефлексию, предлагая задать детям следующие вопросы: Что дал вам сегодняшний разговор? Будете ли вы терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям другой национальности?
Таким образом, на наш взгляд, самое главное - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.
2.2. Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста
Рассмотрев пример работы конкретного учителя, мы провели свое исследование, которое представляло собой анкетирование детей среднего школьного возраста.
Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.
При помощи метода
анкетирования можно с
Так, мы провели опрос среди учащихся 7 класса, МАОУ лицея №14 «Экономического». Составленная нами анкета помогла выявить сформированность эмоциональных проявлений учащихся (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности. Образец анкеты представлен в Приложении 2. Результаты проведенной нами работы приведены в диаграмме 1.
диаграмма 1
В диаграмме представлено процентное соотношение ответов учащихся на каждый вопрос. По выявленным данным были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей среднего школьного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, которые умеют общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Средний уровень: дети, относящиеся к данному уровню не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Низкий уровень: Дети чувствуют неприязнь к сверстникам других национальностей. Способность к сочувствию не проявляется.
Диагностические параметры нашего анкетирования представляли собой следующие критерии, которые оценивались по трехуровневой шкале:
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили правомерность гипотезы и дают возможность сделать следующие выводы:
Воспитание культуры межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребенка.
Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения школьников предусматривают разработку специальной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы; формирование у школьников потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями; осуществление группового межнационального взаимодействия, развитие умения бесконфликтного сотрудничества детей разных национальностей в процессе парной, групповой, коллективной работы; использование деятельностного подхода на уроках воспитания культуры межнационального общения в средней школе и во внеурочной деятельности учащихся.
Заключение
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили правомерность гипотезы и дают возможность сделать следующие выводы:
Воспитание культуры межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребенка.
Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения школьников предусматривают разработку специальной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы; формирование у школьников потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями; осуществление группового межнационального взаимодействия, развитие умения бесконфликтного сотрудничества детей разных национальностей в процессе парной, групповой, коллективной работы; использование деятельностного подхода на уроках воспитания культуры межнационального общения в средней школе и во внеурочной деятельности учащихся.
Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме и пришли к выводу о том, что в последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у школьников этики межнационального общения.
В нашей практической части мы дали характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях, рассмотрели возможные пути решения вопроса межнационального общения, как на примере работы учителя-практика, так и проведя свое собственное изучение данной проблемы.
Как показывают исследования отечественных ученых и наша опытно-экспериментальная работа ребенка среднего школьного возраста, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.