Культура межнационального общения: проблема и педагогические средства их решения в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление педагогических условий, теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Социальные корни проблемы межнационального общения. Толерантность как способ решения проблемы………………………………...5
1.2. Толерантность и образование………………...……..………………11
1.3. Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности………….……..……….14
Глава II. Экспериментальное исследование культуры межнационального общения. Пути решения проблемы в школе
2.1. Предполагаемые пути решения………………………...….……......19
2.2 . Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста…………..…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)
  • изучение специфики представителей различных наций. Знакомство с нравами, обычаями, традициями. Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Педагог должен всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности;
  • осмысление педагогом характера взаимоотношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе;
  • важное значение имеет деятельность педагога по сплочению многонационального коллектива.

Основное требование к педагогу — повернуться к  каждому конкретному человеку, представителю той или иной нации. Он должен иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого ученика по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в коллективе. Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. В многонациональном коллективе необходимо организовать решительную борьбу с пережитками в сознании и в поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности;

  • обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо работать не только со всем коллективом, но и с каждым в отдельности. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку;
  • важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (круглые столы, национальные праздники, беседы о различных религиях, клубы интернациональной дружбы). Этим мероприятиям должны быть присущи чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных национальностей.

Большое значение приобретает этнопсихологические  исследования. Гностический компонент  деятельности воспитателя включает в себя изучение:

  • национально-психологической особенности воспитуемых;
  • содержания и способов воздействия на воспитуемых;
  • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков [4, c. 51].

Существенным  признаком высокого уровня педагога является его умение управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. ПУТИ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ.

 

2.1. Предполагаемые  пути решения

 

На наш взгляд, тема межнациональных конфликтов особенно актуальна для девятиклассников, т.к. в 14-15 лет многие подростки становятся объектом экстремистской пропаганды, некоторые попадают в ряды националистических организаций. Рассмотрев теоретические положения, мы бы хотели представить решение данной проблемы на практике, на основе анализа педагогической деятельности конкретного учителя. В качестве обоснования и подкрепления нашей работы мы рассмотрим классный час, проведенный учителем московской школы Давыдовой А.В. (см. Приложение 1). Классный час в форме ток-шоу поднимает вопросы национальной и расовой нетерпимости, этической культуры, межнациональных отношений. Учитель строит ток-шоу таким образом: ведущий дает слово гостю, затем предлагает вопросы участникам (всем детям), после чего предлагает этому же гостю прокомментировать высказывания. В конце - короткие блиц-интервью с каждым из гостей и участниками ток-шоу.

Целью данного  классного часа является следующее: дать детям представление о различных  проявлениях национальной нетерпимости; об этнической толерантности; формировать отрицательное отношение к насилию и агрессии в любой форме; побуждать детей к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения; развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Проделав все  необходимые подготовительные работы, учитель-практик озвучивает ряд  задач, вопросов, которым посвящен урок. Вводятся роли врача, который собственно и будет помогать учащимся решить проблемы урока, историка, который поможет детям в игровой форме лучше усвоить исторические факты, используемые в качестве демонстрации социальных корней проблемы межнациональных конфликтов, юрист расскажет о серьезности наказаний и последствий участия в националистических организациях и, наконец, сам пострадавший - «лицо кавказской национальности», все они - участники шоу. Дети знакомятся с теориями расизма, шовинизма, фашизма, нацизма, которые объединяет одно: разжигание национальной вражды и ненависти. Давыдова А.В. подойдя к подготовке данного урока с творческой стороны, раскрывает перед детьми картину реального мира, обыгрываются возможные ответы детей.

Предполагаемыми результатами могут являться: Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Сам же учитель-практик  использует  в качестве подведения итогов рефлексию, предлагая задать детям следующие вопросы:  Что дал вам сегодняшний разговор? Будете ли вы терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям другой национальности?

Таким образом, на наш взгляд, самое  главное - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

 

2.2. Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста

 

Рассмотрев пример работы конкретного учителя, мы провели свое исследование, которое представляло собой анкетирование детей среднего школьного возраста.

Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими  затратами получить высокий уровень  массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его  анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

 Так, мы  провели опрос среди  учащихся 7 класса, МАОУ лицея №14 «Экономического».  Составленная нами анкета помогла выявить  сформированность эмоциональных проявлений учащихся (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности. Образец анкеты представлен в Приложении 2. Результаты проведенной нами работы приведены в диаграмме 1.

диаграмма 1

В диаграмме  представлено процентное соотношение  ответов учащихся на каждый вопрос. По выявленным данным были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей среднего школьного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, которые умеют общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Средний уровень: дети, относящиеся к данному уровню не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий  уровень: Дети чувствуют неприязнь к сверстникам других национальностей. Способность к сочувствию не проявляется.

Диагностические параметры нашего анкетирования  представляли собой следующие критерии, которые оценивались по трехуровневой  шкале:

    • Высокий уровень: 3 - Да; 2, 4, 6 - Нет.
    • Средний уровень: 2, 4 – Нет.
    • Низкий уровень: 2, 4 – Да, 7 – Нет.

 

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили правомерность  гипотезы и дают возможность сделать  следующие выводы:

 Воспитание культуры  межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребенка.

Педагогические условия  воспитания культуры межнационального общения школьников предусматривают разработку специальной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы; формирование у школьников потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями; осуществление группового межнационального взаимодействия, развитие умения бесконфликтного сотрудничества детей разных национальностей в процессе парной, групповой, коллективной работы; использование деятельностного подхода на уроках воспитания культуры межнационального общения в средней школе и во внеурочной деятельности учащихся.

Заключение

 

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили правомерность  гипотезы и дают возможность сделать  следующие выводы:

 Воспитание культуры  межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребенка.

Педагогические условия  воспитания культуры межнационального общения школьников предусматривают разработку специальной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы; формирование у школьников потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями; осуществление группового межнационального взаимодействия, развитие умения бесконфликтного сотрудничества детей разных национальностей в процессе парной, групповой, коллективной работы; использование деятельностного подхода на уроках воспитания культуры межнационального общения в средней школе и во внеурочной деятельности учащихся.

Мы изучили  и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме и пришли к выводу о том, что  в последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у школьников этики межнационального общения.

В нашей практической части мы дали характеристику состояния  межнациональных отношений в  современных условиях, рассмотрели  возможные пути решения вопроса  межнационального общения, как на примере работы учителя-практика, так и проведя свое собственное изучение данной проблемы.

Как показывают исследования отечественных ученых и наша опытно-экспериментальная  работа ребенка среднего школьного  возраста, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Информация о работе Культура межнационального общения: проблема и педагогические средства их решения в школе