Культура межнационального общения: проблема и педагогические средства их решения в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление педагогических условий, теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Социальные корни проблемы межнационального общения. Толерантность как способ решения проблемы………………………………...5
1.2. Толерантность и образование………………...……..………………11
1.3. Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности………….……..……….14
Глава II. Экспериментальное исследование культуры межнационального общения. Пути решения проблемы в школе
2.1. Предполагаемые пути решения………………………...….……......19
2.2 . Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста…………..…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Организационный процесс  воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей  цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения [4, c.23-24].

Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны [4, c. 24].

Итак, воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На мой взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

Важнейшей задачей учебных  заведений становится сообщение  детям и молодежи определенного  круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов. В Дагестане был проведен ряд провокаций, с целью возбудить в среде дагестанцев волну взаимной национальной розни. И малейший неосторожный поступок мог привести к гибели. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. [23, c.19] Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности, а значит, воспитывать чувство толерантности.

 

1.2  Толерантность и образование

 

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные компоненты понятия «толерантности. Естественно, что эти компоненты не возникают  на пустом месте, ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная  форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления  и приводящая каждое из них в новое  состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: диалог, сотрудничество, опека, подавление,  индифферентность, конфронтация,  конфликт.

Позитивной  толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

Второй тип  взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:  
— контактность; 
— доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); 
— отсутствие тревожности; 
— мобильность действий; 
— вежливость (учтивость);  
— терпение; 
— доверительность; 
— социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:  
— эмоциональная стабильность; 
— высокий уровень эмпатии; 
— экстравертность; 
— социальная активность; 
— умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих.

Следовательно, диалог и  сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую  связь можно проследить в работах  многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова). 
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям  полную свободу, но не создать при  этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям» [12, c.65].

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное  отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря  этим усилиям, является основой демократического полинационального государства [23, c.41].

В данной работе я намеренно не останавливаюсь подробно на таких типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но — скорее — с негативными его проявлениями.

 

    1.  Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности.

 

Большинство государств планеты, многонациональны, следовательно, важнейшим условием прочности государства  является формирование дружественных  многонациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего, в области образования.

Актуализируется проблема углубления взаимодействия народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности [12, c.66].

Проблема толерантного отношения друг к другу различных  народов коснулась и малых  городов, так как процесс миграции населения наиболее ощутим в малых городах. На территории многих регионов нашей страны проживает около десятка различных народностей: армяне, азербайджанцы, цыгане, грузины, узбеки, таджики, татары, и др. Поэтому на современном уровне в условиях мировой глобализации и интеграции необходимо воспитание и обучение в духе терпимости к культуре различных этносов, а это возможно лишь в рамках многокультурного образования. Многокультурное образование призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имеет одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.

Одна из важнейших  целей образования - ориентация ребенка  на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и  таят в себе огромный антигуманистический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.

Очень важная проблема - педагог и его роль в воспитании толерантной личности. Трудно представить, что нетерпимый к другим учитель сможет воспитать у школьника толерантное отношение к другим людям, другим культурам. Рассматриваемые нами способы воспитания толерантной личности только тогда будут воспроизводимы, когда их будет осуществлять педагог, с пониманием относящийся к особенностям ребенка в его диалоге с иной культурой.

В педагогической практике очень часто возникают  ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности, уровень знаний учащихся лишь на основании принадлежности учащихся к иной культуре. Педагог должен уметь учитывать не только индивидуально-личностные особенности учащихся с иной идентичностью. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога [5, c.221]. Например, народы Северного Кавказа склоны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны. Поэтому педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в ученический коллектив. Незнание национально-психологических особенностей приводит не только к снижению эффективности учебной деятельности, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению.

Поэтому очень  важным является формирование толерантности  у будущих учителей уже на этапе  подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе. Для развития у будущих учителей межкультурной  толерантности необходимо знакомить  их с разнообразными культурами, углубленно изучать их. Таким образом, студенты научатся ценить и с уважением относиться к представителям иных культур.

Подготовка  квалифицированных педагогов, готовых  реализовать образовательную стратегию  должна начинаться еще в педагогических учебных заведениях: педагогических вузах, колледжах. Следует отметить, что и у самих студентов не всегда сформированы толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности. Здесь решение проблемы видится в целенаправленной коррекции позиции будущего педагога социальными и психологическими службами (хотя и она не всегда приводит к желаемому результату). 
Симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребенку являются:  
— амбициозность; 
— настороженность в общении; 
— раздражение; 
— повышенная чувствительность; 
— резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение; 
— тактика запугивания; 
— негативная вербализация в адрес детей; 
— агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку, к человеку, непохожему на педагога.

Подобные проявления невозможны и несопоставимы с  деятельностью педагога, с одним  из самых гуманных, миротворческих видов деятельности — образованием человека.

 Студенты  должны сформировать следующие  навыки: 
— общения с детьми различных этногрупп; 
— обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;  
— оказания помощи в адаптации таким детям; 
— прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи; 
— обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых; 
— организации народного игрового досуга; 
— организации досуга народных праздников [5, c. 226].

Особенно формирование данных навыков необходимо для педагогов  многонационального коллектива, которые должны делать все, чтобы их работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна во всех своих этапах. Основными элементами этой деятельности является:

Информация о работе Культура межнационального общения: проблема и педагогические средства их решения в школе