Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Социальные корни проблемы межнационального общения. Толерантность как способ решения проблемы………………………………...5
1.2. Толерантность и образование………………...……..………………11
1.3. Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности………….……..……….14
Глава II. Экспериментальное исследование культуры межнационального общения. Пути решения проблемы в школе
2.1. Предполагаемые пути решения………………………...….……......19
2.2 . Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста…………..…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Культура межнационального общения: проблема и педагогические средства их решения в школе»
Сафонова А.В.
Научный руководитель:
Ростов-на-Дону
2011
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Социальные корни
проблемы межнационального
1.2. Толерантность и образование………………...……..………………
1.3. Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей. Роль педагога в формировании толерантности………….……..……….14
Глава II. Экспериментальное исследование культуры межнационального общения. Пути решения проблемы в школе
2.1. Предполагаемые пути
решения………………………...….……......
2.2 . Анализ проблемы
межнациональной терпимости у
детей среднего школьного
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социально-педагогических условий воспитания культуры межнационального общения в школе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент.
Содержание образования, его организация в нашей стране долгие годы были направлены на формирование интернационального сознания, понимаемого как безнациональное. При этом игнорировалось гуманитарное знание, которое имеет свое "национальное" лицо. Стало очевидным, что не была достигнута цель, к которой стремились более 70 лет существования СССР, а именно - однородности общества, т.е. интернациональной, духовной интеграции на основе социалистического интернационализма, идентификации людей различных национальностей в единую общность -"советский народ". Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Большую долю ответственности за сложившееся положение несет система народного образования и воспитания, виновная в том, что осмысление молодежью процессов национального самосознания и национального возрождения происходит не на основе понимания общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере этнонациональных отношений, которые в последнее время приобретают драматический и даже трагический характер.
Педагогическая наука в долгу и перед общественным мнением и перед учительством, поскольку недостаточно серьезно занималась межнациональными отношениями. С большим запозданием происходит переосмысление содержания понятия "межнациональные отношения", в которых упор по инерции и поныне делается на политический и идеологический аспекты.
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Достичь единства в оценках, деятельности, поведении подростков становится все сложнее, что можно объяснить причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера.
Цель исследования: выявление педагогических условий, теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
Объект исследования: культура межнационального общения, обеспечивающая взаимоотношения между школьниками различных государств, этносов, регионов.
Предмет исследования: процесс формирования культуры межнационального общения у учащихся школ со смешанным национальным составом.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать
психолого-педагогическую и
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить педагогические
условия, способствующие
Гипотеза исследования: Для эффективного формирования культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом необходимо четко определить соотношение национального и интернационального в воспитании; представить конкретную целевую установку школы на формирование национального самосознания учащихся; обеспечить пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у школьников культуры межнационального общения.
Методы исследования: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; наблюдение, тестирование.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Во многих культурах
понятие «толерантность»
Подобная характеристика понятия сохранилась
и в современных словарях. В «Толковом
словаре русского языка» под редакцией
Д.Н.Ушакова (М., 1994) категория «толерантность»
полностью отождествляется с категорией
«терпимость». В «Словаре иностранных
слов и выражений» (М., 1998) понятие также
определяется как «терпимость к чужим
мнениям, верованиям, поведению, снисходительность
к чему-либо или кому-либо». В том же словаре
появляются еще два определения, связанные
с биосоциальным аспектом:
«полное или частичное отсутствие иммунологической
реактивности организма»; «способность
организма переносить неблагоприятные
влияния того или иного фактора среды».
Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов» (М., 1998). В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды [6, с 81-91.].
Формированию культуры межнационального общения между русскими и коренными жителями препятствует старая антитеза "Восток - Запад", отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. В тех случаях, когда соприкасаются христианская и исламская культуры, идет естественное соревнование в борьбе за приоритеты, пропагандируя свои ценности. Среди христиан много веков насаждалось предвзятое отношение к исламу, который рассматривался как менее развитая религиозная система. Значит ли все это, что проблема глубокого взаимопонимания национальностей, религий непостижима, что нельзя достичь их гармонии? Вряд ли, тому есть немало примеров, когда давали советы люди, "вживаясь" в культуру других, неведомых народов, органически усваивая их ценности и их образ мышления, так как очистить собственное сознание от предвзятых представлений очень трудно, и не затратив на это годы, почти невозможно освободиться от предрассудков, занимаясь только собственной культурой или другой, близкой ей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур [18, c. 19].
Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения учащихся, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как "национальные чувства", "национальное самосознание", "национальный характер", "национальная психология" и других [18, c. 19-20].
Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе [16, c.129].
Межнациональное общение - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе
терпимости к религиозным