Классификация закономерностей обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса.

Файлы: 1 файл

принципы обучения.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   15. Не  принимайте мимолетный проблеск  мысли учащегося за свершившийся  акт познания, используйте его  как начало познания.

   16. Доступность  так же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

   17. Не  увеличивайте длительность монологов:  тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено самими учащимися.

   18. На  первом этапе обучения изучайте  не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоил и главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

   19. Реализуя  принцип доступности, главное  внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший - учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

  20. Доступность  не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не  в том, чтобы бесконечно облегчать  труд учащихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить - это и есть будни доступного обучения.

  21. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность,  приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность - снижаем барьер доступности обучения. 

Принцип научности

   Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

  Правила реализации данного принципа:

   1. Реализуя  принцип научности, обучайте на  основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

   2. Учитывая  новейшие достижения дидактики и психологии обучения, разумно используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Старайтесь, однако, избегать абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса.

   3. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

  4. Воспитывайте  у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

   5. Каждое  нововведенное научное понятие  систематически повторяйте, применяйте  и используйте на всем протяжении  учебного курса, ибо что не  упражняется, то забывается.

   6. Изучение  законов науки проводите, учитывая наиболее важные стороны процесса развития изучаемых явлений: зависимость от внешних условий, места и времени, конкретные формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержание и форму.

   7. В  методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

   8. Систематически  информируйте своих учащихся  о новых достижениях в науке,  технике, культуре: связывайте новые  достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

   9. Не  сводите ознакомление с новыми  идеями, восприятие нового к одному  отдельному акту: рассматривайте  каждое явление во все новых связях и отношениях.

      10. Не упускайте возможности ознакомить  учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

      11. Раскрывайте перед учащимися  методы и сложности научного познания, покажите зависимость результатов от методов.

   12. Применяйте новейшую научную  терминологию, не пользуйтесь устаревшими  терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

   13. Раскрывайте генезис научного  знания, эмбриологию истины, последовательно реализуйте требования историзма в обучении.

   14. В  связи с все увеличивающимся  потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам науки, раскрывайте перед учащимися основные идеи научных достижений, приучайте их следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических социальных проблем.

   15. В  старших классах не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения, если позволяют условия, организуйте дискуссию.

   16. Поощряйте  исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной и опытнической работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

      17. Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали  новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами.

   18. Дайте учащемуся возможность  пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного H1iпряжения.

   19. Освещая  новые достижения в науке и  технике, не забывайте рассказать о совершенствовании технологии обучения, раскрывайте сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной организации учебного труда.

  20. Остерегайтесь  неоднозначных и фальшивых фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учащимися сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно. 

Принцип связи теории с  практикой

   Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше, качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труди профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше при обретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

   Практическая  реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.

   1. Общественно-исторической. практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

  2. Обучая, идите от жизни к знаниям  или от знаний к жизни: связь «знания - жизнь» необходима.

   3. Постоянно,  глубоко и убедительно раскрывайте  диалектическую связь теории с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе. .

  4. Рассказывайте  учащимся о новых современных  технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

  5. Настойчиво  приучайте учащихся проверять  и применять свои знания на  практике. Используйте окружающую  действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

  6. Не должно  быть ни одного урока, ни  одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.

  7. Всемерно  используйте связь школы и  производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет производство».

  8. Составляйте и решайте со своими  учащимися задачи и упражнения  на основе производственных достижений, привлекайте к их анализу и проверке производственников.

   9. Связывайте обучение с перспективами развития народного хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективных разработках.

   10. Проблемно-поисковые и исследовательские  задания лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.

   11. Воспитывайте у учащихся сознательное  и положительное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения. .

   12. Общественно  полезный и производительный  труд учащихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном. 

   13. В  обучении используйте материалы  и примеры из общественно полезного труда учащихся, их опытнической деятельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

   14. Не  забывайте, что общественно полезный  труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

   15. Внедряйте  НОТ в учебный процесс. Помогайте  учащимся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

   16. Развивайте, закрепляйте и переносите на  другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: через эпизодический успех - к постоянным достижениям.

   17. Воспитывайте  у учащихся стремление к постоянному  улучшению своих результатов,  развивайте соревновательность.

   18. В  учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80 - 85% знаний. Находите возможности знакомить школьников с рационализаторским движением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

   19. Побуждайте  учащихся к самостоятельной работе  по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

   20. Внеклассную  работу по своему предмету  вы сделаете тем привлекательней  для учащихся, чем теснее свяжете  ее с решением интересных для школьников практических задач.

   21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи  учащегося в одном виде деятельности  на другие: от эпизодического  успеха к высоким постоянным достижениям.

  22. Принципиальная  критика, объективность перед  самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих поступков - путь к самосовершенствованию. Когда учитель говорит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязательно добавить: «И я - тоже». 
 
 
 
 
 

Закономерности, принципы и       правила обучения.

Информация о работе Классификация закономерностей обучения