Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:28, реферат
Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса.
Классификация закономерностей обучения.
Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса.
1. .Дидактический компонент, обобщающий собственно дидактические (содержательно-процессуальные) характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы и т.д. обучения.
2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя.
3. Психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения.
4. В кибернетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное - управление усвоением информации.
лей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи направленность, социальная значимость обучения и т.д.
5. Социологический компонент системы охватывает отношение между участниками учебного процесса. В данном компоненте отражается не только конкретное взаимодействие учителей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи направленность, социальная значимость обучения и т. д.
6. Организационный компонент, отражающий учебный процесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т. д.
Все закономерности,
действующие в учебном
Общие закономерности процесса обучения характеризуются:
. выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения;
. вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними;
. лаконичностью
и точностью формулировок.
Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения.
Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.
Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики бучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; В) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.
Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Сфера действия
частных (конкретных) закономерностей
обучения распространяется на отдельные
компоненты учебного процесса.
Конкретные закономерности обучения
Дидактическиe (сoдержательно-процессуалъные) закономерности.
1.Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорционалъны продолжительности обучения.
2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
3. Продуктивность
усвоения заданного объема
4. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.
5. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
6. Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).
7. Результаты
обучения зависят от
8. Результаты
обучения зависят от
9.
Продуктивность усвоения
10. Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
11. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
12. Обучение
путем «делания» В 6-7 раз продуктивнее
обучения путем «слушания».
Гносеологические закономерности.
1.Результаты обучения
пропорциональны умению
2.
Продуктивность обучения прямо
пропорциональна объему
3. Продуктивность
усвоения знаний, умений (в известных
пределах) прямо пропорциональна
объему практического
4. Умственное
развитие учащихся прямо
5. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
6. Результаты
обучения зависят от
7. Продуктивность
усвоения знаний, умений находится
в прямой пропорциональной
8.
Продуктивность творческого
9. Продуктивность
усвоения зависит от уровня
проблемности обучения, от интенсивности
включения учащихся в разрешение посильных
и значимых для них учебных проблем.
Психологические закономерности.
1.Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
2. Продуктивность
обучения прямо
3. Продуктивность обучения прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
4. Продуктивность
обучения (в известных пределах)
прямо пропорциональна
5. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности yчащихся.
6. Продуктивность
обучения прямо
7.
Результаты усвоения
8. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.
9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
10.
Обученность прямо
11. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
12. В
подростковом возрасте
13. Закон
Йоста. Из двух ассоциаций
14. Закон
Йоста. При прочих равных
15.
Прочность запоминания
16. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений.
17.
Количество повторений
18. Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).
19.
При прочих равных условиях
эффективность распределенного заучивания
материала выше эффективности концентрированного
заучивания (И. Каин, Р.Уилли).
Кибернетические закономерности
1.Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2.
Качество знаний зависит от
эффективности контроля. Частота
контроля есть функция от
где N - число наблюдаемых оценок, а - число учащихся, подвергнутых инспектированию, S - число уроков по учебному плану за инспектируемый период (Г.В. Воробьев).
3. Качество
обучения прямо
4. Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.
5. Продуктивность
обучения повышается, если модель
действия, которое необходимо выполнить,
- «программа движений» И ее результаты
- «программа цели» опережают в мозгу саму
деятельность (П.К. Анохин).
Социологические закономерности.
1. Развитие
индивида обусловлено
2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
З. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
4.
Эффективность обучения
5. Престиж учащегося в классе зависит от: а) позиции, которую он занимает; б) роли, которую он исполняет; в) академических успехов и достижений; г) индивидуальных качеств.