Классификация закономерностей обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса.

Файлы: 1 файл

принципы обучения.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   25. Не  забывайте совет Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

   26. Будьте  наблюдательным, приучайте своих  учащихся постоянно систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях. 

   Принцип прочности

   В нем  закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

   Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения.

   1. В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

  2. Препятствуйте закреплению в  памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

  3. Чтобы  освободить учащихся от заучивания  материала, имеющего вспомогательный  характер, приучайте их пользоваться различными справочниками словарями (орфографическими, толковыми, техническими, географическими и др.), энциклопедиями и т. п.

  4. Материал, требующий запоминания, должен  быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.

  5. Помните,  что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.

  6. Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.

   7. Частота  повторения должна соответствовать  ходу кривой забывания. Наибольшее  количество повторений требуется сразу же после ознакомления Учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не  исчезать полностью.

   8. Контролируйте  внутренние факторы (рассеянность, занятия посторонней деятельностью и т. д.) И внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. д.), отвлекающие внимание учащихся. Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм деятельности.

  9. Не приступайте  к изучению нового, предварительно  не сформировав двух важнейших  качеств: интереса и положительного отношения к нему.

   10. Следите  за логикой подачи учебного  материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

   11. Когда  выяснилось, что темпы обучения  снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость, ищите пути к их восстановлению. Не интенсифицируйте обучение искусственно.

   12. Не  злоупотребляйте произвольным вниманием  учащихся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них вещах говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте меру. Вместо очередной «нотации» - притча, легенда, басня, шутка - учащиеся вас поймут.

   13. Опирайтесь  на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний  является их самостоятельное  повторение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направляйте процессы взаимообучения. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать учитель, легко и быстро формируются путем взаимообучения.

   14. Развивайте  память учащихся: учите их пользоваться  различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

   15. Используйте  дифференцированный подход к  учебному материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.

   16. Не  приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно.

   17. Следите  за логикой обучения, ибо прочность  знаний, логически увязанных между  собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.

   18. Повторение  и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.

   19. Не  следует проводить повторение  изученного по той же схеме,  что и изучение: предоставьте  возможность учащимся рассматривать  материал с разных сторон, под  разными углами зрения.

  20. Для прочного  усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.

  21. Во время  изучения нового всегда связывайте  его с ранее пройденным, повторяйте  старое в новом.

  22. Так как  прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

   23. Не  давайте легких и однообразных  видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, решение задач дают эффект, если требуют активного размышления, поиска рационального решения, проверки результатов путем сопоставления с данными условия.

   24. Перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; проведите пробные упражнения.

  25. Во время  упражнений предупреждайте усталость  учащихся и не доводите их до переутомления.

   26. Применяйте  современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся: только так можно определить эффективность обучения, целенаправленно добиваться его результативности.

  27. Контролируйте  факторы, связанные с оценкой труда учащихся: последовательно формируйте сознательное и ответственное отношение к любой деятельности, приучайте учащихся контролировать процесс и результаты своего труда.

  28. Важной  формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них - это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений. 

Принцип доступности

   Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.

   В основе принципа доступности лежит закон  тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует  его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимаетсяо6ъем  накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

   Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

  Известны  классические правила, относящиеся  к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

   1. Не  забывайте наставления Я.А. Коменского: все,- подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

      2. Помните также, что умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.

      3. Обучая, исходите из уровня подготовленности  и развития

учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

  4. Обучая, учитывайте возрастные особенности  учащихся так, чтобы содержание  и способы обучения несколько  опережали их развитие.

  5. В процессе  обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащеrocя, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучаемостью.

  6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

  7. Обучение  требует известной напряженности. Когда она отсутствуют, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их. .

   8. Используйте  новейшие достижения педагогики  и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение - с помощью увеличенных шагов.

   9. Для  доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

      10. При изучении нового и сложного  материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении - средних и слабых.

      11. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

   12. Введение каждого нового понятия  должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

   13. Наиболее  трудными для понимания и усвоения  учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний: для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.

   14. Торопитесь  медленно! Не форсируйте без нужды  процесс обучения, не стремитесь  к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.

Информация о работе Классификация закономерностей обучения