Классификация закономерностей обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса.

Файлы: 1 файл

принципы обучения.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   13. Помогайте  учащимся овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

   14.. Контролируйте  факторы, отвлекающие внимание  учащихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.), устраняйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспитательного процесса.

   15. Следует  как можно чаще использовать  вопрос «почему», чтобы научить  учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения.

      16. Успех придет там, где все,  что преподается, так обосновано доказательствами и аргументами, что не остается места ни сомнению, ни забвению.

   17. Помните,  что по-настоящему знает не  тот, кто пересказывает , а тот, кто на практике применяет .

   18. Постоянно  изучайте и используйте индивидуальные  интересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.

   19. Шире  используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

      20. Обучайте так, чтобы знания  приобрели силу убеждения и  руководства к действию.

   21. Приучайте учащихся думать и  действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копиpoвaния.

   22. Творческое  мышление развивайте всесторонним  анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.

  23. Мастерство задавать вопросы  и выслушивать ответы одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос - такой ответ, кaк учитель слушает ученика - так ученик слушает учителя. 

Принцип наглядности обучения

   Это один из самых известных и интуитивно понятныx принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В основе этого принципа лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи - 1,6 х 106 бит/сек; акустического - 0,32 х 106 бит/сек; тактильного - 0,13 х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. .

   Практика  обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.

   1. Используйте  в обучении тот факт, что запоминание  ряда предметов, представленных  в натуре (на картинках или  моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

   2. Помните  - дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда  необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

   3. Золотое  правило учащих: все, что только  можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

   4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а cредство обучения, развития мышления учащихся.

   5. Обучая  и воспитывая, не забывайте, что  понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

   6. Следует  использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

   7. Обучая  и воспитывая, помните, что наглядные  пособия способствуют образованию  наиболее отчетливых и правильных  представлений об изучаемых предметах и явлениях.

   8. Следите  за тем, чтобы наблюдения учащихся  были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

   9. Применяя  наглядные средства, рассматривайте  их с учащимися сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем - снова в целом.

   10. Используйте  различные виды наглядности, но  не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

   11. Используйте  наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

   12. Старайтесь  сами изготовлять вместе с  учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

   13. Никогда  не показывайте того, чего сами  хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.

   14. Научно  обоснованно применяйте современные  средства наглядности: учебное  телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

   15. Применяя  наглядные средства, воспитывайте  у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

   16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

   17. Помните,  что в условиях кабинетной  системы обучения возможности  использования наглядности расширяются:  это требует вдумчивого отношения  к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.

   18. С  возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

   19. Помните,  что наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

  20. При чрезмерном  увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей. 

Принцип систематичности  и последовательности

  Принцип опирается на следующие научные  положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий -из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

   В практической деятельности принцип систематичности  и последовательности обучения реализуется  путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

   1. Используйте  схемы, планы, чтобы обеспечить  усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного  материала на логически завершенные  части (шаги); последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

   2. Не  ставьте на уроке ни одного  вопроса, не вносите в план  ни одного пункта, на основательное  раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете.

   3. Не  допускайте нарушения системы  как в содержании, так и в  способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

      4. Учебный предмет - уменьшенная  копия науки. Покажите учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.

   5. Пользуйтесь  проверенной схемой формирования  теоретических знаний: а) установите объект и предмет (природы и научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) покажите границы ее применения.

   6. Помните,  то, что является элементарным  и простым исторически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

   7. Следует  обеспечивать преемственность как  в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.

   8. Используйте  передовые достижения методики  обучения: составляйте со своими  учащимися опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

   9. Чаще  повторяйте и совершенствуйте  ранее усвоенное, чтобы обеспечить  систематичность и последовательность  в обучении.

   10. К  кратким и обобщающим повторениям  нужно прибегать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании - для закрепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.

   11. Ничего  не следует добавлять к объяснению нового материала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших Идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учащихся. .

   12. Проводите  повторение изученного не только  в начале урока для проверки  уровня усвоения и не только  в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

   13. Учителя  всех учебных предметов, а не  только учителя языка должны  следить за способом и формой  выражения мысли учащимися на всех уроках.

   14. Постоянно и терпеливо приучайте  своих учащихся к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

   15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.

   16. Не  злоупотребляйте актуализацией  чувственного опыта и опорных  знаний, их следует вспомнить  ровно столько, чтобы хватило  для введения нового, не делайте  проблемы из тривиальных знаний, вещей, известных каждому.

   17. Не  забывайте, что понимание системы  требует логики, а формирование  ее - также чувств и эмоций. Обучайте  энергично, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

  18. В конце  раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.

   19. Постоянно,  настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

  20. Не следует  возбуждать деятельность уставших  учеников искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.

  21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс - тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.

  22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.

      23. Требуйте от учащихся усвоения  системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.

   24. Помните, что сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с большим трудом.

Информация о работе Классификация закономерностей обучения