Кадровое обеспечение системы профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности кадрового обеспечения системы профессионального образования в современных условиях.
Цель работы определила постановку следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.
2. Рассмотреть актуальные вопросы подготовки кадров системы профессионального образования.
3. Провести практическую работу по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
1.1. Современное состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования………………………………………….6
1.2. Проблемы подготовки кадров системы современного профессионального образования…………………………………………15
1.3. Важнейшие компоненты качества образования педагогических
Кадров……………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………….. 27
Глава 2. Практическая работа по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
2.1. Цель, задачи и методы исследования …………………………………28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..30
2.3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной
подготовки кадров системы профессионального образования………..31
Выводы по второй главе…………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………38
Приложения………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Кадровое обеспечение сист. проф. образ..doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

К профессиональной педагогической деятельности будущих педагогов необходимо специально готовить. Реализация на практике указанных выше требований призвана обеспечить становление актуальных личностных свойств и качеств будущего педагога. Но даже организацией специальной подготовки полностью снять проблему вхождения молодого педагога в изменяющуюся сегодня систему профессионального образования невозможно. Вузовская подготовка призвана, на наш взгляд, облегчить процесс приобщения молодого специалиста к педагогической действительности. Во 2-й главе были даны рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки кадров системы профессионального образования.

 

Заключение

 

Анализ проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования показал, что подходы к решению этой актуальной задачи весьма вариативны и единой позиции по данному кругу вопросов в науке не выработано. Существующие концепции и модели позволяют выделить ряд характерных черт, раскрывающих содержание понятия «качество профессионального образования» в научном и прикладном аспектах: культурно-историческая обусловленность, комплексность, системность, междисциплинарность, целенаправленность, стандартизированность, субъектность. Изучение состояния проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования определяется сегодня факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда.

Концепция качественного кадрового обеспечения системы профессионального образования, с нашей точки зрения, должна строиться на основе анализа и синтеза лучших достижений мировой и национальной науки и практики. Считаем также, что необходима смена парадигмы оценки качества образования с общетеоретической на практикоориентированную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста. Основой новой российской модели профессионального образования должны служить такие базовые принципы, как: сокращение централизованного контроля над деятельностью образовательных учреждений, расширение их автономии и ответственности; наличие национального, независимого от государственных структур управления образованием, органа (или органов) для оценки деятельности учреждений образования.

 

Обращение к анализу  проблемы кадрового обеспечения  системы профессионального образования  с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования профессиональной деятельности педагога. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития системы профессионального образования в целом. Поэтому выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий профессиональной подготовки педагогических кадров является в современных условиях особенно актуальной задачей.

Обществу нужны образованные, творческие специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности педагогов. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.

В результате теоретического и практического исследования проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования была достигнута цель исследования и решены задачи исследования:

1. Проанализировано состояние  проблемы кадрового обеспечения  системы профессионального образования.

2. Рассмотрены актуальные  вопросы подготовки кадров системы  профессионального образования.

3. Проведена практическая  работа по изучению проблемы  кадрового обеспечения системы  профессионального образования.

 

Список литературы

 

 

  1. Адамс Арвил В. Доклад Всемирного Банка о политике в области профессионального образования. Перспективы /Арвил В Адамс, Джон Мидлтон, Адриан Зайдерман. //Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. №2. 1993(82).
  2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
  3. Абдуллина О.А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов:  Учебное пособие для студентов пед. институтов.-2-е изд. перераб. и допол.-М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  4. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования /Монография. /П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2001. - 256 с.
  5. Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. //Стандарты и качество. - 2002. - № 9. – С. 32-34.
  6. Беспалько  В.П., Татур  Ю.Г.  Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки  специалистов: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Высш.шк., 1999. – 144 с.
  7. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
  8. Булынский Н.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дис. д-ра пед. наук. / Н.Н. Булынский. - Челябинск, 1998. - 336 с.
  9. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. /В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1992. - 154с.
  10. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. /Ф.Н.Гоноболин. - М.,1965. 260с. 
  11. Гребнев Л.С. Управление содержанием гуманитарного образования в России: правовой, целевой и технологический аспекты. /Л.С.Гребнев. - М., 2000. – 192 с.
  12. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета /А.О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. – № 3(26). С. 24-37.
  13. Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В.Гутник // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 7-12.
  14. Деминцев А.Д. Развитие активности педагогов и совершенствования их мастерства. Автореф дисс...канд. пед. наук. /А.Д. Деминцев. - М., 1972. 21 с.
  15. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище». - М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - 295 с.
  16. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы. //Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / Под ред. Ю.Н. Солонина. /С.И.Дудник, М.О.Мухудадаев - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  17. Иродов М.И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И.Иродов, С.В.Разумов // Университетское управление. 2003.  N 2(25).  
  18. Кортов С.В. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.В.Кортов, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 1(24).
  19. Кузьмина Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н.В.Кузьмина, В.И. Гинецинский // Педагогика. – 1992. - № 3. - С. 18-21.
  20. Маркова О.Ю. Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / Под ред. Ю.Н. Солонина. /О.Ю.Маркова - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  21. Назарова О.Л. Теоретические основания образовательного процесса в колледже /О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. - 2003. - № 6. – С. 46-49.
  22. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 81 с.
  23. Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2003. № 1(24).
  24. Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Дис... д-ра пед. наук. /В.П.Панасюк. - СПб: СПГПУ, 1998.
  25. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО, 1995.
  26. Системы подготовки кадров в образовании /Под общ. ред. Ю.П. Адлера. - М., 2000.
  27. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. /В.А.Сластенин. - М.: Просвещение. 1986. – 180 с.
  28. Соболев В.С. Концепция, модель и критерии эффективности системы подготовки кадров в системе высшего профессионального образования /В.С. Соболев, С.А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2(31). – С. 22-25.
  29. Степанов С.А. Методология построения системы менеджмента вуза на основе процессно-ориентированного подхода // Материалы науч. конф. «Качество и ИПИ-технологии» / под ред. д. т. н., проф. В. Н. Азарова. /С.А.Степанов, В.С.Соболев, В.В.Азарьева. - М.: Фонд «Качество», 2002.
  30. Хохлов А. Ф. Проектно-ориентированный университет / А.Ф.Хохлов, Р.Г. Стронгин, А.О.Грудзинский // Высшее образование в России. 2002. № 2.
  31. Хохлов А.Ф. Структуры управления образовательными проектами в университете / А.Ф.Хохлов, Р.Г. Стронгин, А.О.Грудзинский // Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании: Материалы первой междунар. конф. Москва, 3-4 дек. 2002 г., Казань: Физтехпресс, 2003.
  32. Шестопалов Т.С. Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. - Барнаул: БГПУ, 2002. - 49 с.
  33. Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. //Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя: Межвуз. темат. сб. науч. тр. ЛГПИ. /А.И.Щербаков. - Л., 1980. – 118 с.
  34. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. /В.А.Якунин. - Л., 1988. - 154с.

 

 

Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Численность преподавателей государственных образовательных  учреждений

(тыс. чел.)

 

2003/04

2005/06

2007/08

2009/10

Численность преподавателей

       

Дошкольные учреждения (педагогические работники на конец года)

993,9

797,5

671,6

-

Дневные общеобразовательные  учреждения

1497

1664

1748

1748

Учреждения начального профессионального образования

159,1

154,8

156,4

157,1

Учреждения среднего профессионального образования

120,8

112,4

115,0

123,1

Учреждения высшего профессионального образования

233,5

233,5

247,5

249,6


 

 

 

Приложение 2

АНКЕТА ПЭ (ЗУН) ОПФ

1. ОБЩЕТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

(К)1. Следить за внешностью

2. Находить нужные  формы общения

3. Находить уместную  форму требовательности

4. Учитывать состояние оПС

5. Учитывать особенности  группы

6. Сопереживать

7. Располагать к себе

8. Уважать обучаемых

9. Управлять своим  поведением, настроением

10.Самокритично оценивать  свою деятельность

(У)1. Организовывать учебу

2. Организовывать труд

3. Организовывать игру

4. Организовывать общественную  деятельность

5. Организовывать деятельность  актива группы

6. Управлять деятельностью  оПС

7. Управлять деятельностью  актива группы

8. Управлять деятельностью  группы

9. Организовывать самоуправление

10.Управлять самоуправлением

(С)1. Составлять упражнения

2. составлять комплекс  упражнений

3. составлять часть  занятия

4. составлять занятие

5. составлять внеучебное  мероприятие

4. строить комплекс  занятий

7. составлять режим  занятий

8. составлять профессионально-направленный  режим

9. строить учебную  работу

10. строить внеучебную  работу

(П)1. Ставить цели педагогической  деятельности

2. определять задачи  занятия

3. планировать содержание  занятия

4. планировать содержание  занятия

5. планировать содержание  темы

6. планировать содержание курса

7. планировать процесс  решения задачи

8. предусматривать возможные  изменения в ходе обучения

9. пересматривать план  на основе его анализа

10. отрабатывать педагогические  операции

(Г)1. Изучать индивидуальные  особенности каждого обучаемого

2. изучать особенности группы

3. анализировать педагогические  ситуации

4. вскрывать причины  их возникновения

5. прогнозировать результаты  работы

6. использовать психолого-педагогические  исследования

7. использовать в исследованиях  самих обучаемых

8. использовать личный опыт работы

9. использовать опыт  работы других

10. прогнозировать методы  и средства работы

2. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ФУНКЦИИ:

(И)1. Приобретать знания  содержания преподаваемого материала

2. приобретать знания  методики преподаваемого материала

3. использовать личный опыт

4. использовать литературу

5. фиксировать результаты  самостоятельной работы

6. использовать наглядность

7. соблюдать дидактические  принципы

8. перерабатывать материал  в доступный

9. выделять главное  в преподаваемом материале

10. логически излагать, владеть речью

(В)1. Воспитывать личным  примером

2. воспитывать стремление  состязаться

3. поощрять

4. наказывать

5. воспитывать самоорганизацию

6. воспитывать научное  мировоззрение

7. воспитывать коллективизм

8. воспитывать патриотизм

9. воспитывать сознательное отношение к труду

10. воспитывать эстетику

(Р)1. формировать приемы  умственной деятельности

2. формировать приемы  трудовой деятельности

3. формировать приемы  моторной деятельности

4. повышать разносторонность  работы

5. усложнять задания

6. увеличивать трудность упражнений

7. предусматривать обучение  выходу из затруднений

8. работать с отстающими

9. осуществлять индивидуальный  подход

10. наращивать самостоятельность  и творчество объекта ПС

(М)1. Укреплять убеждение  в необходимость всестороннего развития

2. формировать интерес  к содержанию и формам занятий

3. формировать опору  на личные и общественные мотивы

4. управлять вниманием  оПС

5. проводить систематический  контроль за ходом обучения

6. проводить объективную  оценку деятельности оПС

7. применять поощрения

8. применять наказания

9. учить саморазвитию

10. учить режиму

Приложение 3

Таблица 2

Уровень сформированности ОПФ студентов-выпускников 

Миасского филиала ЧГПУ

 

студента

К

У

С

П

Г

Показатель 1

И

В

Р

М

Показатель 2

Общий показат

1

15

11

10

19

15

70

12

16

13

18

59

129

2

23

20

25

21

25

114

20

20

18

22

80

194

3

26

18

24

19

21

108

24

25

23

27

99

207

4

16

15

24

17

23

95

22

21

19

15

77

172

5

28

23

26

27

24

128

25

24

25

28

102

230

6

15

18

19

21

27

100

26

27

24

25

102

202

7

22

26

27

24

21

120

22

23

25

21

91

211

8

28

25

26

22

23

124

26

27

20

23

96

200

9

19

18

21

17

16

91

18

15

14

13

60

151

10

15

14

11

10

12

62

15

13

12

11

51

113

Информация о работе Кадровое обеспечение системы профессионального образования