Кадровое обеспечение системы профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности кадрового обеспечения системы профессионального образования в современных условиях.
Цель работы определила постановку следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.
2. Рассмотреть актуальные вопросы подготовки кадров системы профессионального образования.
3. Провести практическую работу по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
1.1. Современное состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования………………………………………….6
1.2. Проблемы подготовки кадров системы современного профессионального образования…………………………………………15
1.3. Важнейшие компоненты качества образования педагогических
Кадров……………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………….. 27
Глава 2. Практическая работа по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
2.1. Цель, задачи и методы исследования …………………………………28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..30
2.3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной
подготовки кадров системы профессионального образования………..31
Выводы по второй главе…………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………38
Приложения………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Кадровое обеспечение сист. проф. образ..doc

— 209.00 Кб (Скачать)

В коренном изменении  нуждается вся система семинарских, лабораторно-практических занятий  и практикумов.  Главным  их назначением  должно стать применение знаний в  практической деятельности. Анализ учебных  планов педагогических вузов, показал, что динамика бюджета времени иллюстрирует усиление теоретической подготовки студентов против практико-деятельной за последние более чем 20 лет.

Известно, что решающей фигурой  перестройки всей системы образования  является педагог, преподаватель, а потому удельный вес его практической подготовки, профессиональной подготовки к педагогической деятельности, как неотъемлемой частью овладении студентами основательными практическими умениями и навыками приобретает особую значимость в перспективе их будущего педагогического труда. Для педагога важнейшее звено его профессиональной деятельности заключается в практике воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Для будущего педагога элементы этой деятельности должны  проявляться в реальной практике уже в стенах ВУЗа, хотя бы на элементарном уровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своей профессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическим мастерством. Воспитание и образование человека неотделимо от его практического участия в созидательном труде на благо народа. Введение в учебно-воспитательный процесс ВУЗа системы практических знаний, задач, ситуаций, проблем позволяет формировать, отрабатывать у студентов практические умения и навыки, необходимые им в их дальнейшей работе, овладевать основными педагогическими функциями.

В критике работы современной российской школы особое внимание всегда обращается на проблемы качества обучения. Действительно, в настоящее время в целом по стране, оно оставляет желать лучшего. Поднять уровень обучения и обученности учащихся возможно путем качественного улучшения научной и методической подготовки будущих педагогов. Однако нельзя забывать о том, что преподавание учебного предмета, является лишь одной из функций учителя, другой его профессиональной обязанностью является воспитание ученика в самом широком смысле этого слова [26].

В этой связи в первоочередной задаче подъема качества подготовки педагогов предметом особой заботы в вузовском учебно-воспитательном  процессе должно стать применение в работе таких активных средств, форм, методов, приемов работы по профессиональной подготовки студентов, как моделирование производственных и практических ситуаций, деловые игры, и т.п., которые отвечали бы задачам эффективного формирования профессионально значимых умений и навыков у будущих педагогов.

Концепция высшего педагогического  образования должна иметь в своей  основе четыре базовых положения:

- содержание образования будущего  учителя в области общеобразовательной,  профессионально-педагогической и  специальной подготовки должно  опираться на фундаментальные  научные знания;

- в ходе обучения у студентов должны развиваться самостоятельность и творческая активность, необходимые педагогу-профессионалу; содержание, формы и методы работы высшего педагогического учебного заведения должны учитывать все практические функции учителя в школе;

- собственно профессионально-педагогическая  подготовка должна быть непрерывной на протяжении всего срока обучения студента [28].

Учет этих принципов – основная задача управления содержанием психолого-педагогической подготовки.

Система комплексной подготовки будущего учителя характеризуется полифункциональностью, которая выражается во взаимозависимости и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций. Образовательная функция подготовки выражает ее направленность на овладение студентами фундаментальными знаниями теоретических основ учебной деятельности в целом, а также на формирование у них системы соответствующих умений и навыков. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции подготовки предполагают соединение изучения теории с практической деятельностью будущих специалистов.

Воспитательная функция  подготовки студентов к формированию учебной деятельности учащихся отражает ее позитивное влияние на формирование профессионально значимых качеств личности, ее ценностно-нормативной системы, мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения теоретических основ учебной деятельности учащихся и овладения системой соответствующих умений у студентов формируется ответственное и творческое отношение, интерес к осуществляемой педагогической деятельности и процессу подготовки к формированию учебной деятельности учащихся, отношение к себе как ее субъекту. Развивающая функция подготовки заключается в том, что овладение студентами системой знаний и умений, задействованных процессом формирования учебной деятельности учащихся, органично связано с развитием профессионального мышления, речи, педагогических способностей, позволяющих специалисту осуществлять творческий подход к организации образовательного процесса.

Таким образом, реализация функций  системы подготовки будущего педагога осуществляется в ходе овладения студентами определенным содержанием и обеспечивает их готовность к формированию учебной деятельности школьников. Формирование способностей к профессиональной деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельность через обеспечение отношения имитации между учебной и профессиональной деятельностями.

По мнению О.А.Абдуллиной комплексная  организация деятельности студентов  предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Учебно-практическая деятельность определяется как "процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике" [2; c. 51].

За время обучения в педагогической школе студент  должен овладеть основами тех знаний, умений и навыков, которые помогут  ему окончательно профессионально  сформироваться уже в процессе практической деятельности.

По-видимому, более целесообразно  деление практической подготовки студентов-педагогов по видам следующим образом:

Учебная практика - это  практика по научному профилю специальности, направленная на отработку знаний и  умений, связанных непосредственно  с предметом преподавания: фольклорная, диалектологическая, археологическая, архивная, музейная, технологическая, правовая, художественно-оформительская, пленэр, полевые практики и т.п.

Производственная педагогическая практика: это практика, направленная на отработку профессионально-педагогических умений, освоение приемов и методов преподавания дисциплин предметной подготовки, овладение навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. Педагогическая практика проходит на базе образовательных учреждений (в детском саду, школе, училище, колледже, вузе и др.)

Производственная работа: это практика, направленная на индивидуальную и самостоятельную отработку  профессионально-педагогических умений в ходе выполнения функций учителя  в полном объеме.

Принцип, как руководящее  правило в соответствии с которым выстраивается деятельность является необходимым звеном любой концепции и одновременно критерием оценки ее эффективности. Практическая подготовка студента – будущего педагога, вне зависимости от модели организации опирается на следующие дидактические принципы:

1. Принцип связи теории  и практики.

2. Принцип последовательного  и системного развития профессиональных  умений и навыков.

3. Принцип функциональной  связи с будущей профессиональной  деятельностью.

4. Принцип наглядности  практического обучения студентов.

5. Принцип постепенного  усиления самостоятельности и  ответственности профессиональной  деятельности.

6. Принцип развивающего  характера практического обучения  студентов [31].

Единство системы задач  практической подготовки диктуется  единством цели: формирование готовности к практическому применению полученных в вузе знаний, умений и навыков в школе, способности выполнять функциональные обязанности педагога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик профессии, готовности к продолжению непрерывного профессионального образования и самообразованию. Достижение поставленных целей возможно различными путями.

Во-первых, прямым последовательным формированием умений и навыков  практической деятельности в соответствии с ее видами: организация внеурочной деятельности; методическая деятельность в сфере воспитания; организация урочного обучения по предмету; методическая деятельность в сфере обучения; взаимодействие с родителями учащихся; участие в управлении образовательным учреждением.

Во-вторых, ориентируясь на весьма абстрактные «ключевые» профессиональные компетенции (по некоторым источникам компетентности) педагога: коммуникативную, организаторскую, информационную и т.д.

 

1.3. Важнейшие  компоненты качества образования  педагогических кадров

 

 

Многие вопросы качества образования, которые возникают  в настоящее время в среднем  специальном педагогическом учебном  заведении, также как и в других сферах образования, связаны с изменениями  в подходах к профессиональной подготовке специалистов в результате востребованности новых качеств профессионала, основанных на умении самоактуализироваться, творить, налаживать эффективные коммуникации.

Однако, как мы отмечали выше, существующие модели подготовки педагогов, особенно в среднем специальном  учебном заведении отражают в основном требуемый уровень знаний и умений, ориентируясь на подготовку специалиста, готового выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

В то же время вопросам продуктивности будущей педагогической деятельности напрямую связанным с совокупностью определенных личностных качеств студента, которые формируются и совершенствуются в ходе образовательной деятельности, и, в конечном итоге, закладывают основы высшего качества личности педагога - «профессионального педагогического мастерства», должного внимания не уделяется. Эти проблемы неоднократно обсуждались у многих исследователей задолго до нынешних реформ в образовании [8, 13, 26 и др.].

Так, А.Д. Деминцев, давая  определение педагогического мастерства, включает в него в самом общем виде основные факторы, являющиеся  условием успешности педагогической деятельности, а именно, личностные  качества, научное образование, направленность, профессиональные умения, знания, навыки [14; c.4]. Кроме названных факторов, он также особо выделяет: «творческую активность, которая является не только составным компонентом мастерства, но и важнейшим условием его совершенствования [14; c.5].

Анализируя структуру  педагогической деятельности, несмотря на идеологическую риторику, В.А.Сластенин в структуре профессионального мастерства учителя справедливо подчеркивает умение наблюдать и анализировать педагогический процесс, «то есть умение быстро и  правильно распознать его проявления,  понять особенности и сделать в целях коррекции умозаключения об эффективности его протекания», «прогностические умения», «умения выявлять и приводить в движение потенциальные возможности различных видов деятельности учащихся». К факторам, определяющим педагогическое мастерство, он относит и «профессиональную выразительность речи», а также «способность учителя к ориентировке и перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях», которая указывает на творческий характер педагогической деятельности. [27; c.127]

Н.В.Кузьмина совместно с В.И.Гинецинским определяет педагогическое мастерство (умелость) как своеобразный сплав качеств личности педагога, его профессиональных знаний и степени овладения профессиональной техникой [19; c.65].

В результате приведенного обзора, можно заключить, что определение педагогического мастерства дается исследователями не однозначно и опирается на собственный подход авторов при анализе педагогической деятельности. И в то же время можно констатировать, что принципиальной разницы в определении профессионального мастерства в современной педагогической литературе не существует. Поэтому, такие качества как «успешность», «продуктивность», «профессионализм» и «мастерство», являются наиболее значимыми для личности педагога.

Для студента задача формирования навыков педагогического мастерства связана главным образом со стремлением к саморазвитию. Актуализировать саморазвитие студентов возможно через их учебную деятельность, но саморазвитие нельзя «заложить» в сознание обучающихся, данный процесс «запускается» в результате личностной работы студента над собой. В связи с этим в учебной деятельности студентов важно создать особые условия для их качественного самоизменения. В современной литературе активно разрабатываются пути к выявлению сущности саморазвития, определяются средства повышения эффективности личностно-профессионального саморазвития учащихся (Н.Г. Григорьева, И.Г. Егорова, Л.Н. Куликова, Г.В. Морозова, С.Д. Поляков, А.И. Резник, и др.).

Продвижение по уровням  саморазвития влечет за собой изменения  механизмов совершенствования личности студентов:

- улучшение качества  учебной деятельности;

- умение управлять  психическим состоянием;

- развитие волевой  целеустремленности;

- развитие педагогических  качеств.

Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что  качественное образование возможно только в том случае, если оно будет соответствовать запросам и возможностям конкретной личности. Формирование будущего профессиональной компетенции будущего специалиста должно осуществляться также с учетом основных функций педагогического труда. Можно выразить согласие с А.И.Щербаковым, который определяет следующие основные функции в труде педагога:

1) информационная;

2) мобилизационная;

3) развивающая;

4) ориентационная;

5) конструктивная;

6) коммуникативная;

7) организаторская;

8) исследовательская  [33; c.12-18]

Информация о работе Кадровое обеспечение системы профессионального образования