Кадровое обеспечение системы профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности кадрового обеспечения системы профессионального образования в современных условиях.
Цель работы определила постановку следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.
2. Рассмотреть актуальные вопросы подготовки кадров системы профессионального образования.
3. Провести практическую работу по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
1.1. Современное состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования………………………………………….6
1.2. Проблемы подготовки кадров системы современного профессионального образования…………………………………………15
1.3. Важнейшие компоненты качества образования педагогических
Кадров……………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………….. 27
Глава 2. Практическая работа по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования
2.1. Цель, задачи и методы исследования …………………………………28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..30
2.3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной
подготовки кадров системы профессионального образования………..31
Выводы по второй главе…………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………38
Приложения………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Кадровое обеспечение сист. проф. образ..doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Кафедра педагогики и  психологии

 

 

 

Кадровое обеспечение системы профессионального образования.

Курсовая работа.

 

                                                                              

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил:

                                                                               Студент 4-го курса, гр.409/5

                                                                           Специальность: ПРО ИВТ и КТ

                                                                               Сулейманова Л.С.

                                                                               Проверил: Пичугина И.В.

                                                                              

 

 

 

 

 

 

Миасс

2010

Оглавление

                                                                                                                                                      

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы кадрового обеспечения  системы профессионального образования

1.1. Современное состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования………………………………………….6

1.2. Проблемы подготовки кадров системы современного профессионального образования…………………………………………15

1.3. Важнейшие компоненты качества  образования педагогических

Кадров……………………………………………………………………….23

Выводы по первой главе………………………………………………….. 27

Глава 2. Практическая работа по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования

2.1. Цель, задачи и методы исследования …………………………………28

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..30

2.3. Рекомендации по совершенствованию  профессиональной 

подготовки кадров системы профессионального образования………..31

Выводы по второй главе…………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………38

Приложения………………………………………………………………….42

 

Введение

 

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы кадрового обеспечения системы современного образования, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к профессиональной школе. Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов, при избытке других; неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей; ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников; усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных образовательных учреждений и расширение платного образования; низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения, все это предопределяет пересмотр подходов к управлению качеством современного образования.

Кардинально меняется прежняя  исходная приоритетная ориентация образования  только на цели государства. Образование  рассматривается как процесс  обучения и воспитания  (обращаю  внимание на порядок) личности, общества и государства. Становление в  России рыночных отношений, появление негосударственного (частного) сектора экономики, объективная необходимость интеграции экономики страны в мировую экономическую систему, предусматривающей экспорт и импорт технологий и рабочей силы, привели к неизбежным изменениям в системе профессионального образования, выразившемся  в интеграции образовательных учреждений и организации в них многоуровневой и ступенчатой системы подготовки кадров.

Решение этой масштабной задачи требует  проведения рассчитанных на длительную перспективу мероприятий, которые не всегда могут быть ограничены рамками систем образования. В частности, необходимо предусмотреть возможность адаптации образовательных программ и получаемых в результате их выполнения квалификаций к требованиям мирового рынков труда; расширить обучение на основных мировых языках; улучшить образовательный менеджмент, информационную деятельность и маркетинг; содействовать мобильности студентов и научно-педагогических работников и их трудоустройству.

Но особое значение для повышения конкурентоспособности российского профессионального образования имеет улучшение качества кадрового обеспечения, поэтому в ближайшие годы предполагается прежде всего всемерно сочетать образование и научные исследования, обновлять образовательные программы и профессиональное образование в целом с учетом современного состояния науки, научных представлений о мире и практики. В организационном плане ключевая роль должна отводиться разработке и использованию взаимоприемлемых критериев и механизмов для оценки и подтверждения качества кадров профессионального образования, некоторые элементы которой присутствуют в эффективно функционирующих национальных системах оценки качества ряда стран, например, во Франции, Швеции, Дании, Великобритании и других.

В среде специалистов в последние годы не утихает полемика относительно того, в соответствии с какой стратегией должно развиваться российское образование в XXI веке, какие методы и средства следует использовать в процессе кадрового обеспечения системы профессионального образования. Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в каком-то смысле даже опережать его.

Актуальность перечисленных  проблем в сфере профессионального образования определила цель курсовой работы - изучить особенности кадрового обеспечения системы профессионального образования в современных условиях.

Цель работы определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать состояние проблемы  кадрового обеспечения системы профессионального образования.

2. Рассмотреть актуальные вопросы  подготовки кадров системы профессионального образования.

3. Провести практическую работу по изучению проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Объект исследования - система профессионального образования.

Предмет исследования - проблема кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Теоретико-методологические основы исследования. При изучении поставленных вопросов использовались научные работы отечественных и зарубежных специалистов, в которых рассматриваются различные аспекты кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.

База исследования: филиал ГОУВПО ЧГПУ в г. Миассе.

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы кадрового обеспечения  системы профессионального образования

 

1.1. Современное состояние проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования

 

В настоящее время  общая численность педагогических работников в государственных образовательных  учреждениях составляет около 3 млн.чел. (см. табл. 1 Приложения).

Модернизация профессионального образования требует нового качества педагогического корпуса. Вместе с тем, система педагогического образования страны зачастую продолжает воспроизводить педагогический корпус, ориентированный на работу в жестко регламентированной системе образования. Система повышения квалификации и переподготовки недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания профессионального образования, появление новых педагогических технологий. Необходимо существенное изменение содержания и структуры педагогического образования, усиление участия региональных органов управления образования в управлении профессиональным педагогическим образованием. Необходимо создание федеральной и региональных программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в которых решались бы поставленные выше проблемы, координировалась деятельность высших и средних учреждений педагогического образования, институтов повышения квалификации, в том числе с учетом демографических тенденций в конкретных регионах. Требуются специальные организационные и экономические меры по закреплению выпускников учреждений педагогического образования, особенно расположенной в сельской местности.

Ныне действующая Единая тарифная сетка по своему назначению и построению не может отразить важнейшие принципы системы оплаты труда в системе образования: по его количеству и качеству, соответствию размера оплаты сложности труда и его условиям, межотраслевой, внутриотраслевой и междолжностной дифференциации. При этом каждое увеличение размера ставки 1 разряда сопровождается сокращением диапазона межразрядных коэффициентов.

Заработная плата начинающего педагога по существу не дает ему возможностей реального существования. В этой связи необходимо поднять величину заработной платы молодого педагога до минимального прожиточного уровня.

Для закрепления самой  профессиональной части педагогического корпуса требуется введение надбавки за стаж по аналогии с другими бюджетными сферами. Отдельной проблемой является заработная плата административно-управленческого персонала. Существующие «вилки» в ЕТС не обеспечивают стимулирования эффективной работы руководителей профессиональных образовательных учреждений всех уровней.

Существующая система социальных льгот в области коммунальных платежей и обеспечения жильем работников системы профессионального образования, улучшение жилищных условий, санаторно-курортного обслуживания всех работников системы образования также не обеспечивает закрепления наиболее талантливых педагогов и не способствует закреплению молодежи.

В результате мер планируемой пенсионной реформы пенсионное обеспечение  работников отрасли профессионального образования не только не улучшится, но по сравнению с работниками производственной сферы может ухудшиться. Размер трудовой пенсии может быть меньше из-за мизерной зарплаты работников. Пенсия за выслугу лет не вошла в перечень обязательных профессиональных пенсий, тем самым ставится в зависимость от дополнительных взносов работодателя, т.е. образовательного учреждения, что означает либо уменьшение оплаты труда, либо отсутствие такой пенсии, поскольку образовательная отрасль остро страдает от дефицита бюджетных средств.

Следствием нынешнего социально-экономического положения работников отрасли профессионального образования является снижение престижа педагогического труда, что, безусловно, сказывается на профессиональном потенциале педагогических работников.

Таким образом, проблема кадрового обеспечения системы профессионального образования,- одна из центральных в современной образовательной теории и практики, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

В педагогической теории и деятельности все более осознается, что игнорирование  или принижение роли педагогических кадров в учебных программах, практике образовательного процесса наносит громадный ущерб интересам не только отдельной личности, но и всего общества, прогресс которого напрямую связан с качеством  образования [5].

Словосочетание «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые  в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996 гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме. В настоящее время общее число публикаций по проблемам качества образования исчисляется тысячами [22].

Анализ дефиниции «качество  образования», представленный в позволяет  выделить широкое и узкое толкование данного понятия. В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства [12; с.9]

При этом выпускники, считают некоторые  исследователи, должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в образовательном учреждении), с  другой - как поставщики собственных  знаний и умений работодателю [16].

Качество образования специалиста осуществляется в процессе овладения им исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. Становление субъектности обеспечивается исторически сложившейся системой образования, а на последующих этапах развития личности - реальным бытием и конкретной профессиональной деятельностью. Качество образования - личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности, в том числе профессиональной [25].

Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача [22].

Основные параметры качества профессионального  образования можно свести к следующим  положениям:

- освоенные специалистом фундаментальные  модели решения профессиональных  задач;

- приобретенные способности и  опыт, необходимые для решения  профессиональных задач и элементарных профессиональных проблем;

Информация о работе Кадровое обеспечение системы профессионального образования