Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования - выявить уровень влияния эвристических задач на развитие познавательных универсальных действий.
Введение
1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Характеристика познавательных универсальных учебных действий
1.3 Эвристические задачи как одно из познавательных универсальных учебных действий
2 Описание опытно-экспериментальной работы по решению эвристических задач на уроках математики в начальной школе
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников по решению эвристических задач на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Описание формирующей работы по решению эвристических задач
2.3 Контрольный этап эксперимента
Заключение
Список использованных источников
6-й
этап – оценка критических
замечаний, высказанных во
К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.
Недостатки
и ограничения метода заключаются
в том, что его применение позволяет
выдвинуть, найти творческую идею в
самом общем виде. Метод не гарантирует
тщательную разработку идеи. Он также
неприменим или имеет ограничения в применении,
когда творческая задача требует больших
предварительных расчетов, вычислений.
Применение метода коллективного поиска
оригинальных идей требует сравнительно
высокого мастерства руководителя, способностей
к импровизации, чувства юмора. В процессе
его применения также не всегда удается
преодолеть инерцию мышления, так как
иногда создается иллюзия некоторого
наиболее вероятного средства, приема,
подхода решения творческой задачи. Логика
мышления группы устремляется чаще всего
именно в этом направлении, но этот наиболее
очевидный для решающих задачу подход
и является чаще всего ложным.
После формирующей работы проводился контрольный этап эксперимента, где была предложена работа, разработанная аналогично первой, но задания усложнены. В контрольную работу были включены следующие задания:
Задание №1
В доме живут Коля и Наташа. Около дома гуляет только Наташа. Где Коля?
Задание №2
Сережа считал что пришел на футбольный матч за 15 мин до начала, но его часы отставали на 10 мин, а начало матча на 20 мин задержалось. Сколько времени ждал Сережа начала матча?
Задание №3
У Толи на 8 яблок больше чем у Оли. Сколько яблок Толя должен отдать Оле, чтобы яблок у них было поровну?
Задание №4
Как отмерить 1 л воды, если есть кружки 5л и 2л?
Задание №5
Напиши хотябы одно следующее число в каждой последовательности чисел А)15,20,25,30… Б)1,2,1,1,3,1…
Таблица
3 - Результаты выполнения контрольной
работы в экспериментальном классе на
контрольном этапе эксперимента:
Фамилия Имя | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Сумма |
Алямовский Артем | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 |
Балаев Алексей | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 12 |
Бычков Алексей | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Варламов Данииль | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
Гонобина Мария | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 10 |
Домрачев Александр | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 13 |
Егошин Алексей | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Загайнов Дмитрий | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 11 |
Ковалев Глеб | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 8 |
Ломоносов Алексей | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 |
Мартынова Софья | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 9 |
Медведков Артем | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 |
Михаленко Полина | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
Мыравьева Лиза | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 |
Николаенко Катя | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 12 |
Пономарева Мария | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 11 |
Пушкаренко Елена | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 11 |
Пятаева Таня | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 11 |
Решетников Илья | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 |
Романов Евгений | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 12 |
Смирнова Екатерина | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 11 |
Смышляев Данил | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 11 |
Тимошенко Рита | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 11 |
Хорошавина Катя | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Чернозем Данил | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 13 |
Шабаршин Леонид | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 12 |
Юсупова Алина | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 12 |
Таблица 4 - Результаты выполнения контрольной работы в контрольном классе на контрольном этапе эксперимента:
Фамилия Имя | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Сумма |
Аписаров Александр | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 10 |
Ахмадулина Альбина | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 11 |
Ахмадуллина Аделлина | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Бабушкин Роман | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 10 |
Галактионов Сева | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 |
Егошин Глеб | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 10 |
Кабирова Света | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Капитонов Михаил | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 8 |
Корягина Екатерина | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 |
Кудрявцев антон | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Лежнин Иван | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 8 |
Медведков Вова | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 |
Мурзаева Мадина | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 8 |
Немцева ольга | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 7 |
Павлова Кристина | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 9 |
Патрушева Наташа | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 9 |
Петрова Таня | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 |
Пушкаренко Максим | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 11 |
Смирнова Александра | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 |
Фатенков Николай | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 |
Харитонов денис | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 11 |
Харитонова Софья | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 9 |
Хорошавин Вова | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 |
Хорошавина Ольга | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Шестаков Никита | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 13 |
Щеглова Даша | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 12 |
Ясупова Дина | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 12 |
Рисунок 2 – схема методики изучения уровня обучаемости младших школьников по решению эвристических задач в экспериментальном и контрольном классе.
Среднее
арифметическое результатов выполнения
контрольной работы в экспериментальном
классе ≈10,7 и контрольном классе
≈9,3 на констатирующем этапе эксперимента.
Мы видим, что уровень знаний
в экспериментальном классе выше
уровня в контрольном классе. А это
говорит о том, что в процессе формирования
работы по решению эвристических задач
учащиеся получили новые навыки.
Заключение
Что же дает применение эвристических методов в решении творческих задач? Эвристические задачи могут быть широко применены в практике современного учителя. Проведение уроков и внеклассный мероприятий с использованием эвристических задач дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в как в школе, так и в жизни.
Приоритетной
целью школьного образования
становится развитие у учащихся способности
самостоятельно ставить учебные
цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои
достижения. Иначе говоря, формирование
умения учиться. Учащийся сам должен
стать «архитектором и
В своем эксперименте мы доказали, что уровень познавательных универсальных действий повышается при целенаправленном системном использовании эвристических задач.
Мы
использовали метод «мозговой атаки»
для решения эвристических
Эвристические
задачи просто необходимо широко применять
в школах и в ВУЗах, так как стимулируют
развитие интуитивного мышления, способности
к воображению и творчеству.
Литература
Информация о работе Эвристические задачи как средство формирования универсальных учебных действий