Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования - выявить уровень влияния эвристических задач на развитие познавательных универсальных действий.
Введение
1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Характеристика познавательных универсальных учебных действий
1.3 Эвристические задачи как одно из познавательных универсальных учебных действий
2 Описание опытно-экспериментальной работы по решению эвристических задач на уроках математики в начальной школе
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников по решению эвристических задач на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Описание формирующей работы по решению эвристических задач
2.3 Контрольный этап эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1
Теоретические основы
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В
общественном сознании происходит переход
от понимания социального
В
своей жизни, вероятно, встретить
человека, который, прежде всего, поражает
нас тем, что у него чрезвычайно
развитое воображение, оригинальные и
неожиданные суждения, идеи, которые
свойственны высокоразвитому
Объект исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования – эвристические задачи для развития познавательных универсальных действий.
Цель исследования - выявить уровень влияния эвристических задач на развитие познавательных универсальных действий.
Гипотеза
исследования – уровень познавательных
универсальных действий повышается
при целенаправленном системном
использовании эвристических
Методологическая основа исследования:
- анализ психологической, педагогической, методической литературы;
- изучения опыта работы учителей, наблюдения;
- анализ продуктивной деятельности;
- педагогический эксперимент и методы математической обработки данных;
Решение эвристических задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
О продуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задач хорошо знают изобретатели и рационализаторы. Однако и они часто их используют стихийно. А это чрезвычайно затрудняет их практическое применение. Поэтому обучение решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике в основном осуществлялось методом проб и ошибок. Правда, как в отечественной практике в работах Г. С. Альтшуллера, Г. Я. Буша, так и в зарубежной практике имеются серьезные попытки описать эти методические рекомендации в применении к изобретателям, например, метод "мозгового штурма", метод синектики и др. Но эти методические рекомендации, если их сформулировать в виде правил, могут найти самое широкое применение и в деятельности менеджера – современного руководителя. Так же эвристические задачи были затронуты советским исследователем Е. А. Александровым и модифицированы Г. Я. Бушем. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя. Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Швейцарский ученый Ф.Цвики использовал эвристические методы при разработке системы реактивных двигателей. В психологической литературе А. Ф. Эсаулов в связи с анализом эвристического подхода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести "Вне Земли" он писал, что "придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...". Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: "Мадам Бовари - это я!" А. М. Горький в статье "О том, как я учился писать", адресованной начинающим писателям, характеризуя творческий процесс, особое внимание уделял воображению и эмпатии: "В борьбе за жизнь... и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение.
Опытно-эксперементальная
работа по выявлению уровня решения эвристических
задач на развитие позновательныхуниверсальных
учебных действий проводилась в МОУ «Лицей
№11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Ола»
и МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№19 с углубленным изучением отдельных
предметов». В качестве экспериментального
класса был выбран 3 «Б» МОУ «Лицей
№11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Ола»,
где классный руководитель Соловьева
Марина Алексеевна. В качестве контрольного
класса был выбран 3 «Б» МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №19 с углубленным изучением отдельных
предметов», где классный руководитель
Хорошавина Галина Германовна. Работа
состоит из введения, двух глав и заключения.
1
Теоретические основы
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В
общественном сознании происходит переход
от понимания социального
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.[2]
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая 1) познавательные и учебные мотивы; 2)учебную цель; 3)учебную задачу; 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции
универсальных учебных
-
обеспечение возможностей
-
создание условий для
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
-
определение основных
-
построение сдержанных учебных
предметов и образования в
целом с ориентацией на
-
определение функций,
-
выделение возрастно-
-
определение круга учебных
-
разработка системы типовых
-
разработка системы задач и
организация ориентировки
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) коммуникативный; 4) познавательный.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Информация о работе Эвристические задачи как средство формирования универсальных учебных действий