Эвристические задачи как средство формирования универсальных учебных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить уровень влияния эвристических задач на развитие познавательных универсальных действий.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Характеристика познавательных универсальных учебных действий
1.3 Эвристические задачи как одно из познавательных универсальных учебных действий
2 Описание опытно-экспериментальной работы по решению эвристических задач на уроках математики в начальной школе
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников по решению эвристических задач на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Описание формирующей работы по решению эвристических задач
2.3 Контрольный этап эксперимента
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 100.41 Кб (Скачать)

     Коммуникативные действия – обеспечивают возможности  сотрудничества – умение слышать, слушать  и понимать партнера, планировать  и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга, уметь  договариваться, вести дискуссию, правильно  выражать свои мысли в речи, уважать  в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как  с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку  друг другу.

     Познавательные  действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования  изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.[2]

     Постановка  и решение проблемы – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  и поискового характера.

     Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность  самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей  на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные  действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к  обучению. 
 
 
 
 

    1.   Характеристика познавательных  универсальных учебных действий
 
 
 

     В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных  действий.

     Для успешного обучения в начальной  школе должны быть сформированы следующие  познавательные универсальные учебные  действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

     К общеучебным универсальным действиям относятся:

     - самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели;

     - поиск и выделение необходимой  информации; применение методов  информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных  средств;

     - структурирование знаний;

     - осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной  и письменной форме;

     - выбор наиболее эффективных способов  решения задач в зависимости  от конкретных условий;

     - рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности;

     - определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация  и восприятие текстов художественного,  научного, публицистического и официально  – делового стилей;

     - понимание и адекватная оценка  языка средств массовой информации;

     - постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.[2]

     Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

     Особую  группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

     - моделирование – преобразование  объекта из чувственной формы  в модель, где выделены существенные  характеристики объекта (пространственно-графическая  или знаково-символическая);

     - преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих  данную предметную область.

     Логическими универсальными действиями являются:

     - анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных)

     - синтез – составление целого  из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с восполнением  недостающих компонентов;

     - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

     - подведение под понятие, выведение следствий;

     - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

     - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

     - доказательство;

     - выдвижение гипотез и их обоснование.

     Постановка  и решение проблемы:

     - формулирование проблемы;

     - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

     Следует помнить, что при формировании познавательных универсальных учебных действий необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

     Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

     - произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

     - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

     - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

     - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

     - учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

     - уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

     - уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

     - уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

     - уметь устанавливать причинно-следственные связи;

     - уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

     - уметь устанавливать аналогии;

     - владеть общим приемом решения учебных задач;

     - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

     - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

     - уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

     Конкретизируем содержание познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках математики:

     - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

     - моделирование;

     - использование знаково-символической записи математического понятия;

     - овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

     - использование индуктивного умозаключения;

     - выведение следствий из определения понятия;

     - умение приводить контрпримеры.

     Одно  из важнейших познавательных универсальных  действий:

     -умение решать проблемы или задачи.[2]

     Усвоение  общего приёма решения задач в  начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

     При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются  предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике. Как правило, в них используются математические способы решения. В  связи с этим анализ содержания общего приема решения задач будет рассмотрен сначала на учебном предмете “Математика”. Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

     Существуют  различные подходы при анализе процесса решения задачи: логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологический (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогический (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи). При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема.

     А) Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.

     Б) Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста.

     В)Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность, – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.

     Г) Составление плана решения. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.

     Д) Осуществление плана решения.

Информация о работе Эвристические задачи как средство формирования универсальных учебных действий