Эволюция педагогической антропологии. Категориальный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:51, лекция

Краткое описание

Слияние двух наук, антропология-человек, педагогика-процесс обучения и воспитания человека. Ушинский, в 90е годы был включен в программу высшего образования.

Антропология – это область научных знаний о биологическом, культурном и социальном развитии человека. Человека как вида человеческого общества.

Файлы: 1 файл

педагогическая антропология.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Эволюция  педагогической антропологии. Категориальный аппарат.

Слияние двух наук, антропология-человек, педагогика-процесс обучения и воспитания человека. Ушинский, в 90е годы был  включен в программу высшего  образования.

Антропология – это область научных знаний о биологическом, культурном и социальном развитии человека. Человека как вида человеческого общества.

Изучает: физическое строение человека, взаимосвязи тела и мозга, анатомии и физиологии

Исследует: историю человечества, происхождение человека, его распространение на Земле, его поведение и обычаи, отношение в обществе, воспитание и образование, искусство, религию.

Педагогическая  антропология – практико-ориентированная естественно - научная дисциплина, тесно взаимодействующая с физиологией, медициной, школьной гигиеной.

Педагогическая  антропология – «направление в теоретической педагогике и человекознании, возникшее в Западной Европе после Второй мировой войны», в основании которого лежит философская антропологии.

Педагогическая  антропология:

-самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования.

- интегративная наука,  обобщающая различные знания  о человеке

- методологическое  ядро педагогических наук, вбирающие в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования, «основания педагогической теории и практики».

Объект педагогической антропологии – отношение « человек-человек» в системе образования.

Предмет – целостный человек в его становлении в процессе его социализации и воспитания (ребенок как участник воспитательного процесса).

Предмет исследования педагогической антропологии: человек с точки зрения его самоосуществления и самосовершенствования под воздействием воспитания и образования.

Функции:

  • Теория современного педагогического знания
  • Научная теория гуманитарного педагогического мировоззрения
  • Теоретическое обоснование педагогических инноваций в области воспитания
 

Задачи:

  • Определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса
  • Узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого
  • Выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни
  • Обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе
  • Разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации
 

История развития:

  • Сократ (469-399 гг до н.э.) главная цель человека – его нравственное самосовершенствование, способности человека проявляются в самопознание.

Сократовский метод. Майевтика – диалектический спор, проводящийся к истине посредством продуманных наставником вопросов. 

  • Протагор (481-411 до н.э.)
  • Аристотель (384-322 гг. до н.э)
  • Платон (428-327гг до н.э.)
  • Аврелий Августин «человек – великая тайна», обращение проблеме развития – тончайшее проникновение в ее внутренне, психологическое состояние.
  • Фома Аквинский
  • Эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтре школа «Дом радости», Франсуа Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишель Монтель «Опыты», Я.А. Коменский создатель новой христианской педагогической антропологии, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, И.Ф Гербарт,  Ф. Дистервег
  • И. Кант ввел термин новой науки о человеке «антропология». « Антропология – это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене. Антропология должна стать базой педагогики.»
  • Чарльз Дарвин. Антропология – самостоятельная наука. «происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

В результате развития науки о человеке внутри человекознания произошло выделение самостоятельных направлений:

- расоведение

- морфология человека

- антропогенез

- педагогическая  антропология

60е гг 19 века, врач  Пирогов « Вопросы жизни» упомянул  впервые термин ПА.

Ушинский «человек как предмет воспитания», развил это понятие. Человек антропологической антропологии»

Направление антропологии: философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая, педагогическая.

Философская антропология.

Сократ « познать  самого себя», Протагор  « человек- центр мировоззрения», Платон «человеком управляет душа».

Термин возник в  конце 19 века. О.Касман. течения: материалистические ( Л.Фейербах, К. Маркс), дуалистические ( И.Кант), идеалистические (Гегель).

Современная философия  исследует внутренний мир человека, его духовность, рефлективность сознания, личность, индивидуальность.

Отто Больнов. 

Религиозная антропология.

Человек – творение Бога.

Христиванская (Бердяев, Соловьев, Мень)

Православная  (Флоренская, Булгаков)

Антропология, антропософия ( Блаватская, Штейнер)

Хасидизм

Ислам. 

Антропософия –  мудрость, знание, рассуждение о  человеке.

Культурная  антропология рассматривает человека как результат влияния культурной среды.

Социальная  антропология рассматривает человека в обществе.

Психологическая антропология изучает психику человека как биосоциального существа.  

Задание: учебник стр. 76 (Максаковская) ( предисловие. С.199 – ответить на вопросы) 

Педагогика –  это искусство или наука воспитания?

Раскройте суть природосообразности воспитания

Тема творческой работы ( после каждой темы).

Вести словарь! Антропологический  подход, ПА, объект, предмет, все виды антропологии, методы педагогич антропологии.

Информация о работе Эволюция педагогической антропологии. Категориальный аппарат