Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
Проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть понятие мелкой моторики, ее значение в жизни человека.
Рассмотреть психофизические основы развития мелкой моторики;
Изучить особенности развития произвольных движений в онтогенезе;
Проанализировать направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района;
Изучить характеристику нарушений мелкой моторики.
Подобрать диагностические задания для индивидуальных экспериментов по мелкой моторике рук, адекватных среднему дошкольному возрасту.
Провести диагностику мелкой моторики рук и выявить уровни и особенности её развития у испытуемых среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мелкая моторика и ее значение в жизни человека
1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК В ОНТОГЕНЕЗЕ
2.1 Развитие произвольных движений в онтогенезе
2.2. Деятельностное познание мира средствами оригами
2.3. Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ на примере МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района кружок «Оригами»
3.1. Констатирующий этап эксперимента
3.2. Развивающий этап эксперимента
3.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 84.75 Кб (Скачать)

 

2.3. Направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе массового детского сада

 

 

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: Круг, Солнышко, Грибок, далее усложняется работа: Дом, Ракета и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

 

 

2.4. Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе  МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района

 

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Как воспитатель, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:

-Выявить индивидуальные  способности детей в развитии  мелкой моторики.

- Развивать тактильную  чувствительность рук детей.

- Сочетать игры и упражнения  для тренировки пальцев с речью  детей.

- Учить правильно, держать  карандаш, ручку, фломастер; уметь владеть  ими, используя самомассаж, игры и упражнения.

- Работать над пространственной  ориентировкой на листе бумаги  и в пространстве.

- Воспитывать личностные  качества, умение соблюдать правильное  выполнение заданий.

- Совершенствовать движение  рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое  мышление; зрительное и слуховое  восприятие; память, речь детей;

- Воспитывать личностные  качества, умение соблюдать правильное  выполнение заданий.

Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва, другие - теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар, третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск).

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изо деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений.

Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Я провожу занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, использую игры для развития мелкой моторики рук, различные виды ручного труда – это эффективные пути подготовки руки ребенка к письму. Помимо всего я организовала кружок «Волшебные пальчики» - это дополнительная подготовка руки дошкольника к письму с использованием нетрадиционных способов ИЗО деятельности.

Работая над проблемой по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных методов в ИЗО деятельности, я поставила перед собой цель: Изучить влияние развитие мелкой моторики на эмоционально – художественную сферу дошкольников.

Из целей вытекают следующие задачи:

- формировать навыки работы  с нетрадиционными материалами  в ИЗО деятельности;

- знакомство и овладения  различным техническим приемам  ИЗО деятельности;

- развитие воображения, фантазии, любознательности, мышления, наблюдательности;

- воспитывать чувство  прекрасного, формирование реальной  картины мира.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Наши пальчики играют". Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным будет использование физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным. Что же сюда вошло:

- Игры с пальчиками.

- Пальчиковые игры с  палочками и цветными спичками.

- Пальчиковые игры со  скороговорками.

- Пальчиковые игры со  стихами.

- Физкультминутки, пальчиковая  гимнастика,

- Пальчиковый алфавит.

- Пальчиковый театр.

- Театр теней.

Я в своей работе добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц, все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Совместно с детьми придумываем сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т. е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки я

использую, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация, так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

В группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Использую этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время, отправляясь к героям «Спичечного королевства». Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца. Не менее интересно преобразование фигур из спичек. Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:

- Принцип осознания совершаемых  действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает? ", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д.

- Принцип развернутости  освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

- Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:

Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

Сминание пальцами комочков из бумаги;

Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений - геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д)

Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.

Шнуровка на различных предметах;

Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

Завязывание и развязывание бантов, узлов;

Застегивание пуговиц, молний, крючков;

Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

Конструирование из палочек;

Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"

Изготовление бус из разноцветных скрепок.

Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)

Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.

Физические упражнения, основанные на хватательных движениях

Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

Лепка из соленого теста.

Информация о работе Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста