Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
Проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть понятие мелкой моторики, ее значение в жизни человека.
Рассмотреть психофизические основы развития мелкой моторики;
Изучить особенности развития произвольных движений в онтогенезе;
Проанализировать направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района;
Изучить характеристику нарушений мелкой моторики.
Подобрать диагностические задания для индивидуальных экспериментов по мелкой моторике рук, адекватных среднему дошкольному возрасту.
Провести диагностику мелкой моторики рук и выявить уровни и особенности её развития у испытуемых среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мелкая моторика и ее значение в жизни человека
1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК В ОНТОГЕНЕЗЕ
2.1 Развитие произвольных движений в онтогенезе
2.2. Деятельностное познание мира средствами оригами
2.3. Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ на примере МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» у. Тохой Селенгинского района кружок «Оригами»
3.1. Констатирующий этап эксперимента
3.2. Развивающий этап эксперимента
3.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 84.75 Кб (Скачать)

Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)

Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

На кружке для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал.

- различные коробочки  для собирания в них пуговиц, камешек, косточек тот фруктов, семечек  овощей и фруктов и т. д. п. ;

- емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных  круп (пшено, рис, горох и т. д.) ;

-мозаика (крупная, мелкая) ;

-бусы и пуговицы разной  величины (для нанизывания) ;

-дощечки с множеством  отверстий для «вышивания» шнуром  или мягкой проволокой;

- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ;

- наборы веревочек разной  длины и ширины для завязывания  и развязывания узелков, плетения  косичек;

- разнообразные крышки  банок, пузырьков, бутылочек (для закручивания  и раскручивания) ;

- пипетки для всасывания  воды.

Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики, грецкие орехи.

Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. Дети любят рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой, вилкой, бумагой, рисуем на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Проводя занятия по лепке мы использованием природный материал - составление узоров камешками, ракушками, семенами растений, фруктов и т. д. Использую в работе пластилиновую живопись, пластилинографию, налепы. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, координации движений, их точность.

Не менее интересно проходя занятия по аппликации, с использованием различных круп, мозаикой, ватой, тканью, мятой бумагой, обрыванием и другим материалом.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

- подготовка руки к  письму (развитие мелких мышц  пальцев и кисти руки) ;

- развитие глазомера (формирование  умения видеть контуры фигур  и при штриховании не выходить  за их пределы, соблюдая одинаковое  расстояние между линиями).

Учим детей штриховать:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева  направо, и справа налево;

- по косым линиям, точками;

- круговыми линиями, полуовалами;

- волнистыми линиями, петлями.

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения. На каждого ребёнка приобретаем прописи для дошкольников по развитию графических навыков цель которых:

- закрепить навыки ориентировки  на листе бумаги,

- развивать глазомер, умение "видеть" строку, соблюдать заданный  интервал между палочками и  фигурами, между линиями штриховки,

- одновременно начинать  и заканчивать работу, ставить  перед собой определённые задачи, правильно изображать те или  иные фигуры, удерживать их в  памяти (например, написать три большие  палочки и две маленькие) .

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды театров.

В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Разучили с детьми как можно получить, изображение птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определённым образом пальцев. Получалось не у всех детей сразу, но путем кропотливого труда добились результата, т. к. каждому хотелось хоть какую-то фигуру показать. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света) .

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

- Задание подбираю с  учетом их постепенно возрастающей  сложности.

- Учитываю индивидуальные  особенности ребенка, темп его  развития, возможности, настроение.

- Работу провожу регулярно, систематически.

- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления  ребенка.

- Повышаю у детей интерес  к упражнениям и заданиям, превратив  их в занимательную игру.

- Забочусь о том, чтобы  деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Для обследования мелкой моторики рук применяю различные диагностические методы:

1. Работа с бумагой

• Вырезание ножницами;

• Обрывание листа бумаги.

2. Тактильные ощущения

• Узнавания предмета;

• Узнавание качества и формы предмета

3. Сила тонуса

4. Сжатие рук взрослого  одной (двумя) руками.

5. Координация движений

• Вдевание нитки в иголку;

• «Ладонь – ребро – кулак»

6. Обследование щепоти  руки

• Катание шарика

7. Ребенку предлагается  положить перед собой руки  – одна сжата в кулак, а другая  – распрямлена, затем он должен  одновременно изменять положение  обеих кистей (медленно) .

9. «Шагать» пальцами (по  столу поочередно указательными  и средними обеих рук)

10. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная  с мизинца) .

11. «Поскакать» (пальцами  обеих рук, начиная с мизинца)

12. Нанизывание пирамидки. Собирание матрешки.

После диагностического обследования и составления плана работы с детьми по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы: учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений.

Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т. е. готовили руки ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать пособия для этого вида деятельности.

Центр изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, гуашь, ватные палочки и диски, цветные мелки, восковые мелки, скот, шаблоны, трафареты, фигурные линейки, бумага, нити, фольга, ножницы и т. д.

Центр конструктивной деятельности: крупный и мелкий конструктор, мозаика и строительные наборы разной величины, игры – квадраты Воскобовича, пазлы, «Сложи узор» - из геометрических фигур.

Центр математической деятельности: пеналы с ручками, карандаши, тетради в клетку, счетные палочки, образцы фигур из счетных палочек, образцы рисунков по клеточкам, шаблоны геометрических фигур, кубики с цифрами, палочки Кьюзнера.

Центр художественно – природной мастерской: бросовый материал: бутылочки, баночки, поролон, пластмассовые крышечки, трубочки, мех, ткань, вата, нитки; природный материал: сухие листья, цветы, палочки, веточки, камешки, опилки, шишки, желуди и т. д

Театральный центр: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

Игровой центр: игры: «Помоги Золушки», «Собери бусы», «Разноцветные клубочки», «Укрась елочку», «Башмачок», пуговицы и бусинки разного цвета и величины и т. д.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мною в работе в данном направлении, при целенаправленном их применении позволяет достичь следующих положительных результатов:

• кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость,

• исчезает скованность движений,

• меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма,

• определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе,

• способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При составлении перспективных планов для кружковой работы, я учитываю возраст детей и планирую работу от простого к сложному. Занятия, проводимые на кружке, способствуют развитию ребёнка (сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение, творчества, волевые качества – усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, художественных способностей и эстетического вкуса, развитие рук и мелкую моторику пальцев) .

Я считаю, что развитие «ручной умелости» - одна из важных задач дошкольного воспитания по подготовки руки к школе. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими слабую руку, доказывает необходимость проведения данного кружка и дает возможность успешного обучения детей чтению и подготовки к обучению письму в дошкольном возрасте.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

 

 

 

Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЯЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

В данной работе мы дали обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрели понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека.

Также в нашем исследовании предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

1 Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 2008. - 96 с.

 


Информация о работе Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста