Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы проанализировать и оценить существующую в современной школьной практике систему работ по изучению поэтических произведений В. Д. Берестова.
Достичь поставленной цели можно путем решения поставленных задач:
• изучить творческий путь В. Д. Берестова, его произведения для детей в оценке критиков.
• проанализировать различные методы и приемы, используемые для работы над поэтическими произведениями на уроках чтения.
• рассмотреть систему изучения поэзии В. Д. Берестова в современных УМК по чтению.



Глава 2. Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе 15
2.1 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 15
2.2 Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева 21
2.3 Уроки по пейзажной лирике Фета 31
Заключение 40
Список использованной литературы.
Приложение. Урок. Образы природы в русской поэзии

Оглавление

Введение……………………………………………..
1. Стихи В. Д. Берестова для детей в оценки критики……..
2. Методика работы над поэтическими текстами ………….
3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе…………………………………………..
Заключение……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………….
Приложение…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 3 вариант.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Иллюстрации во всех учебниках неудачные, они не отражают ту действительность, в которой жили герои стихотворений В. Берестова.

6) Программа  «Чтение и литература» (УМК  «Классическая начальная школа)

 Авторы: О. В. Джежелей

 Данный комплект призван научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. [63] Учебники для всех 1и 2 класса представлены в двух частях, для 3 и 4 – в трех частях.

В методических рекомендациях автор не предоставляет  определенной работы над произведениями, так как считает что учитель  с высшим образованием обязан знать  как работать с тем или иным текстом.

Нами были отмечено качество иллюстраций данных книг: они весьма реалистичны, красочны и полностью отображают задумку стихотворений В.Д. Берестова.

Учебник для  первого класса: 1 часть содержит 60 стихотворений, из которых 1- стихотворение  В. Д. Берестова, что составляет 1.7% от общего количества стихотворений. Стихотворение « Нофелет» сопровождается реалистичными иллюстрациями. Заданий для работы с текстом, к сожалению, нет.[63]

 

2 часть учебника  содержит 27 стихотворений, из которых  5- стихотворения В.Д. Берестова,  что составляет 15,5% от общего количества  стихотворений. После прочтения стихотворение «Доктор Лебедев», автор предлагает детям сравнить с  рассказом М.М. Зощенко « В гостях у клоуна» и подумать о каком герое он бы захотел рассказать друзьям. Стихотворения «Что всего милее», «Петушки» и «Май» предлагаются детям прочитать самостоятельно и ответить на вопрос: что им понравилось в этих стихотворениях.[64]

  В первой части учебника для второго класса 55 стихотворений, из которых 2- стихотворения  В. Д. Берестова, что составляет 3,6% от общего количества стихотворных произведений. Стихотворение «Раз-два-три-четыре-пять!..» расположено в разделе «Считалия». Стихотворение сопровождается хорошей иллюстрацией, полностью соответствующей содержанию стихотворения.  Заданий для работы с текстом автор не дает. Стихотворение « Кто чему научился» расположено в разделе « Сказки-несказки». Перед прочтением текста авторы дают детям установку: если трудился, то ответишь на вопрос. Вопросом является название стихотворения.[65]

Вторая часть  второго класса содержит 45 стихотворений. Авторы включили 6 стихотворений В.Д. Берестова( «Ночь уходит»,« Тетрадки», «Устный счет», « Урок листопада», «У калитки», « В добрых глазах прирученного зверя…»), что составляет 13.3% от общего количества стихотворений. Стихотворения «Ночь уходит»,« Тетрадки», «Устный счет», « Урок листопада» и «У калитки» расположены в разделе « Стихи и рассказы – детям» . Методических рекомендаций автор к данным произведениям не дает. Перед прочтением стихотворения «У калитки», название которого автор в книге не дает, детям предлагают узнать как Берестов познакомился с С.Я.Маршаком, С.В.Михалковым и К.И.Чуковским, прочитав данное стихотворение.[66]

В учебниках  для третьего класса в первой (25 стихотворений) и второй(36 стихотворений) части  стихотворений Берестова не представлены.[67-68]

 В третей части 19 стихотворений, из которых 4- стихотворения  В.Д. Берестова ( «Подмосковье», « Огни нашей улицы», «Великан», «Любили тебя без особых причин…»), что составляет 21.1% от общего количества стихотворений.  Стихотворения «Подмосковье» и « Огни нашей улицы» расположены в разделе « Родимый край, родная сторона», методических рекомендаций по работе с этими произведениями автор не дает.  Стихотворение « Великан» и «Любили тебя без особых причин…» расположены в разделе « Все начинается с детства…». После  прочтения стихотворения « Великан», детям предлагается подумать: о чем оно, кто такой великан, как и почему настроения радости, гордости переходят в печаль. После прочтения стихотворения «Любили тебя без особых причин…», автор спрашивает у детей :о  ком это стихотворение? О детях или о взрослых? На наш взгляд вопросы к стихотворениям подобраны удачно.[69]

В первой части  четвёртого класса авторы поместили  только одно стихотворение В. Д. Берестова  «Недаром дети любят сказки» в  разделе « Волшебные сказки». После прочтения данного произведения дети должны ответить на ряд вопросов: Какая концовка у сказки  « Царевна лягушка» и всегда ли сказки имеют благополучный конец.[70]

Во второй части  стихотворений Берестова не имеется.[71]

В третьей части размещено только одно стихотворение В.Д. Берестова- «Гениальность» . Мы считаем что автор удачно разместил данное стихотворение в конце 4 класса, так как это стихотворение показывает что ждет детей в средних классах.  После прочтения этого стихотворения автор предлагает детям сравнить стихотворение Е. Григорьевой и В. Берестова. Кто из поэтов наш современник? О чем эти произведения? Какие чувства и настроения они несут? В каких строках спрятана улыбка?[72]

В учебниках  для четвертого класса размещено 89 стихотворений, из которых 2 -стихотворения В.Д. Берестова, что составляет 2.2% от общего количества стихотворений.

Таким образом, мы проанализировали шесть современных  УМК по чтению для начальной школы. Результаты сопоставительного анализа  этих учебников и программ по чтению для начальной школы позволяют сделать следующий вывод: почти все программы предполагают изучение произведений детского писателя  В.Д. Берестова, кроме программы «Литературное чтение» (УМК «Начальная школа XXI века») автора  Л. А. Ефросининой. Количество стихотворений избранного нами поэта в разных УМК значительно колеблется. В частности, в курсе «Чтение и литература» (Автор О. В. Джежелей) произведения Берестова представлены в гораздо большем объеме, нежели в курсе «Чтение и начальное литературное образование» (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Так же в комплекте Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева представлены не допустимые, на наш взгляд, работы со стихотворним произведением.

Подводя итоги  анализа учебников, хотелось бы отметить, что методический аппарат, в рассматриваемых нами УМК, не всегда, на наш взгляд, продуман. А методики работы над стихотворениями в некоторых УМК вообще могут отбить интерес к чтению и не позволяет заинтересоваться произведениями В.Д. Берестова.

 С целью выявления современного положения дел с изучением стихов В. Д. Берестова в начальной школе нами был проведен констатирующий эксперимент. Наряду с анализом современных УМК по чтению с точки зрения выявления наличия в них стихотворений Берестова мы использовали такие методы: анкетирование учителей начальных классов, анализ методической литературы. 
Проанализировав статьи журнала «Начальная школа» за последние 10 лет и не обнаружив ни одной статьи, посвящённой методике работы с поэзией Валентина Берестова , мы пришли к выводу, что методисты не уделяют внимания работе с поэзией этого автора.  
В анкетировании приняли участие 9 учителей начальных классов МОУ СОШ №3 города Десногорск Смоленской области и средней Савеевской  школы имени М. С. Добрынина Рославльского района, работающих по различным программам. 
Наши опросы учителей, которые мы опишем ниже, показали, что современные педагоги плохо знакомы с творчеством Берестова. Несмотря на это, многие учителя-практики все же отмечают большое развивающее и воспитательное значение стихотворений В. Д, Берестова, их «ориентированность» на детей.  
Результаты опроса учителей также показали, что: 
• произведений В. Д. Берестова в современных УМК по чтению явно недостаточно, в некоторых УМК он вообще отсутствует; 
• практически во всех учебниках отсутствует логика расположения стихов В. Д. Берестова; 
Для изучения практики работы над произведениями Берестова  в начальной школе нам было важно выявить следующие аспекты исследуемой проблемы: 
1. Как представлено, по мнению педагогов, творчество В. Д. Берестова в различных УМК? 
2. В чем видят учителя методическую ценность стихов этого поэта?  
3. Смогут ли учителя дать какие-либо ценные рекомендации по теме нашего исследования? 
4. Смогут ли учащиеся узнать, вспомнить стихи В. Д. Берестова, прочитанные ими ранее на уроках классного чтения? 
Мы стремились выявить отношение современных учителей начальных классов к целесообразности включения произведений Берестова в современные УМК. Большинство учителей отметили ,приближенность той эпохи которые описываются в стихотворениях к современной. Детям легко представить, о чем пишет автор, для него нет непонятных слов.

Таким образом  анкетирование позволило сделать  вывод, что у большинства из опрошенных нами учителей в современных программах УМК произведения либо вовсе отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве.

Проанализировав учебники и результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что авторы современных УМК уделяют не достаточное  внимание произведениям В. Д. Берестова. Работа над стихотворениями, предлагаемая авторами, в большинстве случаев оставляет желать лучшего.  Большинство из опрашиваемых нами учителей отмечали малое количество времени, отводимое программой для  роботы с произведениями В. Д. Берестова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В проделанной  нами работе был изучен творческий путь В. Д, Берестова и его произведений в оценке критиков. Были проанализированы различные методы и приемы, используемые для работ над поэтическими произведениями на уроках чтения.

Так же была проведена  экспериментальная работа, в ходе которой были проанализированы 6 современных  комплектов УМК по чтению и проведено анкетирование учителей, работающих по разным программам.

На основе проведенных  нами исследований можно сделать  вывод, что произведения Берестова  в современных УМК представлены, в большинстве случаев,  не достаточно. Работа над произведениями, в некоторых УМК, предлагается не допустимая. Из- за не включения в УМК произведений В. Д. Берестова , большинство детей остаются не знакомы с этим автором, т. к. учителя не считают затрагивать произведения Берестова на внеклассном чтении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Бегак Б. Рождение поэта// Дошкольное воспитание 1987. -№8.- с.56.
    2. [ http://berestov.ouc.ru/]
    3. Дмитритенко С. Судьбы взрослых ткут подростки// Литература .2008.-№6.- с.6-8.
    4. . (А. Зайцев Определение счастья// Детская лит. 1988. №10
    5. ( Карпов А. Введение в жизнь// Детская лит. 1990 сб. статей . М.,1990.-с.-84).
    6. Максимова А. Неисчерпаемость детства// Юность .- 1988.-№4.-с. 86-87.
    7. Берестов В. Д. О себе // ку-ка-ре-ку.-М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, [1990].-с.109.
    8. Разумевич В. Магнитное поле поэзии : О В.Берестове и его стихах для детей// Дошкольное воспитание. – 1991. - №7.-с.58-61.
    9. Зубарова К. Валентин Берестов : « Верю в светлое будущее»// Дошкольное воспитание.-2008.-№7.-с.82-92.
    10. Полозова Т. Д. Увлеченный жизнью поэт : [О В. Д. Берестове]// Начальная школа .-1998.-№4.- с.3-6.
    11. Оморокова М.И. Совершенствование чтение младших школьников: Метод пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009- 160 с.
    12. Куриленко Л.В.Взаимосвязь уроков музыки и чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности первоклассников // Начальная школа.- 1994. - № 4.- с.21-24

13.Сальникова, Т. П. Основные этапы работы над произведением / Татьяна Петровна Сальникова // Методика обучения чтения: учебно-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений по спец. «Учитель нач. классов» / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера»,2000. – Разд. 4. – Гл. 1. – с. 62 – 63.

14. [. Раицкая Г.В. Шаг навстречу к искусству слова // Начальная школа. - 2010. - № 2. -с.53-56

15. Шпунов А.И.  Система работы над логическим  ударением на уроках чтения // Начальная школа. - 1992.- № 4.-с.16-21.]

16. Медведев  В.П.Изучение лирики в школе:  Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985 - 208 с.

17. Оморокова  М.И., Рапопорт И.А., Постоловский  И.З.Преодоление трудностей: Из опыта  обучения чтению: Книга для учителя.- М.: Просвещение,1990.- 108 с.

18. Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения // Обучение чтению младших школьников: Пособие для учителей / Сост. И.А.Гаркунова. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

  19. Мали А.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений // Начальная школа. - 2006.- №7. -с.30-35.

20.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева  Е.В. Капельки солнца. Книга для  чтения в 1-м классе. Изд. 3-е,  перераб.-М.: Баласс, 2004.- 208.с.

21.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева  Е.В. Уроки чтения в 1-м классе по книге « Капельки солнца» . Методические рекомендации. Изд. 2-е, дополненное.-М.: «Баласс», 2002.-128с.

22.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева  Е.В. Маленькая дверь в большой  мир. Книга для чтения во 2-м  классе в 2-х ч. Ч.1.-М.: «Баласс», 2002.-208с.

23.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч.2.-М.: «Баласс», 2001.-160 с.

24.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева  Е.В. В одном счастливом детстве.  Книга для чтения в 3-ем классе. В 2-х ч.Ч.1. 3-е изд., перераб.-М.: Баласс, 2005.-208с.

25.Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М. А.  Уроки чтения по книге «  В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации  для учителя. Изд.2-е,испр. И доп.-М.: «Баласс», 2003.-352 с.

26.Бунеева Е.В., Чандилова О.В. Уроки чтения  в 4-м классе по книге « В океане света» Методические рекомендации для учителя.-М: «Баласс», 2001.-208с.

27.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева  Е.В. В океане света: Книга  для чтения в 4-ом классе. В  2-х ч.Ч.1.-3-е изд.,перераб.-М.:Баласс, 2005.-204 с.

28.Бунеев  Р.Н.,.Бунеева Е.В. В океане света: Книга для чтения в 4-ом классе. В 2-х ч.Ч.2.-3-е изд.,перераб.-М.:Баласс, 2005.-224 с.

29.

30

31

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40. Кубасова  О.В. Уроки чтения по книге «Любимые страницы». Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е,испр. И доп.-М.: «Баласс», 2003.-352 с.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. .Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению : 2 класс.-3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009.-288с.

Информация о работе Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе